Публикация на тему: “Способы формирования речевой деятельности у неговорящих детей”.
статья

Слинкина Лариса Анатольевна

Публикация на тему: “Способы формирования речевой деятельности у неговорящих детей”.

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ "Солнышко".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публикация на тему: “Способы формирования речевой деятельности у неговорящих детей”.

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ “Солнышко”.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
   Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими
Существуют определенные благоприятные периоды для развития каждого психического познавательного процесса: мышления, памяти, внимания, восприятия и непосредственно речи. Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.

Родителям следует как можно скорее начинать занятия с логопедом, если:

1. лепетные цепочки детей однородные, редкие, не переходят в слова.

2. к 1,5 годам интонационно-ритмическая организация речи у малыша не сформирована.

3. в 2-3 года ребенок не понимает обращенную к нему речь, даже если взрослый использует односложные предложения и простые слова.

4. ребенок понимает, но не говорит, либо использует в общении только несколько слов.

5. фразовая, и тем более связная, речь отсутствует.

6. ребенок разговаривает на каком-то своем языке, который никому не понятен.

Рассмотрим основные этапы коррекционной работы с неговорящими детьми:

Задачи первого этапа следующие:

воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, простым рассказом, небольшими предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На первом этапе коррекции вызываем звук и голосовую реакцию ребенка путем игр и коррекционно-развивающих упражнений:

1. Обучение ребенка отвечать на вопрос словом и только после вопроса логопеда: упражнение «Я». Встречая ребенка логопед говорит ему, какой он умный, красивый, добрый. Задает вопрос, обращая внимание ребенка на него самого. Учит при ответе на вопрос показывать руками на себя: «Кто умный?»  - «Я».

2. Игра «Прятки». Ребенок прячется под стол, в шкаф, за стул. Логопед стучится и спрашивает: «Кто в домике живет» - «Я».

Важно вызывать эмоцию радости от выполненного задания, логопед учит ребенка произносить звук «Я» в момент игрового движения.

3. Игра «Салют». Логопед крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук «ссс», затем резко разжимает кулаки и говорит - «Салют!». Ребенок делает упражнение синхронно с логопедом.

4. Игра «Дай» - обучение выражать просьбу жестом.

Логопед просит ребенка дать игрушку, произнося слово «Дай».

5. Игра «Мяч».

Логопед бросает ребенку мяч с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай» просящим движением руки. В свою очередь ребенок бросает мяч с громким  звуком «а», просит отдать ему мяч с просящим жестом.

6. Игра «Камешки».

Логопед и ребенок бросают камешки в воду, произнося звук «буль».

7. Игра «Шарик».

Логопед и ребенок подбрасывают воздушный шар со звуком «ух».

8. Игра «Забиваем гвозди».

Логопед и ребенок забивают «гвозди», ударяя игрушечным молотком, произнося «бух». Можно использовать барабан.

9. Игра «Юла».

Логопед и ребенок запускают юлу, произнося на каждый толчок звук «у».

10. Игра «Индейцы» (используется в игре «догонялки»).

Логопед и ребенок громко и протяжно произносят звук «а-а-а», хлопая себя по губам.

11. Игра «Силачи».

Ребенок с силой сжимает поролоновую фигурку со звуками «ууухх!», а затем расслабляет пальцы и произносит «ааахх!».

Аналогичное упражнение со вдохом запаха цветка, и выдохом.

12. Игра «Цапля».

Перед ребенком стоит тазик или поднос с мелкими игрушками, камешками. Ребенок запускает руку в тазик, хватает предмет и говорит «Цап».

13. Соответствующая игра «Подъемный кран».

14. Игра «В гости». Взрослый нажимает на «кнопочку» (живот) дверного звонка. Ребёнок

издаёт длинный звук или несколько коротких.

15. Игра «Ёжик». В слепленного ёжика ребёнок втыкает спички – иголочки со словами

«коль – коль – коль».

16. Игра «Пушистые мячики». Бросаем на липкую поверхность и проговариваем

«Попал!» или «Мимо!».

Игры на развитие голоса обучают ребенка издавать звуи во время чередующихся движений рук.

1. Игра “Бегемот”.

Логопед читает стихотворение: “Раздается из болота: “АААА!”

Грозный голос бегемота: “АААА!”

Он болото стережет: “АААА!”

Грозным голосом поет: “АААА!

Ребенок разводит руки в стороны и поет звук “аааа”.

2. Игра “Колыбельная”. В момент произнесения звука “аааа” ребенок воспроизводит интонацию убаюкивания и покачивания.

Ребенок убаюкивает любимую игрушку:

Кукла Катя спать пошла,

Я спою ей “ААА”,

Кукла Катя засыпай: “Аа-ай, аа-ай”.

3. Игра “Филин”. Ребенок поднимает руки вверх, произнося “ууу”.

Логопед читает стихотворение:

“Ухал, охал, ахал филин:

«У-у, у-у!»

Эхо слышалось в лесу:

«У-у, у-у».

Звери в страхе разбежались:

«У-у, у-у».

Песни фили испугались:

«У-у, у-у».

4. Живые звуки в играх:

«Хоккей» - ребенок машет воображаемой «клюшкой» со звуком «ххх».

«Паровоз» - ребенок резко разжимает кулачки со звуком «ппп».

«Крышка на чайнике» -ребенок стучит ладошкой по кулаку и произносит: «ббб».

«Дождик» - ребенок стучик пальцами по столу и произносит: «ккк».

«Часики» -ребенок качает пальцем в разные стороны и произносит «ть-ть-ть».

«Насос» - рубенок ставит руки в замок и наклоняется со звуком «ссс».

5. Закрепляющие игры со звукоподражанием в момент движения:

«Попрыгунчики». Логопед держит ребенка за руки. Ребенок сопровождает прыжок радостным звукоподражанием:

Баба села на горох,

Прыг-скок, прыг-скок!

Обваоиося потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!.При произнесени и слов прыг, скок, ребенок произносит звуки «ы», «о».

«Зарядка».

Логопед читает текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями:

Руки вверх: «Хлоп-хлоп-хлоп».

Руки вниз: «Топ-топ-топ».

Руки в стороны: «»Ух-ух-ух» (машем руками).

Руки вперед: «Тук-тук-тук» (стучим кулачками).

«Ладошка».

На листе логопед обводит правую руку ребенка. Каждому пальцу соответствует гласный звук. Большому - звук «А», указательному- «О», среднему - «У», безымянному - «Ы», мизинцу- «Э», ладошке - «И».

Игра «Пальчики здороваются. Ребенок соприкасается пальцами и произносит соответствующие звуки.

На втором этап развития речевой активности: логопед учит ребенка произносить слог.

Укажем несколько игр:

1. Игра «Дай игрушку»

2. Игра с мячом.

Ребенок бросает мяч со словом «На», просит отдать мяч со словом «Дай».

Ребенок бросает пушистые мячики на липкую поверхность со звуком «А». Если ребенок попал, то он кричит: «Попал!», если нет, то кричит: «Мимо!»

3. Игра «Веревочки».

Ребенок разматывает и сматывает веревочкуна карандаш с гласным звуком или согласным. Когда лента разматывается, то произносит «Бух» или «Бах».

4. Игра «Отыщи игрушку».

Логопед прячет игрушку игрушкус вопросом: «Где игрушка». Ребенок ее находит и отвечает: «Тут».

Игры по развитию слова.

 1. Игра «Паровоз». Во время игры логопед и ребенок изображают едущий паровоз. Ребенок произносит: «чух-чух-чух».

Чух-чух, чух-чух! (ребенок хлопает поочередно по коленям)

Мимо сосен и берез,

Чух-чух, чух-чух!

А груженые вагоны

Чух-чух, чух-чух!

Все считают перегоны.

Чух-чух, чух-чух!

Туууу!

2. Игра «Кто приехал?»

Ребенок складывает ладони вместе, кончики пальцев «здороваются», начиная с большого:

Кто приехал?

Ребенок: «Мы, мы, мы!»

Мама, папа, это ты?

Ребенок: «Да, да, да!»

Братец, братец, это ты?

Ребенок: «Да, да, да!»

Ах, сестричка, это ты?

Ребенок: «Да, да, да!»

 

3. Игра «Мышка».

Ребенок рисует прямую непрерывную линию с многократным произнесением слога: «пи-пи-пи-пи». На одной стороне оиста нарисована мышка, а на другой -горка. Мышке надо добежать до норки и непрерывно пищать.

4. «Ежик с барабаном».

Логопед читает текст, а ребенок хлопает по столу молча в такт. На припеве произносит слова: левая рука - «бум», правая -«бом»:

С барабаном ходит ежик:

Бум-бом, бум-бом.

Целый день играет ежик:

Бум-бом, бум-бом.

С барабаном за плечами:

Бум-бом, бум-бом.

Ежик в сад забрел случайно:

Бум-бом, бум-бом.

5. Игра «Три пингвина».

Логопед читает текст, а ребенок отхлопывает каждый слог «Пик, Пак, Пок»:

Жили-были три пингвина:

Пик, Пак, Пок.

Подружились три пингвина:

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку:

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку:

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы:

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы:

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно всё до крошки:

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки: Пик, Пак, Пок.

6. Игра «Моя семья».

Ребенок загибает по одному пальцу и произносит:

Это дед,

Это баба,

Это папа,

Это мама,

Это я.

7. Игра “Снежная баба”.

Ребенок рисует на листе бумаги круги и говорит:

Ком, ............ребенок рисует ком вверху,

Ком, ............ребенок рисует средний ком,

Еще ком, ............ребенок рисует нижний ком.

Вышла, ..............ребенок обводит верхний ком,

Баба, .............ребенок обводит средний ком,

Целиком, ..........ребенок обводит нижний ком.

На третьем этапе - формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом, рассказом описательного характера. Здесь же формируется связная речь - особо сложная коммуникативная деятельность.

Это  блок игровых упражнений, направленный на построение коротких фраз:

1. Игра “Дай мне”. Можно использовать в лексической теме “Магазин”.

Усложнение фразы: “Мама, дай мне”, “Тетя, дай мне”.

2. Игра “Помоги”.

Побуждение ребенка к высказыванию “Помоги”, постепенно усложняя  фразу: “Мама, помоги”, “Тетя, помоги”.

3. Игра “Я хочу”.

Ребенок выбирает предметы и выражает просьбу фразой: ”Я хочу”.

4. Игра “Капризуля” - усложненный вариант игры “Я хочу”.

Логопед предлагает ребенку игрушку или иной предмет, спрашивая: “Хочешь мишку?”. Ребенок отвечает: “Не хочу” или “Хочу”.

5. Игра “Кто это?” с постепенным увеличением слов во фразе:

Ребенок рассматривает картинки, показывает те, о которых спрашивает логопед , повторяет за логопедом пары животных, например: “Это кошка и котенок. Это волк и волчонок”.

6. Игра “На празднике танцуют”.

Логопед показывает картинку и говорит: “На празднике танцуют”.

Ребенок дополняет: “Лиса с зайцем”. “Кошка с котом”.

7. Игра “Веселый человечек”.

Ребенок рисует человечка. Рисуя каждую часть тела одновременно называет их:

Это ушки,
Вот. Вот.

Это глазки,

Вот. Вот.

Это брови,

Вот. Вот.

Это нос,

Вот.

Это рот.

Вот.

Тут живот.

Это ручки,

Хлоп. Хлоп.

Это ножки,

Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб (ребенок вытирает лоб).

Игры на развитие диалогической речи:

8. “Чей зайка?”

Ребенок рисует зайца, комментируя свои действия:

“Я беру карандаш. Я рисую уши. Я рисую лапы”.

Когда рисунок готов, логопед спрашивает: “Это чей зайка? Ребенок отвечает: “Это мой зайка”.

 

9. Игра “Песня машиниста”.

Логопед задает вопрос:

“Спят ли волки?”

Ребенок отвечает: “Спят. спят”

Спят синички?

Спят, спят.

Спят лисички?

Спят, спят. И т.д.

10. Игра “Сапожник”.

Логопед спрашивает: “Был сапожник?”

Ребенок: “Был, был”.

- Шил сапожки?

- Шил, шил.

- Для кого сарожки?

- Для пушистой кошки.

Работа по преодолению речевого недуга -длительныйи трудоемкий процесс, включающий многочисленные направления: коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов - вот основные аспекты работы по преодолению речевого недуга.

Использованная литература:

1. Пятница Т.В., Юашинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

В современном мире очень сложно найти свою социальную нишу обычному человеку, а тем более человеку с нарушениями в интеллектуальном развитии. Поэтому одной из главных задач, которую должен реш...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ГЛУХИХ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

статья на тему "обогащение словарного запаса глухих на уроке русского языка и развития речи в средней школе"...

статья "Формирование речевой деятельности у «неговорящих» детей"

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, что такое общение? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Общение - это сложный процесс обмена информацией, ...

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяет придать речи характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и вносить разнообразие в учебно-речевы...

Презентация "Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей"

Презентация «Опыт применения прикладного анализа поведения в процессе формирования речевых навыков у особенных детей» была представлена на научно-практическом семинаре «Сопровождение...