Социальный проект:« Нужны ли детям считалки?»
проект

Матвеенко Елена Анатольевна
  • Изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена;
  • Выявить, зачем сейчас нужна считалка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schitalki.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

1.Введение

Тема проекта: Нужны ли детям считалки?

Я люблю играть со своими друзьями. Выбрать водящего в прятки можно: ты предложил – значит, ты первый водишь. Но мы пользуемся считалками. Почему?  Зачем нужны считалки?  Интересна ли считалка моим сверстникам, воспитанникам детского сада?

Цель – побудить детей сочинять стихи в виде считалок.  

Задачи проекта:

  • Изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена;
  • Выявить, зачем сейчас нужна считалка;
  • Опросить своих сверстников и определить популярные считалки;
  • Вызвать желание сочинять считалки.
  • Оформить мини-книжки по результатам исследования: популярные считалки, сочиненные считалки.

Методы исследования: изучение литературы, анализ, обобщение, анкетирование, сочинительство, оформление результатов.

Итоговый продукт: мини-книжки: популярные считалки, сочиненные считалки.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни; могут быть использованы на занятиях детских садах, уроках младших классов, беседах родителей и детей.

2. Считалки, их назначение в древние времена

Считалки известны еще в далекие времена. Раньше их называли не только считалки, но и просто счет, пересчет, говорушки, счетушки. Никто сейчас не может определить, кто же придумал считалки. Сочинял их народ.

В далекие времена считалки использовали взрослые. В те времена не было техники, которая помогает людям сейчас. Трудиться было тяжело и даже опасно. Люди придумали распределять обязанности. С помощью считалок определялось, кто пойдет на войну, какова будет твоя роль на охоте, в торговле. Считалки являлись своего рода гаданием, жребием.  Никто не оспаривал результаты считалок – это была воля судьбы.

Люди верили в силу слов, некоторые считалки была похожа на заклинание:

 За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

на дверях висит замок.

Ты за ключиком иди и замочек отомкни.

распределять обязанности. С помощью считалок определялось, кто пойдет на войну, какова будет твоя роль на охоте, в торговле. Считалки являлись своего рода гаданием, жребием.  Никто не оспаривал результаты считалок – это была воля судьбы.

Люди верили в силу слов, некоторые считалки была похожа на заклинание:

 За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

на дверях висит замок.

Ты за ключиком иди и замочек отомкни.

Часто использовали странные, несуществующие слова. В основе считалок, имелось представление о том, что есть счастливые и несчастливые числа. Если считалка заканчивалась на несчастливое  число: не стоит делать важное дело. Определением благополучного завершения дела, определялось тем, что счет заканчивался на счастливое число.

Очень часто в считалках счет скрывался другими словами:

Ази, двази, призи, зизи,

пятом, мятом, шума, рума,

дуба, крест.

Это суеверие связано с тем, что нельзя пересчитывать некоторые предметы, животных, а то жди неудачи, неприятностей, гибели. В деревнях до сих пор живет это суеверие. Нельзя считать только родившихся крольчат, цыплят, других малышей, а то жди их болезни. Нужно подождать, пока подрастут. Со временем у взрослых считалки утратили такую большую, значимую роль.

  1. Значение считалок для детей

Считалками пользовались дети как в далекие времена, так и сейчас. Самое главное ее назначение: она является любимым помощником в распределении ролей  в прятках, в пятнашках, в «волках и овцах» и в других играх. Иногда играющие, которые хотят начать игру первыми, кричат: «Чур, я — первый». Но многие из детей хотят быть первыми или наоборот.

Считалки, в которых выбирают водящего. Все дети встают в круг. Один играющий встает в середине и рассказывает считалку. Произнеся каждое слово, он «по часовой стрелке» касается рукой всех играющих, включая себя. На кого выпадает последнее слово, тот и водит. Касаясь друг друга, дети учатся доверию.

Примеры считалок:

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох,

 Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!  

****

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана,

Буду резать, буду бить,

Все равно тебе водить.

Считалки, в которых  выбирают играющего. Все дети встают в круг. Один играющий встает в середине и рассказывает считалку. Произнеся каждое слово, он «по часовой стрелке» касается рукой всех играющих, включая себя. На кого выпадает последнее слово, тот выбывает. Так считаются до тех пор, пока не выйдут все. Последнему предстоит водить.

Пример считалки:  

Вышла мышка как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре -

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Выходи из круга вон!

Универсальные считалки, которые используют не только в играх, но в обучении счету.

Пример  такой считалки:  

 Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире,

Чай пили, Чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Есть считалки, которые дожили до наших дней с очень давних пор. Представьте когда — то наши бабушки, дедушки играли с такой считалкой:

Раз, два — Голова,

 Три, четыре — Прицепили,

 Пять, шесть — В ряд снесть,

Семь, восемь — Сено косим,

Девять, десять — Сено весить,

Одиннадцать, двенадцать — Некуда деваться.

Мы уже определили, что считалки сочинял народ. Но и поэты любят этот жанр. Есть очень знаменитые авторские считалки

Сергея Михалкова  «Чур, я — первый»

«Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять…..»/Котята./,  

Люции Зубковой
«Мы делили апельсин, Много нас, а он один…» /Апельсин/.

 Есть такие считалки, которые уже давно считают народными, а они авторские.  Помните?  

Раз—два—три—четыре—пять,

Вышел зайчик погулять;

Вдруг охотник прибегает,

Из ружья в него стреляет…

Пиф—паф! ой—ой—ой!

Умирает зайчик мой!

(Сочинил эту считалку поэт Ф. Б. Миллер в 1851 году).

А дети уже придумывают разные версии, и концовки этой считалки.  

Что так нравиться детям в считалках?  Их предназначение сохранилось, ведь на кого падет выбор, тому и повезет. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Детские считалки выполняют важную функцию в воспитании ребёнка: они вырабатывают в его характере такие качества, как чувство товарищества и честность.

Разучивая с детьми различные считалки, Вы тренируете их память и чувство ритма, необходимое в песне, танце. Считалки – превосходный образец устного народного творчества, ведь они передаются от ребёнка к ребёнку во время игры. Считалки являются наиболее простым способом вовлечь ребёнка в игру и привлечь его внимание.

4. Анкетирование сверстников. Выявление популярных считалок.

Я с помощью воспитателей провела исследование среди своих сверстников, дошкольников – воспитанников детского сада, с целью выяснить, какие самые популярные считалки.  Самые популярные считалки оказались народными.

Результаты я оформила в виде мини-книжки «Популярные считалки». Приложение №2.

5. Сочинение собственных считалок

Я с помощью воспитателей предложила детям сочинить свои считалки.  Предложила два способа сочинения считалок:

  1. переделывая слова в известных считалках;
  2. сочинить самому.

Сначала всем понравился первый вариант, было очень весело и интересно. А со временем дети сочиняли уже свои собственные считалки. Детские считалки образуется как конструктор, у каждого ребенка  из разного материала: разные мотивы, образы, слова, элементы реальной жизни, детской фантазии. Соединяется в единый сюжет с рифмой.

Результаты я оформила в виде мини-книжки «Сочиненные считалки». Приложение №3.

6. Вывод

Считалки стали любимыми стихами, которые дети с удовольствием учат. Считалки используют в обучении математики, развитии речи, памяти, в играх.  Любят сочинять считалки не только взрослые, но и дети. Дети могут сочинять считалки, переделывая слова в известных считалках. А могут сочинять свои авторские считалки. Может, со временем, наши считалки будут кричать все дети во дворе.

Заключение: Обобщая итоги работы над проектом, хочется отметить, что цель достигнута. Считалки интересны детям. Их легко запоминать, интересно сочинять новые. Думаю, даже закончив этот проект, я и мои сверстники будем еще сочинять считалки.

Список литературы

1. http://lyrik.rc-mir.com/gedicht228833.html

2.  http://www.1000plus1igra.ru

3. Веселые странички. Русские народные сказки, загадки, считалочки, потешки и песенки / Под ред. Ткачук А. Н.- М.:Русич ,2013-128с.

4. http://az.lib.ru/m/miller_f_b/text_0010.shtml

5. М.П.Чередникова “Голос детства из дальней дали”.-М: Лабиринт, 2002 г.-224c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальный проект "Подарки для детей"

В данном социальном проекте учащимися  было предложено несколько вариантов подарков-сувениров: пасхальная открытка, «цыплята» из соленого теста или ниток, пасхальное яйцо из соленого теста или па...

Социальный проект "Подари сердце детям"

Социальный проект “Подари сердце детям” реализован преподавателями Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский механ...

Социальный проект "Дорожные знаки - детям!"

Пешеход – это тоже участник дорожного движения, который должен ориентироваться на дороге по дорожным знакам. Дорожные знаки – это стандартизированные графические рисунки, передающие опред...

Социальный проект "Где вы, дети? - В Интернете!"

Социальный проект  "Где вы, дети? - В Интернете!" реализован в 2013-2014 учебном году учениками 5в класса. Цель - научить сверстников, как с пользой и безопасно пользоваться ресурсами глобальной ...

Социальный проект по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентированный на развитие коммуникативных навыков

Анализ многочисленных исследований выявил, что социальная адаптация, где адаптация является одной из задач социального сопровождение, детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и...

социальный проект Подарим радость детям

Сотрудничество с ребятами из детского дома г.Павлово...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Елена Анатольевна, Вы скорее всего по ошибке не по тому адресу работу отправили. Сюда, на проект Вахта памяти, отправляют работы с рассказами о боевом пути солдата.