Главные вкладки

    Молодежь, проблемы и ответственность
    статья

    Михно Наталья Николаевна

    Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи –  одна из основных, потому что, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл molodezh_problemy_i_otvetstvennost.docx19.73 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           Михно Наталья Николаевна

                                          МАОУ СОШ № 13

    Молодежь, проблемы  и ответственность (из опыта работы опорной школы по ОПК)

    Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи –  одна из основных, потому что, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная…

    Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие-либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить.

    Какие  проблемы  испытывает  современная   молодёжь ? Это  прежде  всего

    • • Подмена жизненных ценностей;
    • Аморальность в поведении;
    • • • Непонимание поколений.
    • Алкоголизм; Наркомания; Табакокурение
    • • Преступность, самоубийства;

    Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста. Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия важнейших решений при нехватки жизненного опыта.

    Постоянное навязывание бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслу целей, культивированию сиюминутных удовольствий поведения. Также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

            Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Возникают вопросы, А для чего нужно учиться, ведь работать все равно негде. Папка мой уезжает на заработки, когда он мне так нужен. У нас половина станицы работают вахтовым методом. Где семейные ужины? И прочие традиции?

            Очевидным является то, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль. Ведь сегодня куда не кинься везде нужны деньги. Организовать паломническую поездку- деньги, в музей- деньги, в кино-деньги и не малые, а сегодня в моем 9 классе половина матерей одиночек, которые едва сводят концы с концами.

    Современная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Отсутствие знаний, навыков поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Почему из школы исчезли психологи, социальные педагоги? Экономим?

             Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. Поэтому вся ответственность, как это не прискорбно ложиться на нас педагогов, преподавателей ОПК. Воспитание подростающго поколения нужно начинать с семьи, с родителей. В нашей школе мы возобновили давно забытую традицию родительского лектория, только теперь он имеет православное направление. Вместе с родителями мы беседуем на такие темы как «Красота супружества», «Мат- не наш формат», «Особенности духовного воспитания мальчиков и девочек» и другие. Этот опыт был предложен мною на Районном МО. Учителя ОПК Курганинского района, поработав над темами лектория собрали методическую копилку по проведению родительских собраний духовно- нравственного направления.

    Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение нигилизма, снижение нравственных критериев. Понимая это мы в течение двух лет работали над созданием программы «Православная педагогика   и психология»  для учащихся 10-11 классов социально-педагогического профиля. Данная программа - коллективный труд не только учителя и  но и священнослужителей Благочиния Курганинского района. Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении программ модернизации общества. Русская Православная Церковь – важнейший субъект образовательного процесса, выполняющий социальный заказ православных верующих граждан России. Актуальность введения данного курса обусловлена тем, что именно в старшем школьном возрасте идёт углубление нравственного мировоззрения подростков.

    Цель курса: познакомить учащихся с основами православной педагогики и психологии, раскрыть значение и роль педагога в формировании личности, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Ожидаемые результаты Ценностно-смысловой компонент.

    • Осознание основных нравственных ценностей христианской педагогической морали: ответственность, целеустремленность, добро; смирение; послушание ; бережное отношение ко всему окружающему;
      - патриотизм.

    Личностные достижения

    • Определять  роль педагога в современном окружающем мире.
    • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.
    • Иметь представление о системах норм и ценностей нравственности, морали педагога в христианской Руси и в современной России.
    • Адекватно оценивать своё поведение с точки зрения морально-нравственных норм.
    • Адекватно оценивать результаты практической деятельности, направленной на закрепление знаний культурологической компетенции.
    • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.

    На данный момент идет апробация данной программы в 14 Родниковской школе. Мы надеемся, что поставленные цели и задачи данной программы будут реализованы.

           К сожалению  сегодня многие забыли забыли мудрость предков и в погоне за самыми современным телевизорами, биткоинами  или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях…Вроде бы и стремиться наше правительство к решению данных проблем, но на местах наши дети к сожалению еще не ощущают эту заботу.

     Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские, православные лагеря и чтобы каждый ребенок мог бесплатно побывать не в школьном лагере в пятидесятиградусную жару, а на берегу моря, в лесу, как раньше. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания. Поймите, что дети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались. Они хотят быть взрослыми и свободными – так давайте им поможем…И о свободе своим ученикам я нередко повторяю слова Б.Пастернака: Я уяснил, что значит быть свободным, я разобрался в этом чувстве трудном, одном из самых сильных чувств на свете, и знаете, что значит быть свободным, а это значит быть за все в ответе!!!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

    Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

    "Семья- активный субъект формирования социальной ответственности молодежи"

    «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»...

    Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

    В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

    Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс

    Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...

    Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"

    Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....

    урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

    Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

    Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

    Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...