Статья "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От плуга до лазера».
статья

Листова Анико Гурамовна

Статья о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «От плуга до лазера».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От плуга до лазера»

Актуальность

От плуга до лазера – это занятия, демонстрирующее открытия человечества от первобытного строя до наших дней. Программа направлена на раннее развитие у детей инженерного и научного мышления, реализацию их творческих, познавательных, исследовательских и коммуникативных потребностей. Данная Программа дает возможность подготовить ребенка к опережающему восприятию мировых открытий в понятной и доступной форме, что актуально для меняющейся парадигмы школьного образования. ФГОС  акцентирует приоритетность познавательного развития в условиях игровой, исследовательской, проектной деятельности.

Отличительные особенности

В Программе усилен проблемный и творческий компонент образовательного процесса за счет включения игрового и поискового элементов в обучение. Педагог не разъясняет принцип действия открытия до мельчайших подробностей, т. к. ребенок еще не располагает необходимым понятийным аппаратом, а организует получение знаний на основе знакомства с явлениями и процессами путем демонстрации видеороликов, бесед, обсуждений.

Основными формами проведения занятий являются научный лекторий, творческая мастерская, игровое занятие. Основными формами контроля освоения учащимися Программы являются педагогическое наблюдение, игровое задание и презентация работ.

Весь теоретический материал (открытия, явления, определения, законы и др.) носит ознакомительный характер и преподносится учащимся в доступной форме. Особенностями обучения являются логико-поисковая работа, задания для развития мыслительных процессов, побуждением к самостоятельному творчеству.

Авторским является использование в процессе обучения различных упражнений, игр, заданий на развитие таких мыслительных процессов, как логика, внимание и память. Нарушается привычное, бытовое представление детей о законах окружающего мира.

В образовательном процессе реализуются следующие педагогические принципы:

- посильности обучения, т. е. соответствия предлагаемого содержания и форм обучения особенностям, возможностям, интересам учащихся;

- последовательности, упорядоченности, т. е. обучения от простого к сложному;

- единства теории и практики, опоры на наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

- обучения в игре: игра делает процесс познания легким и понятным для ребенка, создает радостный эмоциональный фон занятия;

- самостоятельности, т. е. максимально возможной на данном этапе обучения организации тех видов работы, которые учащийся может выполнить сам.

Программа направлена на:

- формирование системы первичных естественнонаучных знаний, умений, навыков;

- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при выполнении заданий;

- повышение уверенности в своих научных и творческих способностях.

Программа дает возможность получения ребенком конкретного наглядного результата (продукта) обучения, что создает ситуацию успеха, которая особенно важна для детей младшего возраста.

Цель: Раннее развитие у учащихся естественнонаучного познания, конструкторских и изобретательских способностей, таких мыслительных процессов, как логика, внимание и память, мотивации к творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Знакомство учащихся с рядом научных открытий и физических явлений в процессе развития цивилизации.

2. Формирование представления о некоторых физико-технических понятиях.

3. Обучение проектированию и изготавливать простые устройства.

4. Обучение объяснению действия устройств, в основе которых лежат физические явления.

5. Формирование навыка безопасного применения инструментов, необходимых для работы.

Развивающие:

1. Развитие памяти, внимания, аналитического мышления.

2. Формирование навыка проектной и презентационной деятельности.

3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

1. Формирование устойчивого интереса к занятиям технического направления.

2. Формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности.

3. Воспитание терпения, способности преодолевать трудности.

4. Повышение коммуникативной культуры учащихся, культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи.

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

На обучение по программе принимаются все желающие, имеющие интерес к творческой деятельности и конструированию. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп

Количество учащихся в объединениях – 15 человек.

Формы проведения занятий

Основными формами проведения занятий являются:

- научный лекторий (демонстрация видеофильмов, обсуждение просмотренного)

- игровое занятие на развитие логики, внимания, памяти (форма учебной деятельности стимулирующая

- мыслительные процессы, дающая нестандартный взгляд на окружающие предметы и явления)

-творческая мастерская (форма обучения, которая создает условия для подхода каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного творчества)

Применяемые формы занятий носят развивающий характер и направлены на формирование опыта учащихся, развитие их творческих навыков; стимулируют интерес детей к естественным наукам. Сочетание данных форм занятий обусловливает низкий порог вхождения, делает образовательный процесс доступным и понятным, создает положительный эмоциональный фон восприятия учебного материала, что поддерживает мотивированность учащихся.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

В связи со спецификой теоретической и практической деятельности учащихся и преобладанием практических занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:

-фронтальная – взаимодействие педагога и всех учащихся осуществляется одновременно; применяется преимущественно при изучении учащимися новых открытий, обсуждении их значения для человечества;

-групповая – организация взаимодействия педагога с учащимися, объединенными в малые группы, в т.ч. в пары; при этом группы могут выполнять как одинаковые, так и различные задания;

-индивидуальная – выполнение учащимися индивидуальных заданий; применяется преимущественно при выполнении итоговых работ, а также при подготовке к проектам.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- разовьют научное любопытство и умение задавать вопросы, преодолевать трудности в познании нового;

- повысят уровень развития памяти, внимания, аналитического мышления;

- сформируют устойчивый интерес и стремление к продолжению обучения по программам технической направленности.

Метапредметные результаты:

- обучатся безопасному использованию инструментов, применяемых при изготовлении технических моделей;

- приобретут навыки осуществления проектной и презентационной деятельности;

- научатся самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность;

- научатся продуктивно взаимодействовать в паре, в группе, в коллективе на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Предметные результаты:

- познакомятся с открытиями и явлениями, научатся их анализировать;

- научатся проектировать, конструировать и изготавливать динамические модели,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ( ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ) ПРОГРАММЕ «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ»

Программа «ПОДГОТОВКА ЮНАРМЕЙЦЕВ» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориен...

Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....