Творческий отчет "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"
статья

Федяева Ольга Анатольевна

"Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_folkloru.docx183.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Рябинка»

(МБДОУ «Детский сад № 29»)

Опыт работы на тему:

«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

D:\ОЛЬГА ЁЖОВНА\Мастер -класс\DSC_0481.JPG

 

Федяева О.А., воспитатель

г.Саров

2019г.

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление крайне редкое. В речи детей существуют множество проблем. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. 

Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

Сформированность данной интегративной личностной характеристики рассматривается как базисная для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и др. Одним из средств развития речи в раннем возрасте является устное народное творчество (различные формы фольклора).

Актуальность: Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

ФГОС ДО направлен на   создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Речевое развитие (по ФГОС ДО) включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества и т.д. (п. 2.6).

По мнению Г.С.Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Прежде чем начать работать над этим вопросом, я изучила литературу (М.М. Алексееву, Е.А.Флёрину, М.М. Конину, Ф.А.Сохину, О.С.Ушакову и др.)  А также познакомилась с опытом коллег города и своего учреждения. Наметила для себя цели и задачи. 

Цель: создание педагогически благоприятных условий для развития речи детей раннего дошкольного возраста посредством фольклора.

Задачи:

  1. формировать грамматический строй речи, ее связанность;
  2. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
  3. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
  4. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
  5. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.

Выделила следующие направления деятельности:

  • Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО и возрастом детей
  • Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми
  • Профессиональное саморазвитие
  • Трансляция собственного педагогического опыта на МО воспитателей
  • Участие в сетевых педагогических сообществах.

На первом организационно-подготовительном этапе мы провели анализ имеющихся ресурсов, определили  готовности родителей, как равноправных участников образовательного процесса.

Для реализации поставленной цели и задач, были созданы условия.  В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС ДО, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.

Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того,  что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.  В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги,  рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, ковролинограф, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки) на ковролинографе, использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы [5, с. 11].

С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

        Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.).

        Чуть позже мы знакомились с любимыми сказками наших ребят. Вместе с родителями, ребята принесли свои любимые книги сказок. Каждую неделю мы читали любимые сказки, рассматривали картинки, играли в героев сказки, обсуждали героев, кому-то сопереживали, кого-то ругали, разбирались в плохих и хороших поступках  героев. По итогу, в группе прошла выставка книг «Мои любимые сказки».

На 4 году жизни мы с ребятами проведи несколько ООД в фольклорном направлении: Аппликация по теме: «Теремок», физическое развитие по теме: «Колобок». Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.

В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.

Нашим детям нравится просматривать разные инсценировки сказок. В нашей группе есть театры: настольные «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», есть магнитный театр «Репка», пальчиковые театры, театр «теней» «Гуси-гуси», театр на палочках. Ребята активно включились в эту деятельность: она не требуют специальных навыков, подготовки, проста в понимании, но хороша в развитии мышления, воображения, расширении активного словаря детей, в совершенствовании выразительной культуры речи.

В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д. Для занятий и для  свободной деятельности детей, мы подготовили картинки для фланелеграфа: по сказкам «Колобок», «Репка»; отдельные картинки по потешкам. Как показывает практика, дети любят передвигать картинки, разыгрывая знакомые сюжеты сказок, придумывают свои, при активно взаимодействуют со взрослыми и с друзьями.

Ребята не только с удовольствием были слушателями и зрителями , но и были активными участниками. Так были проведены музыкальные досуги: «Репка» - где ребята сами стали актерами и с удовольствием играли в постановке; «В гостях у бабушки Арины» - где дети играли и узнавали много нового в гостях у приветливой и мудрой Арины. Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.

На протяжении всего учебного года родители группы активно участвовали в предложенных проектах, помогали, поддерживали творческие начинания детей и воспитателей.

В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с  примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация  «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 3-4 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».

Наши родители активно включились в творческий процесс, и подготовили, и провели кукольное представление «День книги.  «День книги»  - поучительный спектакль, где ребята вместе с лесными жителями и главной героиней – книгой – активизировали в памяти  правила общения и обращения с книгой, чтобы ее приятно было брать в руки и читать, закрепили знания о том, как нельзя с ней обращаться, ведь книгу очень легко порвать, помять, испортить. Герои вместе с ребятами полечили книгу и забрали ее в группу, чтобы теперь заботиться о ней, как и о других книгах.

Для родителей мною был проведен мастер-класс по изготовлению куклы – оберега Капустки, которая является символом семейного благополучия, гармонии, женственности. Родители с удовольствием познакомились с историей этой куколки, историей создания, ее «волшебными» качествами. А затем своими руками создали  уникальные куколки – обереги из тряпочек, ниток, ленточек.

На заключительном этапе я обобщила и распространила накопленный опыт: поделилась им со своими коллегами, разместила в сетевых сообществах.

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор,  является достаточно эффективной.  По итогу были достигнуты хорошие результаты. РППС группы пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными,  активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается  интерес устному – народному творчеству.

Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению речевого развития с учетом ФГОС.

Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста

Работать воспитателем в детском саду непросто. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.Для меня моя работа - это возможность постоянно находиться ...

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Перспективный план работы по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора на декабрь .

Использование фольклора в развитии речи малышей всегда актуально. Перспективный план поможет использовать его в работе с детьми в системе....

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...