статья "Формирование речевой деятельности у «неговорящих» детей"
статья

Динмухаметова Венера Мударисовна

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, что такое общение? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Общение - это сложный процесс обмена информацией, это возможность донести свои мысли, свои желания, выразить просьбу. В нашем привычном понимании обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать ребенку, которому не доступна способность при помощи слов вырaжать свои мысли, чувства и желания? Если он плохо говорит, либо совсем не разговаривает, как помочь ему сказать все, что ему так хочется сообщить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Динмухаметова В.М.

п. Пангоды, МДОУ «Детский сад «Искорка»

п. Пангоды Надымский район»

Формирование речевой деятельности у «неговорящих» детей

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, что такое общение? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Общение - это сложный процесс обмена информацией, это возможность донести свои мысли, свои желания, выразить просьбу. В нашем привычном понимании обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать ребенку, которому не доступна способность при помощи слов вырaжать свои мысли, чувства и желания? Если он плохо говорит, либо совсем не разговаривает, как помочь ему сказать все, что ему так хочется сообщить?

В последнее время, я как учитель-логопед все чаще сталкиваюсь с «безречевыми» детьми, с детьми, у которых отсутствует речь.

Логопедическую работу с ними значительно затрудняет то, что они имеют комплексное органическое нарушение. Все мы как специалисты знаем, что для полноценного развития речевой способности необходимы: врожденная языковая способность, первично-сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивaция к речи , полноценное функционирование связи между речевыми областями мозга, по которым передается информация.

Кого же можно назвать «неговорящими», «безречевым» детьми? В эту категорию входят дети с задержкой психоречевого развития, нарушением слуха, с сенсомоторной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Однако, для всех них характерны: отсутствие мотивации к речевой деятельности; недостаточность первоначальных представлений о значениях предметов и явлений окружaющей действительности; несформированность коммуникативной, планирующей функции речи; недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных условиях.

Несмотря на то, что в логопедической практике накоплено достаточное количество методик , технологий, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Т.В. Тумaнова, Т.Б. Филичева, Е.В. Чиркина, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова, О.В. Правдина, и др.), мне приходится быть в постоянном поиске средств и методов повышения эффективности работы по данному направлению. Я не ставлю перед собой задачу найти тот единственный метод или прием, который станет для меня панацеей. Опираясь на свой опыт, думаю, что можно получить продуктивный результат, используя в комплексе

различные педагогические методы и приемы . Наряду с классическими, традиционными и современными методиками, я ознакомилась с авторскими технологиями: методикой работы с «неговорящими» детьми московского логопеда-практика Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны, методикой интенсивного интеллектуального развития Глена Домана, методическим сборником Елены Александровны Штелягиной «Альтернативная коммуникация», а также с информационно-коммуникативными технологиями.

Используя эти методики - моя работа, как логопеда с «неговорящими детьми», предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так

  • на невербaльные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

Для того чтобы дети заговорили, им необходима предметная деятельность и обязательно говорящий социум. Важно создать все условия для активации речевых процессов, для мотивационно-побудительной деятельности, непрерывности обучения способности звукоречевых проявлений, погружения ребенка в речевую среду. В этом мне помогает «Методика формирования языковой системы» (МФЯС) московского логопеда-практика Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны, которая позволяет спровоцировать «молчуна» на ответную голосовую реaкцию. Данная методика направлена на выполнение этих важных аспектов. Безусловно, общее психическое состояние ребенка влияет на уровень развития речи. Именно поэтому очень важно развивать сразу все психические процессы, такие как внимание, память, общее мышление и прочее.

По всем законам развития человека ребенок должен заговорить, а чтобы получить речь, нам нужен определенный ритм, темп и сила, чередование сильных и слабых ударов и сaмое важное - пропевание гласных, так как первый навык речи это биологическое явление – гуление, где нет четких звуков. Гуление присутствует у всех детей - глухих, слепых, умственно отсталых, с ранним детским аутизмом, а лепет только когда ребенок дозревает до определенного моментa и у него есть среда. Лепет – это социальное явление, в лепете есть интонация, в лепете есть ритм, в лепете есть звуки. Чем неоднороднее становятся у ребенка лепетные цепочки, тем ближе к слову. С

ребенком нужно постоянно общаться на самые разнообразные темы, рассматривать книжные рисунки, обязательно анализировать увиденное с помощью слов. На данном этапе главное – это тренинг, тренинг и тренинг.

Для постоянной стимуляции речевой и интеллектуальной активности я использую в своей работе методику интенсивного интеллектуального развития Глена Домана. Благодаря этой методике у ребенка развиваются зрительные центры головного мозга. Основные правила данной методики - демонстрировать ребенку изображения, содержащего только один «бит» информации, отвечающий соответствующим требованиям: отчетливость, недвусмысленность, дискретность, а также она должна быть новой для ребенка. Упражнения тренируют у «неговорящих» детей память, внимание, логическое мышление, пa норамное зрение, развивается левое «акaдемическое» полушарие и интеллект. Это становится той

интеллектуальной базой, которая поможет «неговорящему» ребенку накапливать пассивный словарь. Однако, эта методика, не затрагивает образное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому методику Домана не стоит использовать, как единственно-возможную. Она должна быть дополнением к комплексу различных методов и приемов, способствующих гармоничному развитию.

Важно понимать, что способность выражать свои чувства и желания - это не только слова. Есть много других возможностей и средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей . Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен, кто-то прибегает к жестикуляции или письменной речи, а кто-то к символическим изображениям: картинкам, фотографиям, рисункам, мнемотехнике (пиктограммам, значкам, системе символов). Изучив методические материалы Елены Александровны Штелягиной, Евгении Никитичны Крутяковой по альтернативной дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья, где отмечено, что таким детям «не принадлежит иницитива коммуникации», я поняла, что формирование внутреннего и внешнего

лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение, мне помогут альтернативные средства коммуникации. В данном случае альтернативным средством коммуникации выступает мнемотехника, как способ, дополняющий обычную речь, стимулирует развитие абстрактного мышления и символической деятельности, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В распоряжение «неговорящего» ребенка предоставляется инструмент, позволяющий ему выразить свои мысли, желания, потребности, чувства.

Актуальность мнемотехники для «неговорящих» детей обусловлена тем, что позволяет ввести систему приемов облегчающих процесс запоминания, тем самым увеличивая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, развивая ассоциативное мышление и воображение, повышая внимательность.

Учитывая великую тягу детей дошкольного возраста, в том числе и «неговорящих» к электронным гаджетам, я использую в своей коррекционной работе информационные компьютерные технологии, а именно интерактивные игры и упражнения, разработанные специалистами портала Мерсибо для работы с «неговорящими» детьми, и специализированные компьютерные игры по коррекции тяжелых нарушений речи «Игры для Тигры». Использование игровых моментов в процессе коррекции речевых нарушений позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребёнка к играм-занятиям.

Компьютерные ресурсы позволяют использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности и одновременно

  • логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка.

При выборе компьютерных игр для «неговорящих» детей учитываются особенности их игровой деятельности. Таким детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном, невербальном плане. Для них необходимо подкреплять словесную инструкцию наглядным примером выполнения задания, предусматривать повтор инструкции. В рамках компьютерной игры ребёнок учится самостоятельно осуществлять свою деятельность, развивая способность принимать решения, доводить начатое дело до конца.

Занимаясь с «безречевыми» детьми, я пришла к выводу, что необходимо оптимально использовать все известные в коррекционной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, которые могут и должны сочетаться. Я зачастую практикую присутствие родителей на занятиях

  • активное включение их в игры-занятия, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителями дома. Каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается, в лучшем случае, час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.

Литература:

  1. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.

2. Дедюхина Г. В.,  Кирилова Е. В. Учимся  говорить.  55  способов  общения

  • неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.-88с.

3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: методическое пособие/ Лынская М.И. ; под ред. Шаховская С.Н.. - М. : Парадигма, 2012. - 128 с.

4. Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя Д71 и воспитателя /; Под ред. Носковой Л.П..— М.: Просвещение, 1993.—224 с—ISBN 5-09-004456-2.

5. Крутякова Е.Н. Альтернативная дополнительная коммуникация в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 432-437.

Е.А.

Альтернативная

коммуникация:

методический

6. Штелягина

сборник/Новосибирск- 2012 г.

  1. Источник: http://rearchildren.ru/metodiki/metodika-novikovoy-ivancovoy/#i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые известные игры для неговорящих детей

Игры из классических методик Н.Н. Трауготт, Р.Е.Левиной,С.Н.Шаховской...

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Документ содержит советы логопеда родителям неговорящих детей...

Подборка игр для обследования неговорящих детей

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми многие логопеды первое, в чем я испытывают  трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?...

Советы родителям неговорящих детей

Уважаемые родители! Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка....

Публикация на тему: “Способы формирования речевой деятельности у неговорящих детей”.

Публикация на тему: “Способы формирования речевой деятельности у неговорящих детей”. Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"....

Речевая карта для неговорящего ребенка

Речевая карта расчитана на обучающихся с умеренной умственной отсталостью....