Эссе "Моя педагогическая философия"
статья

Коробейникова Марфа Сафроновна

Размышление на тему "Почему я выбрала профессию учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kms.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

                                                Будь самим собой, ищи собственный путь.  

                                          Познай себя прежде, чем хочешь познать детей.

                                          Ты сам тот ребёнок, которого должен раньше,

                                          чем другие, узнать, воспитать,  научить.

                                                                                                 Я.Корчак    

                                           

Стать учителем мне хотелось с детства. Игра «в школу» с подружками была самой увлекательной.  У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор – быть учителем. Это выбор, сделанный мною, когда я училась в школе. В выборе профессии большую роль сыграл мой классный руководитель. Обучаясь с Минусинском педагогическом училище, я не раз писала сочинение о своём любимом школьном учителе, который привил мне любовь к этой профессии.

И если основные профессиональные заповеди медиков: «не навреди», то в качестве таковых у себя я бы назвала: «пойми ученика» и «помоги ему научиться».

Учитель – это всегда работа над собой. Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за самою себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.     

 Я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию учителя? Профессию, основой которой является одно – любовь к своему предмету, любовь к детям и стремление передать им частичку себя.    

Вся моя жизнь связана со школой, ей я отдала ни много, ни мало –       30 лет. Права ли я в том, что выбрала профессию учителя?   Ответ однозначный: никем другим, как педагогом, я себя не вижу, и нигде мне не найти такой интересной, насыщенной жизни, я не смогу без своих учеников и коллег.  

Я – преподаватель математики и каждый день передо мной встаёт вопрос – что я могу дать детям? Как научить их трудной, но в то же время увлекательной математике?  Далекой от реальностей жизни и пронизывающей всю нашу жизнь. Казалось бы, ненужной большинству людей, но необходимой каждому.

Я   учу их не бояться высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Стараюсь создавать на занятиях спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Каждый учащийся знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся  в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно –  не учиться».

Понимание изначально создается вниманием. Без внимания не должен остаться на уроке ни один ученик. Это мое глубокое убеждение. В самом начале урока  я стараюсь встретиться взглядом с каждым из учащихся, чтобы поприветствовать творческую индивидуальность, чтобы дать возможность каждому ребенку оказаться в фокусе внимания учителя.

Идет урок. Каждый из ребят  ждет оценки своего труда. Как важно не забыть это сделать! Как важно найти при этом нужные слова! «Молодец. Ты первым отыскал ключ к этой проблеме. Прекрасно! Ты сумел сформулировать все коротко,  ясно и так, что нам всем слушать тебя было интересно»,  – говорю я сегодня, а завтра  – снова поиски,  ведь похвалить надо так, чтобы не было противопоставления  учащихся друг другу: отличник, безупречно выполнивший задание,  достоин похвалы не в большей мере, чем средний ученик, получивший «4» и тем самым доказавший, что способен на большее.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.     Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я – Учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.                                                                                                        

А что значит для меня, быть учителем?  Невозможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…  Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.   

         Я, как классный руководитель, способствую развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей,  воспитываю Человека, способного к творческой и продуктивной работе, выстраиваю работу  с детьми на принципах сотрудничества: 

  • принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;
  • диалогичность и открытость в общении с учащимися;
  • терпение и терпимость;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с детьми;
  • умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения;
  • умение признавать ошибки.

Наверное, правы те, кто утверждает, что учитель – не профессия, а призвание. Любить своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь поддержать его в трудную минуту – все это возможно только по зову сердца, движению души.

Духовный мир учителя, его мысли, интересы, нравственные устои должны быть открыты для детей. Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят.

Конечно, учитель мудрее, старше, но он такой же человек, с жизненными удачами и неудачами, со своими горестями и радостями. Ребёнок хочет быть с вами, быть вашим тогда, когда он вас любит, а любит тогда, когда верит вам.

Значит, учитель должен не играть роль честного, искреннего, умного человека, а быть и честным, и искренним и умным.

Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но почему-то в душе нет успокоения: вечный поиск, вечная работа.

По такому принципу, мне кажется, и должен жить человек, если он хочет чего-то добиться.

Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря! И ты испытываешь огромное удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! Но чтобы зажечь других, ты должен сам не тлеть, но гореть. Как прожить так, чтобы не иссякла энергия творчества? Терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного?

Подводя итог размышлениям, можно кратко сформулировать ключевые положения: моя педагогическая философия заключается в сотрудничестве, соавторстве, сотворчестве в учебной деятельности, направленности учебного процесса в соответствии с  требованиями жизни, чуткости друг к другу, мудрости  и любви.

Пусть любовь согреет  моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.

«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

Сегодня я могу гордиться, что около десятка моих учеников выбрали профессию учителя и некоторые работают в своей родной школе.

Задача учителя – не только учить, но и самому постоянно учиться. «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным», – писал К.М.Симонов. Творческий учитель всегда в поиске, он шагает в ногу со временем.

В наше непростое время самой важной задачей учителя, по-моему, является подготовка ребят к самостоятельной жизни. Успешное школьное детство и юность – это и начало успешной взрослой жизни. От нас зависит, как сложатся судьбы наших учеников: способных и не очень, послушных и озорных.

А закончить хочу словами замечательного человека –                                       Ш.А. Амонашвили:  «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих  учеников, но, в  первую очередь, в их душах и сердцах».

с. Таяты, 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...