Специальная индивидуальная программа развития
рабочая программа (6 класс)

Светлана Васильевна Манохина

Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (2 вариант) 6 класс, надомное обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx136.55 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями( 2 вариант) 6 класс, надомное обучение.

«Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями( 2 вариант) 6 класс, надомное обучение.»

Специальная индивидуальная

программа развития

на 2019 – 2020 учебный год

обучающегося  6 «З» класса

Ответственные за реализацию программы

учитель:  Манохина С.В.

учитель: Костюшина Н.П.

в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,  Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Липецкой области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Уставом и другими нормативно-правовыми документами Школы.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой, М., «Владос», 2011г., т.к. она наиболее приемлема для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на один учебный год. Программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы ему для социальной адаптации. Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.

Направленность программы: формирование у ребенка потребности в обучении и развитии в домашних условиях.

Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению нарушений, которые способствуют успешному преодолению имеющихся нарушений.

Сроки: программа рассчитана на один год. Формы и режим занятий: занятия проводятся раза  в первой половине дня. Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, соревнование, беседа, работа по компьютеру.

Ожидаемые результаты: 

-улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка;

- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

Цели программы:

  • введение обучающейся в культуру общества;
  • развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;
  • обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;
  • создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи программы:

Задачи адаптированной программа определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

• продолжить работу по коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающейся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия

• развивать у обучающейся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении работы;

• развивать у обучающейся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• расширять и уточнять словарный запас обучающейся за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

• развивать у обучающейся целенаправленную деятельность, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция - развитие памяти;

- коррекция - развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

• Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с интеллектуальными нарушениями.

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальными нарушениями. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяется на момент завершения обучения школе.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий

обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩЕЙСЯ НА ДОМУ УЧЕНИЦЫ 6 В КЛАССА

Альшевской Яны

на 2018-2019 учебный год

ПРЕДМЕТЫ

ч/нед.

1

Письмо и развитие речи

2

2

Чтение и развитие речи

2

3

Счет

2

4

Изобразительное искусство

1

5

Трудовое обучение

2

6

Предметно-практическая деятельность, конструирование

1

7

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания

1

8

Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

1

9

Социально-бытовая ориентировка

1

ИТОГО

13

Часы самостоятельной работы

17

Максимально допустимая недельная нагрузка обучающейся

30

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем 4 раза в неделю по 3-4 урока в день, продолжительностью 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой.

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.

Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.

Задачи:

- научить звуко-буквенному анализу;

- формировать представление об образе буквы, слиянии слогов, составлении слов и предложений;

- прививать интерес к чтению;

- обогащать словарь и развивать связную устную речь;

- корректировать внимание. 
      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Ученица учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. 
      Букварный период. В этот период у ученицы формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
   В школах для детей с ОВЗ несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.
      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.

Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Планируемые результаты освоения программы :
      различать звуки на слух и в произношении;
      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
     -  плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
      - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
     -  слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
      - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;     
      - знать наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.


ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Iчетверть

№пп

Тема

Дата

1

Звук А. Выделение звука. Нахождение буквы А среди других букв и в узоре.

03.09

2

Прослушивание и анализ рассказа Ю. Коваля «Дед, баба и Алеша».

06.09

3

Звук У. Выделение звука. Нахождение буквы У среди других букв и в узоре. Составление и чтение слогов АУ, УА.

10.09

4

Звук и буква О. Выделение звука в словах. Нахождение буквы О среди других букв и в узоре. Составление и чтение слогов ОУ, У О.

13.09

5

Прослушивание и анализ рассказа Н. Носова «Огурцы».

17.09

6

Звук и буква М. Выделение звука в начале слова. Нахождение буквы М в узоре.

20.09

7

Составление и чтение слогов с согласной М.

24.09

8

Прослушивание и анализ рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша».

27.09

9

Составление и чтение слов МА-МА, МУ-МУ. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

01.10

10

Звук и буква С. Выделение звука в словах. Нахождение буквы С среди других изученных букв, в узоре.

04.10

11

Прослушивание и анализ рассказа Е. Пермяка «Славка».

08.10

12

Составление и чтение слогов с согласной С.

11.10

13

Составление и чтение слов О-СА, СА-МА.

15.10

14

Прослушивание и анализ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».

18.10

15

Звук и буква X. Выделение звука в словах. Нахождение буквы X среди других изученных букв, в узоре.

22.10

16

Составление и чтение слогов с согласной X.

25.10

II четверть

Звук и буква Л. Узнавание слов с буквой Л. Нахождение буквы Л среди других изученных букв, в узоре.

08.11

Прослушивание и анализ рассказа Е. Пермяка «Луна, лужица и бельмо…».

12.11

Составление и чтение слогов с согласной Л.

15.11

Составление и чтение слов ЛУ-ША, МА-ЛА.

19.11

Прослушивание и анализ рассказа Н. Носова «Леденец».

22.11

Звук и буква Ы. Нахождение буквы Ы среди других изученных букв, в узоре.

26.11

Составление и чтение слогов с гласной Ы.

29.11

Прослушивание и анализ рассказа В. Бианки «Мышонок Пик».

03.12

Составление и чтение слов О-СЫ, УСЫ, МЫ-ЛО, МА-ЛЫ.

06.12

Звук и буква Н. Выделение звука в словах. Нахождение буквы Н среди других изученных букв, в узоре.

10.12

Прослушивание и анализ рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык».

13.12

Составление и чтение слогов с согласной Н.

17.12

Составление и чтение слов ОН, О-НА. СОН, СЫН.

20.12

Прослушивание и анализ рассказа Ю. Коваля «Серая ночь».

24.12

Звук и буква Р. Выделение звука в словах. Нахождение буквы Р среди других изученных букв, в узоре.

27.12

Составление и чтение слогов с согласной Р.

29.12

III четверть

1

Составление и чтение слогов с согласной К.

14.01

2

Составление и чтение слов, состоящих из одного слога МАК, РАК ЛУК, СУК.

17.01

3

Прослушивание и анализ рассказа Б. Житкова «Кружечка под елочкой».

21.01

4

Звук и буква П. Выделение звука в словах. Нахождение буквы П среди других изученных букв, в узоре.

24.01

5

Составление и чтение слогов с согласной П.

28.01

6

Прослушивание и анализ рассказа Г. Скребицкого «Пушок».

31.01

7

Составление и чтение слов, состоящих из одного слога ПАР, ПОЛ.

04.02

8

Составление и чтение слова ПА-ПА, ПА-ША, ПУ-ШОК.

07.02

9

Прослушивание и анализ рассказа К. Паустовского «Подарок».

11.02

10

Звук и буква Т. Выделение звука в словах. Нахождение буквы Т среди других изученных букв, в узоре.

14.02

11

Составление и чтение слогов с согласной Т.

18.02

12

Прослушивание и анализ рассказа Ю. Коваля «Тузик».

21.02

13

Составление и чтение слов, состоящих из одного слога КОТ, РОТ, СЫТ.

25.02

14

Составление и чтение слов УТ-КА, УТ-РО.

28.02

15

Прослушивание и анализ рассказа Е. Пермяка «Темка».

04.03

16

Звук и буква И. Выделение звука в словах. Нахождение буквы И среди других изученных букв, в узоре.

07.03

17

Упражнение в образовании и чтении слогов со звуком и буквой И.

11.03

18

Прослушивание и анализ рассказа Г. Скребицкого «Кот Иваныч».

14.03

19

Составление и чтение слов: ЛИС, МИР.

18.03

20

Звук и буква З. Выделение звука в словах. Нахождение буквы З среди других изученных букв, в узоре.

21.03

IV четверть

1

Дифференциация звуков и букв З-С. Составление и чтение слов с согласными З-С.

04.04

2

Звук и буква В. Выделение звука в словах. Нахождение буквы В среди других изученных букв, в узоре.

08.04

3

Составление и чтение слогов с согласной В.

11.04

4

Прослушивание и анализ рассказа Г. Скребицкого «Воришка».

15.04

5

Составление и чтение слов ВОЛ, ЗОВ.

18.04

6

Звук и буква Ж. Выделение звука в словах.

22.04

7

Прослушивание и анализ рассказа М. Пришвина «Журка».

25.04

8

Составление и чтение открытых слогов с согласной Ж.

29.04

9

Прослушивание и анализ рассказа Н. Павловой «Живая бусинка».

06.05

10

Составление и чтение закрытых слогов с согласной Ж.

13.05

11

Составление и письмо слов с согласной Ж: ЖУК, ЛУ-ЖОК.

16.05

12

Составление и письмо слов с согласной Ж: ЖА-РА, ЛЫ-ЖИ.

20.05

13

Дифференциация согласных Ж-Ш.

23.05

14

Прослушивание и анализ рассказа Г. Скребицкого «Джек».

27.05

15

Повторение изученных букв.

30.05

Итого: 67 уроков

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пояснительная записка


Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение.

Умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Цель: выработать элементарные навыки письма строчных и прописных букв.

Задачи:

- формировать навык письменной речи;

- формировать каллиграфические навыки;

- обогащать и уточнить словарь;

- пробудить познавательный интерес к родному слову;

- корректировать внимание.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученицы, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Ученица должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии, синтаксиса.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой ученицы.







ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

I четверть

№ пп

Тема

Дата

1

Написание элементов буквы а. Письмо букв А, а.

03.09

2

Написание элементов буквы у. Письмо букв У,у. Написание слогов ау, уа.

06.09

3

Письмо букв О, о. Упражнение в написании слогов оу,уо.

10.09

4

Написание элементов буквы м. Письмо строчной буквы м.

13.09

5

Упражнение в написании слогов с буквой м.

17.09

6

Составление и письмо слов А-ма, му-му.

20.09

7

Письмо букв С, с.

24.09

8

Упражнение в написании слогов с согласной с.

27.09

9

Составление и написание слов о-са, А-ма.

01.10

10

Письмо букв Х, х.

04.10

11

Составление и письмо слогов с согласной х.

08.10

12

Составление и письмо слов у-хо, у-ха.

11.10

13

Письмо букв Ш, ш.

15.10

14

Контрольная работа. Диктант.

18.10

15

Составление и письмо слогов и слов с ш.

22.10

16

Дифференциация согласных с-ш.

25.10

II четверть

1

Письмо букв Л, л.

08.11

2

Составление и письмо слогов с согласной л.

12.11

3

Составление и письмо слов Лу-ша, А-ла.

15.11

4

Письмо буквы ы, её элементов.

19.11

5

Составление и письмо слогов с гласной ы.

22.11

6

Составление и письмо слов о-сы, усы, мы-ло, А-лы.

26.11

7

Письмо букв Н,н.

29.11

8

Составление и письмо слогов с согласной н.

03.12

9

Составление и письмо слов он, о-на, сон, сын.

06.12

10

Письмо букв Р, р.

10.12

11

Составление и письмо слогов с согласной р.

13.12

12

Составление и письмо слов, состоящих из одного слога шар, сыр, сор, хор.

17.12

13

Контрольная работа. Обводка изученных букв, слогов, слов.

20.12

14

Составление и письмо слов, состоящих из двух слогов Ро-ма, Шу-ра, ра-ма, но-ра.

24.12

15

Дифференциация согласных р-л.

27.12

16

Написание элементов буквы к. Письмо букв К, к.

29.12

III четверть

1

Составление и письмо слогов с согласной к.

14.01

2

Составление и письмо слов, состоящих из одного слога мак, рак лук, сук.

17.01

3

Написание элементов буквы п. Письмо букв П, п.

21.01

4

Составление и письмо слогов с согласной п.

24.01

5

Составление и письмо слов, состоящих из одного слога пар, пол.

28.01

6

Составление и написание слов па-па, Па-ша, Пу-шок.

31.01

7

Написание элементов буквы т. Письмо букв Т, т.

04.02

8

Составление и письмо слогов с согласной т.

07.02

9

Составление и письмо слов, состоящих из одного слога кот, рот, сыт.

11.02

10

Составление и письмо слов ут-ка, ут-ро.

14.02

11

Письмо букв И, и.

18.02

12

Составление и письмо слогов с буквой и.

21.02

13

Упражнение в образовании и написании слов с гласной и: лис, мир.

25.02

14

Составление и письмо слов, состоящих из двух слогов ли-па, А-ни.

28.02

15

Написание элементов буквы з. Письмо букв З, з.

04.03

16

Составление и письмо слов с согласной з: зуб, таз, ро-за, за-пах.

07.03

17

Составление и письмо слогов с буквой з.

11.03

18

Контрольная работа. Диктант.

14.03

19

Составление и письмо слов и предложений с буквой з.

18.03

20

Составление и письмо слов и предложений с буквой з.

21.03

IV четверть

1

Дифференциация согласных з-с.

04.04

2

Письмо букв В, в.

08.04

3

Составление и письмо слогов с согласной в.

11.04

4

Составление и письмо слов с согласной в: вол, зов.

15.04

5

Написание элементов буквы ж. Письмо строчной буквы ж.

18.04

6

Нахождение буквы ж среди других изученных букв.

22.04

7

Письмо прописной буквы Ж.

25.04

8

Составление и письмо открытых слогов жа, жо, жу, жи.

29.04

9

Составление и письмо закрытых слогов аж, ож, уж, иж.

06.05

10

Дифференциация согласных ж-ш.

13.05

11

Составление и письмо слов с согласной ж: жук, нож.

16.05

12

Составление и письмо слов с согласной ж: жа-ра, лы-жи.

20.05

13

Итоговая контрольная работа.

23.05

14

Повторение. Письмо изученных букв, слогов, слов.

27.05

15

Повторение. Письмо изученных букв, слогов, слов.

30.05

Итого: 67 уроков

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения, способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает, в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины\, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.

Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.

ПРОГРАММА (2 ч в неделю)

СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше (

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.

Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.

Число 0 как компонент сложения.

Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм=10 см.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.

Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».

Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.

Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.

Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.

Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).

Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

Предполагаемые умения учащейся:

  • читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
  • выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5, 10+4, 4+10;
  • решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
  • узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
  • чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
  • чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.

Учебно-тематическое планирование уроков по математике (167 часов)

Раздел (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические работы

Примечания

1.

Сложение и вычитание в пределах 10.

15

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Самостоятельная работа: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Контрольная работа по теме: « Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц».

2.

Единицы времени, длины, стоимости.

5

3.

Решение простых арифметических задач в пределах 10.

7

6.

Числа второго десятка. Решение примеров и задач в пределах 20 без перехода через разряд.

15

Самостоятельная работа: «Решение примеров и задач в пределах 16».

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел второго десятка».

7.

Решение простых арифметических задач в пределах 20.

8

Самостоятельная работа: «Решение простых арифметических задач в пределах 20 с переходом через разряд».

7.

Сравнение чисел.

4

Самостоятельная работа: «Сравнение чисел».

8.

Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20.

9

Самостоятельная работа: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 12 с переходом через разряд».

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 15 с переходом через разряд».

Самостоятельная работа: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд».

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд».

Контрольная работа по теме: «Состав чисел 11-20 из двух однозначных чисел с переходом через разряд».

9.

Повторение.

4

Итоговая контрольная работа.

Итого часов

67

Математика (2 ч/нед)

№ п\п

Тема урока

Дата

1 четверть

Числовой ряд от 1-10. Счёт предметов, называние чисел и цифр. Вычерчивание произвольных прямых.

03.09

Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2 и 3. Круг. Предметы, имеющие форму круга.

06.09

Сложение и вычитание в пределах 10 с числами 2,3,4,5. Название компонентов сложения и вычитания. Квадрат. Предметы, имеющие форму квадрата.

10.09

Простые арифметические задачи (содержание) на увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание нескольких прямых.

13.09

Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание вертикальных прямых.

17.09

Увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков.

20.09

Уменьшение числа на несколько единиц. Вычерчивание отрезка и луча.

24.09

Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание прямой линии и отрезка.

27.09

Меры длины: сантиметр. Обозначение: см. линейка, точка «0». Вычерчивание отрезков.

01.10

Десяток. Соотношение 1дес=10ед. измерение отрезков.

04.10

Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков.

08.10

Решение простых арифметических задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков заданной длины.

11.10

Контрольная работа по теме: «Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц».

15.10

Решение примеров на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Вычерчивание отрезков.

18.10

Увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Вычерчивание прямой линии и отрезка.

22.10

Простые арифметические задачи (содержание) на увеличение чисел на несколько единиц. Вычерчивание нескольких прямых.

25.10

2 четверть

1

Нумерация и образование числа 11. Таблица разрядов. Вычерчивание отрезков.

08.11

2

Нумерация и образование числа 11. Таблица разрядов. Сравнение отрезков.

12.11

3

Нумерация и образование числа 12. Вычерчивание отрезков заданной длины.

15.11

4

Нумерация и образование числа 13. Место числа 13 в числовом ряду. Вычерчивание луча.

19.11

5

Решение примеров и задач в пределах 13 без перехода через разряд. Квадрат, прямоугольник.

22.11

6

Сравнение чисел. Вычерчивание прямых линий.

26.11

7

Знаки отношений больше (), меньше (

29.11

8

Решение задач в пределах 13. Составление краткой записи. Вычерчивание луча.

03.12

9

Нумерация, образование и место числа 14 в числовом ряду. Сравнение отрезков.

06.12

10

Решение примеров в пределах 14 без перехода через разряд. Прямоугольник.

10.12

11

Число 15. Нумерация, место в числовом ряду. Вычерчивание отрезков.

13.12

12

Контрольная работа.

17.12

13

Образование числа 15. Решение примеров. Сравнение длины отрезков.

20.12

14

Составление и решение простых арифметических задач в пред. 15. Вычерчивание отрезков заданной длины.

24.12

15

Число 16. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Знакомство с углом.

27.12

16

Образование числа 16. Решение примеров в пределе 16. Угол, элементы угла.

29.12

3 четверть

Число 17. Нумерация, образование, место в числовом ряду.

14.01

Сложение и вычитание чисел в пределах 17. Углы.

17.01

Составление и решение простых арифметических задач в пред. 17. Вычерчивание отрезков заданной длины.

21.01

Число 18. Нумерация, образование, место в числовом ряду.

24.01

Сложение и вычитание чисел в пределах 18. Углы.

28.01

Составление и решение простых арифметических задач в пред. 18. Вычерчивание отрезков заданной длины.

31.01

Число 19. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Сравнение углов с прямым углом.

04.02

Сложение и вычитание чисел в пределах 19. Углы.

07.02

Составление и решение простых арифметических задач в пред. 19. Вычерчивание отрезков заданной длины.

11.02

Число 20. Нумерация, образование, место в числовом ряду. Черчение прямого угла.

14.02

Сложение чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Углы.

18.02

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Углы.

21.02

Увеличение и уменьшение чисел в пред. 20. Вычерчивание прямого угла.

25.02

Вычитание из 20. Вычерчивание угла.

28.02

Присчитывание и отсчитывание в пределах 20. Элементы угла.

04.03

Образование чисел второго десятка. Угол.

07.03

Контрольная работа по теме: «сложение и вычитание чисел второго десятка».

11.03

Вычитание из 20. Вычерчивание угла.

14.03

Решение примеров и задач с недостающими числами. Вычерчивание прямого угла.

18.03

Решение примеров и неравенств в пред. 20. Сравнение углов.

21.03

4 четверть

Состав числа 11 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Угол. Элементы угла.

04.04

Состав числа 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Элементы угла: вершина, стороны.

08.04

Состав числа 13 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Виды углов.

11.04

Состав числа 14 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Прямой угол.

15.04

Состав числа 15 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание прямого угла.

18.04

Состав числа 16 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание острого угла.

22.04

Состав числа 17 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание тупого угла.

25.04

Состав числа 18 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов.

29.04

Состав числа 19 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов.

06.05

Состав числа 20 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычерчивание углов.

13.05

11

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в пределах 20 с переходом через десяток. Вычерчивание прямоугольника.

16.05

12

Итоговая контрольная работа.

20.05

13

Решение примеров и задач в пределах 20 с переходом через разряд. Вычерчивание квадрата.

23.05

14

Повторение. Состав однозначных чисел. Вычерчивание квадрата и прямоугольника.

27.05

15

Повторение. Состав двузначных чисел. Вычерчивание геометрических фигур по выбору.

30.05

Итого: 67 уроков

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Планируемый уровень умений:

-проявлять интерес к трудовой деятельности;

- узнавать основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг);

- ориентироваться в задании по вопросам учителя;

- выполнять изделия по заказу учителя (с помощью учителя);

- с помощью учителя называть операции, материалы.

Учебно – тематическое планирование уроков по предметно-практической деятельности, конструированию (1 ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные работы

I

Действия с материалами

8

II

Действия с предметами

24

Итого часов

32

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНСТРУИРОВАНИЕ

I четверть

№пп

Тема

Дата

1

Сминание салфетки, тетрадного листа, картона. Сравнение по жесткости-мягкости.

05.09

2

Сминание салфетки, фольги, целлофана. Сравнение по издаваемому звуку.

12.09

3

Разрывание салфетки, газеты. Сравнение по прилагаемому усилию.

19.09

4

Растягивание резинки и ткани. Сравнение по пластичности.

26.09

5

Пересыпание макарон (мелких и крупных) рукой. Сравнение по размеру и объему.

03.10

6

Пересыпание фасоля и риса с использованием ложки. Сравнение по размеру и объему.

10.10

7

Пересыпание макарон и манной крупы. Сравнение по сыпучести.

17.10

8

Пересыпание фасоля и риса. Сравнение по сыпучести.

24.10

II четверть

1

Обследование предметов (зрительное, оральное, обонятельное, осязательное, слуховое): стеклянный и пластиковый стаканчики.

07.11

2

Узнавание предметов на ощупь: стеклянный и пластиковый стаканчики.

14.11

3

Собирание листов бумаги в стопку.

21.11

4

Собирание и сортировка монет.

28.11

5

Собирание вкладных цилиндров.

05.12

6

Нанизывание колец пирамиды с учетом размера.

12.12

7

Нанизывание крупных бус одного цвета на стержень.

19.12

8

Нанизывание крупных бус разного цвета на стержень.

26.12

III четверть

1

Узнавание, различение кубиков по цвету.

16.01

2

Группировка кубиков по цвету и раскладывание по коробкам.

23.01

3

Раскладывание однородных предметов разных форм в коробки (кубики и мячики).

30.01

4

Сравнение предметов: кубики и мячики. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку (цвет, форма).

06.02

5

Чередование предметов через один элемент по цвету. Выкладывание их в ряд.

13.02

6

Чередование предметов через один элемент по форме. Выкладывание их в ряд.

20.02

7

Узнавание и различение предметов по весу (кубики и шарики).

27.02

8

Узнавание и различение предметов по длине (разноцветные линейки).

06.03

9

Выкладывание линеек в ряд, в линию.

13.03

10

Узнавание и различение предметов по весу.

20.03

IV четверть

1

Работа со строительным конструктором. Постройка стула, стола (кубики разной формы, одного цвета).

03.04

2

Работа со строительным конструктором. Постройка кровати (кубики разной формы, одинакового цвета).

10.04

3

Работа с лего-конструктором. Постройка лесенки.

17.04

4

Работа с лего-конструктором. Постройка машины.

24.04

5

Накладывание счетных палочек на изображение геометрических фигур.

08.05

6

Накладывание счетных палочек на изображение елочки.

15.05

7

Накладывание счетных палочек на изображение дома.

22.05

8

Работа с лего-конструктором.

29.05

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Пояснительная записка

Обучение ребенка с умственной отсталостью ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по хозяйственно- бытовому труду и развитию навыков самообслуживания реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем, осуществлению уборки помещения, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности.

Планируемый уровень умений:

привить интерес к трудовой деятельности;

- знать правила ухода за одеждой, обувью, мебелью;

- усвоить навыки самообслуживания;

- бережно относиться к одежде, игрушкам, мебели, книгам.

Учебно – тематическое планирование уроков по хозяйственно-бытовому труду и привитию навыков самообслуживания (1 ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные работы

I

Уход за вещами

9

II

Уборка помещения

8

III

Самообслуживание

15

Итого часов

32

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

I четверть

№пп

Тема

Дата

1

Повторение названий предметов одежды, изделий из ткани.

04.09

2

Сортировка белья.

11.09

3

Ручная стирка: замачивание, застирывание, полоскание, выжимание носового платка.

18.09

4

Вывешивание белья на просушку, использование прищепок.

25.09

5

Складывание белья и одежды.

02.10

6

Чистка одежды шеткой.

09.10

7

Повторение названия обуви.

16.10

8

Уход за обувью: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной и сухой тряпкой.

23.10

II четверть

1

Натирание обуви силиконовой губкой.

06.11

2

Повторение названий предметов мебели.

13.11

3

Уборка мебели: уборка с поверхности стола мусора, вытирание влажной тряпкой.

20.11

4

Вытирание предметов интерьера, раскладывание по местам.

27.11

5

Вытирание подоконника, полив цветов.

04.12

6

Уборка пола: сметание мусора в определенное место.

11.12

7

Заметание мусора в совок, высыпание мусора в урну.

18.12

8

Мытье пола: намачивание и отжимание тряпки, протирание открытого пола.

25.12

III четверть

1

Мытье зеркала: намачивание и отжимание тряпки, протирание влажной и сухой тряпкой.

15.01

2

Формирование представления о себе: идентификация себя как девочки.

22.01

3

Узнавание частей тела: голова, руки, туловище, ноги.

29.01

4

Узнавание частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот, щеки.

05.02

5

Гигиена рук: намачивание, намыливание, смывание, вытирание.

12.02

6

Гигиена лица: набирание воды в руку, выливание воды на лицо, протирание лица, вытирание лица.

19.02

7

Нанесение косметического средства на лицо и руки.

26.02

8

Чистка зубов: полоскание полости рта, читка зубов щеткой, полоскание рта, вытирание рта.

05.03

9

Очищение носового хода с использованием носового платка.

12.03

10

Уход за волосами. Мытьё головы.

19.03

IV четверть

1

Расчесывание волос: выбор расчески, направление движения от лба к затылку.

09.04

2

Гигиена ног: намачивание, намыливание, смывание мыла, вытирание ног.

16.04

3

Использование косметических средств: дезодорант, гигиеническая помада, духи.

23.04

4

Повторение названия предметов посуды.

30.04

5

Сообщение о желании пить, питье через соломинку, питье из кружки.

07.05

6

Сообщение о желании есть, еда руками, еда ложкой.

14.05

7

Использование салфетки во время приема пищи.

21.05

8

Умение пользоваться столовыми приборами.

28.05


РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка

Данный предмет является специфическим и необходимым для обучения глубоко умственно отсталых детей. Его введение обусловлено отставанием данных обучающихся в общем и речевом развитии от сверстников с нормальным интеллектом.

Цели обучения: направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, развитие их познавательной деятельности, увеличение словарного запаса.

Дети с ограниченными возможностями здоровья понимают в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта. Словарь их беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Они не могут правильно строить предложения, не владеют даже навыками связной речи.

Содержание программы

(32 часа)

Примерная тематика

- Времена года. Сезонные изменения природы

-Мой город (главная улица города, учреждения города, дорожное движение)

-Квартира (комнаты, их назначение)

-Мебель

-Посуда ( виды посуды, уход за посудой)

-Одежда (назначение, уход)

-Обувь (использование, уход)

-Лиственные деревья (дуб, тополь)

-Домашние животные (лошадь, корова, свинья)

-Дикие животные (лось, олень)

-Домашние птицы (гусь, индюк)

-Дикие птицы (гусь, лебедь)

-Птицы перелётные и зимующие (снегирь, грач)

-Лиственные деревья (дуб, тополь, части дерева)

-Насекомые (Пчела, муравей, майский жук, муха)

-Рыбы

-Человек. Охрана здоровья

-Овощи

-Фрукты

-Орехи

-Грибы

-Полевые растения (кукуруза, рожь, пшеница)

На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребёнок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов,.

На занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвёртый лишний», картинное лото, домино и другие.

Ученик должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его речевую и познавательную деятельность.

Планируемый результат: принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей, узнавать и показывать конкретные предметы, в том числе изображенные на рисунках.

Учебно-тематическое планирование уроков

по развитию устной речи

( 32 ч)


Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии

1.

Квартира

2

2.

Мой город.

2

3.

Одежда.

1

Пр. работа. Уход за одеждой.

4.

Обувь.

1

Пр. работа. Уход за обувью.

5.

Посуда.

1

Пр. работа. Уход за посудой

6.

Мебель.

1

Пр. работа. Уход за мебелью

7.

Времена года.

5

8.

Полевые растения.

1

9.

Домашние животные.

1

10.

Дикие животные.

1

11.

Домашние птицы.

1

12.

Дикие птицы.

1

13.

Насекомые.

2

14.

Рыбы.

2

15.

Фрукты и овощи.

3

16

Орехи

1

17

Грибы

2

18

Лиственные деревья

2

19

Перелётные, зимующие птицы

1

23

Деревья

1

ИТОГО часов

32ч.

Учебно-методические средства обучения:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник «Знакомство с окружающим миром», 3 класс, Е.Д. Худенко, И.А.Терехова, Москва, «АРКТИ», 2006 год

3. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

№ п\п

Тема урока

Дата

1 четверть

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Экскурсия по улице.

03.09

Сезонные изменения в природе в сентябре. Экскурсия в парк. Сезонная работа на огороде, в саду.

10.09

Растения на клумбах (астры, бархатцы, ноготки и др.). Узнавание и называние. Экскурсия к цветочной клумбе. Растения на клумбах. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

17.09

Ягоды. Рябина, калина. Клюква, брусника. Сравнение по окраске, форме, цвету, вкусу.

24.09

Овощи. Картофель. Капуста. Свекла. Внешний вид клубня. Вкус, употребление в пищу, хранение зимой.

01.10

Овощи. Горох и бобы. Внешний вид, вкус, употребление в пищу. Проращивание и посев семян гороха и бобов. Практическая работа.

08.10

Арбуз, дыни и другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху.

15.10

Сезонные изменения в природе в октябре. Экскурсия.

22.10

2 четверть

1.

Транспорт. Правила дорожного движения (переход улицы на зелёный свет светофора, в местах, где есть "переход"). Экскурсия к проезжей части.

12.11

2.

Сезонные изменения в природе в ноябре. Экскурсия.

19.11

3

Посуда. Чашка, стакан, кружка. Тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой

26.11

4.

Мебель. Стол, стул, шкаф. Мебель. Диван, кровать, кресло Назначение. Уход за мебелью.

03.12

5

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шарф. Назначение различных видов одежды.

10.12

6

Одежда. Варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Одежда зимняя, летняя, демисезонная. Уход за одеждой

17.12

7

Обувь зимняя, летняя, демисезонная. Уход за обувью

24.12

8

Сезонные изменения в природе в декабре. Экскурсия.

29.12

3 четверть

Сезонные изменения в природе в январе. Экскурсия.

14.01

Домашние животные. Коза Овца (основные части тела, питание, польза).

21.01

Дикие животные. Ёж. Медведь (внешний вид, пища, повадки, как зимует).

28.01

Домашние птицы. Курица Утка (основные части тела, питание, уход).

04.02

Сезонные изменения в природе в феврале. Экскурсия.

11.02

Птицы. Снегирь Синица (части тела, величина, чем покрыто тело, польза, приносимая людям).

18.02

Птицы. Грач. Скворец.

25.02

Комнатные растения. Герань. Уход за комнатными растениями

04.03

Комнатные растения. Фиалка. Уход за комнатными растениями

11.03

Пересадка комнатных растений.

18.03

4 четверть

Деревья. Части дерева.

08.04

Дуб. Тополь. Узнавание, называние. Семена тополя.

15.04

Сезонные изменения в природе в апреле.

22.04

Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе весной.

29.04

Насекомые.

Муравей Муха (название, внешний вид, где живет).

06.05

Насекомые. Божья коровка Стрекоза (название, внешний вид, где живет).

13.05

Насекомые-вредители.

20.05

Растения. Обобщение

27.05

Социально-бытовая ориентировка в 6 классе

(обучение на дому, 1 час в неделю)

Программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к планируемому уровню подготовки обучающегося. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения социально-бытовой ориентировки, которые определены программой.

Цель программы – общее знакомство обучающегося с основными темами по данному предмету без всякой практической направленности, формирование у него знаний, способствующих повышение уровня общего развития учащегося.

Задачи программы:

-систематизировать и совершенствовать у обучающегося с нарушением интеллекта простейшие навыки самообслуживания.

-знакомить с организацией труда, с экономным и бережным отношением к продуктам, познакомить с правилами безопасности и гигиены труда.

-познакомить с работой отдельных предприятий, организаций и учреждений для общего развития.

Коррекционная работа включает следующие направления:

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

• Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Адаптированная программа составлена таким образом, чтобы помочь обучающемуся понять организацию труда на кухне, объём приготовления несложных блюд, узнать правила безопасности и гигиены труда, понять работу отдельных предприятий и организаций.

Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Основной формой организации обучения на уроках социально-бытовой ориентировки учащихся является урок.

Технологии обучения:

●познавательные игры

● практические работы

●работа со схемами-опорами

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающегося. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует его умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Содержание обучения имеет практическую направленность, но принцип коррекционного развития является ведущим.

Базисный учебный план для 8 класса по программе – 1час в неделю, 34 часа в год.

Содержание школьного курса уроков социально-бытовой ориентировке

Питание

1. Значение питания в жизни людей

2. Разнообразие продуктов, рацион питания.

3. Влияние правильного питания на здоровье детей.

4. Приготовление пищи, тепловой обработки.

5. Правила ухода за посудой.

6. Сервировка стола.

7. Полезные советы.

Практические работы.

Нарезка хлеба, сырых, варёных овощей, приготовление бутербродов, салата, винегрета, напитка из варенья; уборка кухни, чистка и мытье кухонной посуды, стирка салфеток.

Техника безопасности при:

- сервировке стола;

- мытье посуды;

- стирке салфеток;

- нарезке продуктов

Планируемые результаты:

- знать правила безопасности работы режущими инструментами;

-назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;

-виды бутербродов; виды блюд, не требующей тепловой обработки;

-различные меню завтрака, правила сервировки стола к завтраку;

-санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

-нарезать хлеб, продукты для бутербродов, нарезать сырые и варёные овощи различными формами;

-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты,

Личная гигиена

Её значение для здоровья и жизни человека.

Правила приёмы выполнения утреннего и вечернего туалета. Гигиена зрения. Здоровье и красота причёски.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей, носовой платок, зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце, трусики, носки. Пагубное влияние курения и алкоголя.

Значение одежды, обуви, головных уборов для сохранения здоровья. Их виды.

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы.

Чистка зубов, мытьё рук, лица, ушей.

Стрижка ногтей, уход за кожей рук, используя детский крем.

Стирка носового платка, носков.

Упражнения для глаз, установка настольной лампы.

Планируемые результаты:

-знать последовательность выполнения утреннего туалета, периодической чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении, правила ухода за кожей рук, ног, ногтей, о вреде курения, алкоголя.

-виды одежды, обуви, их назначение, уход за одеждой, обувью.

-совершать вечерний туалет в определённой последовательности;

-стричь ногти на руках, ногах;

-стирать индивидуальные вещи, содержать их в чистоте;

-беречь зрение, корректно отказаться от предложенных первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Семья

1. Родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка);

2. Состав семьи: фамилия, имя, отчество, дни рождения. Взаимоотношения в семье.

Планируемые результаты:

-знать родственные отношения в семье,

-состав семьи, имена, отчества.

-записать имя, отчество, фамилию членов семьи.

Культура поведения

Форма обращения со старшими, сверстниками.

Планируемые результаты:

-знать правила поведения за столом;

-формы обращения к старшим и сверстникам;

-следить за осанкой, походкой, жестикуляцией;

-правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, аккуратно принимать пищу;

-вежливо обращаться с просьбой к сверстникам и взрослым.

Жилище

1. Виды помещений (дом, квартира, общежитие).

2. Виды жилья: государственное, собственное.

3. Почтовый адрес дома, школы.

Практические работы.

Заполнение почтового адреса на конверте, переводе, телеграмме.

Планируемый уровень знаний обучающегося:

почтовый адрес своего дома

Планируемый уровень умений (с помощью учителя):

-писать адреса на почтовых открытках.

Транспорт

1. Виды транспорта

2. Поведение на улице

3. Правила дорожного движения

Торговля

1. Продуктовые магазины, их отделы

2. Специализированные магазины

Планируемые результаты:

-знать основные виды магазинов, их назначение;

-виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них;

Учебно-тематическое планирование уроков по социально-бытовой ориентировке (33 ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

I.

Питание

11

 Практические работы: Нарезка хлеба, сырых, варёных овощей, приготовление бутербродов, салата, винегрета, напитка из варенья; уборка кухни, чистка и мытье кухонной посуды, стирка салфеток.

II.

Личная гигиена

5

Практические работы:

Чистка зубов, мытьё рук, лица, ушей, расчёсывание волос.

Стрижка ногтей, уход за кожей рук, используя детский крем.

Стирка носового платка, носков.

Упражнения для глаз, установка настольной лампы.

III.

Одежда и обувь

3

Практические работы:

Чистка и сушка верхней одежды.

Чистка и сушка школьной одежды.

Подготовка одежды и обуви к хранению

IV.

Культура поведения

5

Практические работы:

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки, ситуативные диалоги, поведение за столом.

V.

Жилище

2

Практические работы:

Заполнение почтового адреса на конверте, переводе, телеграмме.

 VI.

 Транспорт

2

 VII

 Торговля

4

 ИТОГО часов

33

Календарно-тематическое планирование уроков

социально-бытовой ориентировки

(обучение на дому, 1 час в неделю)

I четверть

Питание

11ч.

1.

Значение питания в жизни и деятельности людей,

1

06.09

влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

2

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

1

13.09

3

Место приготовления пищи и оборудование его. Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

1

20.09

4

Сервировка стола к завтраку.

1

27.09

Блюда из яиц.

04.10

5

Пр.р.: Приготовления яичницы

1

Бутерброды.

11.10

6

Чтение рецептов, подбор продуктов

1

Салаты из сырых овощей.

18.10

7

Чтение рецептов, подбор продуктов

1

Салаты из вареных овощей.

25.10

8

Чтение рецептов, подбор продуктов

1

9

Холодные супы (окрошка)

08.11

Чтение рецептов, подбор продуктов

1

10

Приготовление напитков.

15.11

Чтение рецептов, подбор продуктов

1

11

Итоговое занятие по теме «Питание»

1

22.11

Личная гигиена

5ч.

Личная гигиена, ее значение для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.

29.11

4.

(чистка зубов, мытье рук, лица, шеи, ушей).

1

5.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, расческа и т.д.

1

06.12

Здоровье и красота прически.

13.12

6.

Расчесывание. Стрижка ногтей.

1

Гигиена зрения. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач.

20.12

7.

Упражнения для глаз, установка настольной лампы. Проверка зрения у окулиста.

1

8.

Пагубное влияние курения и алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.

1

27.12

Одежда и обувь

3 ч

1

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

1

17.01

2

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.

1

24.01

3

Подготовка сезонной одежды и обуви к хранению.

1

31.01

Культура поведения

1

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

1

07.02

2

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приемы обращения с просьбами и вопросами.

1

14.02

3

Приемы обращения с просьбами и вопросами к старшим и сверстникам

1

21.02

4

Правила поведения за столом.

28.02

5

Итоговое занятие по теме «Правила поведения за столом»

1

07.03

Жилище

1.

Виды жилых помещений в городе и деревне.

Виды жилья: собственное, государственное. Жилой дом.

1

14.03

2

Почтовый адрес дома и школы. Заполнение почтового адреса на конверте.

1

21.03

Транспорт

1

Наземный городской транспорт.Виды транспорта.

1

04.04

2

Поведение в транспорте и на улице, правила дорожного движения. Знаки дорожного движения

1

11.04

Торговля

1

Продовольственные и промтоварные магазины.

Виды отделов в продовольственных магазинах: хлебные изделия, бакалея, кулинария и т. д.

1

18.04

2

Универсамы, супермаркеты и специализированные магазины «Булочная», «Овощи» и др.

1

25.05

3

Правила поведения в магазинах

1

16.05

4

Виды товаров (фасованные, в развес, в розлив). Срок годности, стоимость

1

23.05

5

Порядок приобретения товара в продовольственном магазине (спомощью продавца и самообслуживание).

1

30.05

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой
  3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва-2004г.
  4. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва-2006 г.
  5. Практический материал к урокам Социально-бытовой ориентировки в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005 г.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

К числу основных задач могут быть отнесены следующие:

- обучение родителей методам, приёмам оказания ребёнку помощи в условиях семьи;

- оказание семье психологической поддержки;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи в целях оптимизации работы в направлении реабилитации ребёнка средствами образования и удовлетворения его особых образовательных потребностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Особые образовательные потребности обучающейся требуют специального подбора учебного и дидактического материала:

  1. «Математика 2 класс» А.А.Хилько,Изд. «Просвещение»1993г.,
  1. Рабочие тетради по математиме 2 часть.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва « Просвещение» 2010г
  3. «Букварь»В.В.Воронкова Изд. «Владос»2006г.
  4. 5. М. К. Аксенова Методика преподавания письма и чтения в коррекционной школе. Москва « Просвещение» 2006г.
  5. Прописи с упражнениями.
  6. Математические прописи.
  7. Дидактические пособия: геометрический материал в аппликациях, таблички с напечатанными словами, наборы букв, карточки с изображениями объектов, людей, сюжетные картинки различной тематики для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...