Программа работы с учащимися с низкой мотивацией
рабочая программа (7 класс)

Рахимкулова Флюза Фаниловна

Работа с неуспевающими, и слабоуспевающими учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

Программа

 

 «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

На 2024-2025 учебный год

 Рахимкулова Ф.Ф. учитель  истории  и обществознания

Когалым 2024 г

ЦЕЛЬ:создание условий для развития личностного потенциала учащихся в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума, создание благоприятного микроклимата в школе.

ЗАДАЧИ:

  • создать коллектив единомышленников, сделать учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса организовать разнообразную, увлекательную, социально-значимую совместную деятельность учащихся и родителей;
  • организовать всеобуч для родителей;
  • выявление возможных причин снижения успеваемости и качества образования учащихся;
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.

Ожидаемые результаты: установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой и родителями формирование у учащихся любви, долга к родителям,

Формы организации работы с родителямислабоуспевающих и неуспевающими учащихся:

  • индивидуальная беседа с родителями в присутствии ученика;
  • выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где используются дифференцированные задания для создания ситуации успеха;
  • родительское собрание;
  • методические рекомендации и практикумы;
  • подбор методической литературы по отдельным предметам.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (с учеником)

  • Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
  • Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
  • Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
  • Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем) или использовать формирующее оценивание.
  • После первичного контроля ЗУН отработать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего провести повторный контроль.
  • Не опрашивать ученика, не давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине).
  • Определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
  • Выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
  • Дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.
  • Своевременно ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
  • Не снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае использовать другие методы воздействия на ученика.

Только при выполнении полного комплекса мероприятий учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.

Технологическая карта  работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к процессу обучения.

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2.Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5.Стимулирование оценкой, похвалой.

2. Работа в группах,  парах.
3.Индивидуальные консультации.
4. Опорные конспекты, памятки.
Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
– в изучении нового материала;
– выявлении пробелов в знаниях.

Для:

– предупреждения неуспеваемости;
– ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
– формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1.Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
2. Опора на хобби.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессиональной  педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

____  по истории  на  2024-2025 учебный год

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Возможные причины неуспеваемости:

  • Пропуск уроков
  • Недостаточная работа дома
  • Слабые способности
  • Нежелание учить предмет
  • Недостаточная работа на уроке
  • Необъективность выставления оценок на уроке
  • Предвзятое отношение учителя на уроке
  • Большой объем домашнего задания
  • Недостаточное внимание учителя
  • Высокий уровень сложности материала
  • Другие причины

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Ученик обязан

  • выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку;
  • работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке;
  • самостоятельно изучить учебный материал в случае пропуска урока без уважительной причины, но при необходимости обратиться к учителю за консультацией.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

  • Родители обязаны
  • контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость;
  • помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.
  • Родители ученика имеют право
  • посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат.
  • в случае затруднения обращаться за помощью к классному руководителю, учителю-предметнику, администрации школы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

  •  предупреждение/ликвидация неуспеваемости;
  •  повышение уровня освоения учебного материала учащимся;
  •  повышение качества знаний учащихся;
  •  повышение мотивации к учению.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

(образец)

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

  1. Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дифференцированные задания.

Методическое пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

  1. Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

  1. Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося класса

Ф И  учащегося  _____________________________________________

Класс ______________________________________________________

Предмет ____________________________________________________

Причина неуспеваемости ______________________________________

_____________________________________________________________

Учитель ______________________________________________________

Пробелы в знаниях

Даты проведения индивидуальных занятий

Формы ликвидации пробелов

Что задано

%

выполнения

Отметка

Подпись

учащегося,

родителя

Лист контроля выполнения  учащимися  домашних  заданий

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________   Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цельконтроля: отслеживание систематичности  выполнения  домашних  заданий учащимися

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Работа  учителя  за  период  контроля:

с  учащимся  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

с  классным  руководителем ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

с  родителями  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись  учителя_______________________


Промежуточный  контроль  успеваемости  и  посещаемости  занятий  учащимся

Фамилия,  имя  учащегося  ______________________________________________                              Класс_____________

Классный  руководитель     __________________________________________

Период,  за  который  проводится  контроль:

 с  «_____»___________по  «_____»_______________ 200 __г.

Предметы

Количество  уроков  за  период  контроля

Количество  пропущенных  уроков

Оценки  за  период  контроля  (включая  к/р)

Оценки  за  контрольные  работы

Подпись  классного  руководителя  _________________

        

ОТЧЕТ

учителя-предметника о работе со слабоуспевающими учащимися

по состоянию на __________________

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Учитель _________________________Подпись___________________

Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

  1. Ученик____________________________ класс______ школа________
  2. Состояние здоровья:
  • Слабое
  • Удовлетворительное
  • Хорошее
  1. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
  2. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

___________________________________________________________________

  1. Знание учеником критериев оценивания______________________________
  2. Понимание изучаемого материала на уроках
  • Умение концентрировать внимание_______________________________
  • Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
  • Умение повторить изложенное
  • Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
  1. Уровень развития учебных умений:
  • Чтение_______________________________________________________
  • Письмо_______________________________________________________
  • Счет_________________________________________________________
  • Речь_________________________________________________________
  • Понимание прочитанного_______________________________________
  • Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
  • Владение приемами развития памяти______________________________
  • Уровень ответов без конспектов__________________________________
  • Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
  1. Посещение дополнительных занятий:
  • По предметам__________________________________________________
  • Виды учебной деятельности  на занятиях___________________________
  • Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
  1. Выполнение домашних заданий:
  • Частота выполнения домашних занятий____________________________
  • Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
  • Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

  • виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

  • виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

_________________________________________________________________

  1. Дополнительные занятия в каникулярное время:
  • Предметы_____________________________________________________
  • Виды занятий__________________________________________________



Предварительный просмотр:

Как увлечь детей историей.

8 советов родителям.

Некоторые дети готовы часами самостоятельно изучать учебники по истории и разглядывать контурные карты. А для других это не представляет никакого интереса. Но история — одна из важнейших наук, которая нужна не только для сдачи экзамена в школе, но и для общего культурного развития любого человека. Не факт, что во взрослой жизни вас попросят решать логарифмические уравнения, если с этим не будет связана ваша работа. А вот знать, кто такие декабристы или когда была Первая мировая война, образованному человеку всё-таки надо. Если вы хотите помочь своему ребёнку развить интерес к истории, вот вам несколько советов.

1. Гуляйте пешком по городу

Очень банальное, но очень действенное предложение. Пешие прогулки по родному городу — это отличный повод познакомить ребёнка с интересными историческими фактами. Как и почему раньше называлась та или иная  улица,  

2.Следите за интересами ребёнка

Интересы детей — лучшая подсказка для родителей. Если ваш сын обожает танки и солдатиков, станьте участником его сражений. Во время такой игры можно делиться с ребёнком интересными историческими фактами о различных военных действиях, приводить в пример великих полководцев и описывать ход различных битв.

3.Посещайте музеи

Исторический, Музеи Великой Отечественной войны, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, музеи-квартиры знаменитых писателей и деятелей искусства. Всё это действительно очень интересно: старинное оружие и украшения, прекрасные картины, написанные несколько веков назад, предметы разных эпох и стилей. Сама атмосфера завораживает. Главное правило: знайте меру и прислушивайтесь к своему ребёнку. Совсем не обязательно сразу обойти все залы. Начните с малого, чтобы заинтриговать, но не отбить желание для дальнейших походов.

Пусть на виду всегда будут интересные книги по истории, которые ребёнок сможет без труда взять и полистать, когда у него возникнет желание. Сложно найти мальчишку, которого не заинтересовали бы подвиги Геракла. Только не всегда понятно, когда именно проявится этот интерес. Так что будьте готовы и запаситесь красивыми и интересными изданиями.  

4.Учите историю в формате игры

Сегодня огромный выбор настолок, с помощью которых можно не только весело провести время в компании друзей, но и узнать много нового и интересного.

5.Путешествуйте с детьми

Да, посмотреть на египетские пирамиды и воочию увидеть Пизанскую башню, безусловно, здорово — если возможности позволяют, надо обязательно показывать ребёнку мир и знакомить с историей в формате путешествий. Но можно начать и с поездок по Золотому кольцу или посетить старинные усадьбы Подмосковья. Либо отправиться в Петербург на поезде. Такая поездка запомнится надолго. Заодно расскажете по дороге, как и почему Санкт-Петербург назывался раньше.

 6.Больше рассказывайте о себе и своей семье

Как воевали ваши деды, как мы раньше обходились без мобильных телефонов, как катались на троллейбусах и т.д. Расскажите ребёнку, в какой вы учились школе, кто такие пионеры и что раньше было на месте этой многоэтажки. Всё это не потребует от вас энциклопедических знаний, зато поможет познакомить ребёнка с “живой историей” его семьи.

7.Смотрите вместе хорошие исторические фильмы

«Крестовые походы», «Древние миры, «Гладиатор», «Князь Игорь», «Александр Невский», наша классика «Война и Мир» — список можно продолжать долго. Главное — не забудьте удостовериться, подходит ли выбранный фильм по возрастным ограничениям.

8. Читайте вместе с детьми.

 



Предварительный просмотр:

 10 способов, как заинтересовать ребенка историей

Знакомство с историей – отличный способ расшевелить детскую любознательность и развлечь ребенка, ведь чего в истории только не было! Изобретения и динозавры, балы и кругосветные путешествия…

Сразу оговорюсь: мои советы не помогут сделать звезду конкурса вундеркиндов. Выдавать в шесть лет скороговоркой даты правления всех императоров династии Цинь – не значит понимать и знать историю. Любовь к истории – это интерес к жизни, познанию, всему новому.

Советы проверены на моей собственной дочери, но, конечно, у всех детей разные характеры и увлечения.

Не бойтесь!        

Вы учили историю в школе, и с тех пор она напоминает вам дремучие дебри, а ребенок, как назло, спрашивает, когда и где жил Галилео Галилей? Не бойтесь признать, что не знаете ответа. (Скажу по секрету, историки-профессионалы, изучающие русский XVIII век, не сразу вспомнят, сколько было Крестовых походов). Поищите информацию вместе – и сами освежите знания, и ребенок поймет, что забыть что-то не так страшно, главное – желание узнать.

Рассказывайте о себе

История – это не только древнеегипетские пирамиды и Бородинское сражение. Детство родителей, бабушек-дедушек – тоже история, как бы молоды они ни были. Как мы договаривались о встречах без мобильных телефонов? Где проводили лето? Какие игрушки любили? Какими были талончики на автобус? Что было на месте этого нового дома?

Такие разговоры между делом (по дороге в магазин или школу) не потребуют от вас энциклопедической подготовки, зато сблизят с детьми гораздо лучше, чем расспросы, что было на обед в детском саду или что задали по математике.

Выбирайте тему по интересам ребенка

Девочки не всегда интересуются принцессами, а мальчики – танками. Бывает и наоборот. А еще пристрастия меняются – сегодня одни динозавры на уме, завтра – только гусары. Поддерживаем!

Книги

К счастью, появился качественный детский научпоп, который выпускают издательства “Пешком в историю”, “Самокат”, “МИФ” и другие. Причем, это не только традиционные энциклопедии, но и тематические книги с заданиями, альбомы с иллюстрациями и раскраски. Например:

  • Екатерина Каширская, Александра Литвина. “Тимка и Тинка в Древнем Египте. Развивающие игры.” Пешком в историю, 2013.
  • Иван Поммо, Кристоф Илла-Сомерс. “Мы и наша история.” Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  • Наталия Волкова, Василий Волков. “Профессии старой России.” Речь, 2016.

Дети любят пиратские истории? Отличный выбор – “Остров сокровищ” Р. Л. Стивенсона, выпущенный издательством “Лабиринт-Пресс” в серии “Книга+Эпоха”. На полях книги исторический клад: какую одежду носили, что ели и как лечились во времена Джима Хокинса и капитана Флинта.

Пусть книги лежат повсюду, на виду, там, где ребенок сможет без труда их взять и полистать. Только не рассчитывайте, что получится вручить ребенку книгу для самостоятельного чтения, и он мгновенно влюбится в историю. Какая бы книга ни была сто раз красочная и увлекательная, поначалу понадобится ваша поддержка и пояснения.

Игры и мастер-классы

Настольные и карточные игры – еще один нескучный способ прикоснуться к истории. Издательство “Пешком в историю” выпускает целую серию игр: это и детское домино “Мои игрушки: 1812 год” для игроков от 3 до 7 лет, и карточные игры: “Битва народов” или “Эпоха Петра I с головы до ног” для ребят постарше. Игры пригодятся в отпуске, в дороге или на пляже.

В библиотеках, издательствах и музеях регулярно проходят мастер-классы – детей играючи и со знанием дела знакомят с историей.

Например, в Москве детское издательство “Настя и Никита” недавно проводило увлекательное занятие, на котором детей учили писать письма на древнеегипетский манер и ставить сургучные печати, а заодно рассказывали об истории почты. А в Детском зале Библиотеки иностранной литературы (“Иностранки”) прошло занятие для детей 8-11 лет “Глиняные таблички и клинопись” – одновременно путешествие в Древнее Междуречье и мастер-класс по составлению зашифрованных посланий.

Музеи и лектории

Выставленные в музеях старинные мечи, украшения, одежда и всякие древние красивые и необычные штуки впечатляют многих детей. Этой вазе пять тысяч лет, ничего себе!

Девиз похода в музей: чувство меры и интересы ребенка! Для начала выберите и осмотрите один-два зала (которые интересны ребенку! Пусть рассматривает в свое удовольствие 36 древних наконечников от стрел, а не ваш любимый гигантский глобус).

Не стоит тащить голодного и усталого экскурсанта через всю экспозицию, это же не каторга. Приберегите силы и настроение на чашечку чая в музейном буфете.

Во многих музеях есть детские занятия и лектории выходного дня. Но опять же – если ребенок маловат, не хочет туда ходить, или у вас есть еще один малыш, которого нужно укладывать спать и кормить (а еще бы самой отдохнуть), а вы вместо этого в истеричном состоянии везете старшего в ненавистный ему лекторий… Полистайте лучше дома книжку о динозаврах.

Прогулки и поездки

Поездка с детьми в прелестные города Золотого кольца, подмосковные старинные усадьбы или Рим – это настоящее путешествие во времени, прикосновение к истории. Но я с ужасом вспоминаю усталых заплаканных детей и издерганных родителей в Ватиканской пинакотеке.

Все дети разные, но лет до десяти они обычно быстро устают от пеших экскурсий, картинных галерей и вереницы достопримечательностей.

Мне кажется, семилетний ребенок заинтересуется историей скорее на празднике открытия фонтанов в Петергофе, чем в музеях Ватикана.

Кстати, есть и детские путеводители, например: Александра Балашова. “Стокгольм. Веселое путешествие”, МИФ, 2015.

Обсуждаем все

В истории много трагических страниц – войны, революции, репрессии… Не игнорируйте детские вопросы на эти темы, разбирайтесь вместе. Вам помогут:

  • Серия книг “Россия в 1917 году” издательства “Пешком в историю”.
    Александра Литвина, Анна Десницкая. “История старой квартиры.” Самокат, 2017.
  • Юлия Яковлева. “Дети ворона.” Самокат, 2016.
  • Елена Верейская. “Три девочки.” Речь, 2014.

Не давите и не расстраивайтесь

Не волнуйтесь, если ребенок зевает в музее или отбрасывает шедевральную “Историю старой квартиры”, возможно, он полюбит историю чуть позже, а сейчас хочет ставить химические опыты.

Коробка воспоминаний

Пишите историю своей семьи вместе с детьми: собирайте открытки и особые предметы-напоминалки о поездках и событиях, детские записки и рисунки, детсадовские грамоты, печатайте фотографии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

ПРОГРАММА «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

2.1. Актуальность программы.        Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Основная пробл...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"

Данный материал - попытка найти путь решения одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - повышение мотивации к учению учащихся...

Формы работы с учащимися с низкой мотивацией и их стимулирование

В проекте дается анализ положения в школе, в наслеге, приведены итоги анкетирования и опроса, указаны этапы работы проекта, поставлены цель, задачи, указаны ожидаемые результаты, составлен план работы...

Программа работа с учащимися с низкой мотивацией

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование мето...

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....