Главные вкладки

    Взаимодействие семьи, церкви и школы
    статья

    Михно Наталья Николаевна

    Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_tserkvi_i_shkoly.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие семьи, церкви и школы

              Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.

    Но и школа не снимает с себя ответственности, и даже более того, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

               Закон четко определяет участников образовательного процесса: это ребенок, образовательное учреждение и семья (родители).

               И на самом деле у нас общие цели и задачи, мы участники единого образовательного процесса, хотим развивать у ребенка духовную основу личности, создавать необходимые предпосылки для его самоутверждения, успешной социальной адаптации в социуме. Педагоги и родители — важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания нравственной культуры. От успешного взаимодействия школы и семьи выиграет каждая сторона, поскольку и в педагогике, и в семейном воспитании накоплен огромный положительный опыт.

             В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:

    • просветительская (научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми);
    • консультативная (совместные психолого-педагогические поиски методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);
    • коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры).

               Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания гармонично развитой личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является, как ни странно, семья.

              По словам святителя Иоанна Златоуста, нерадение о детях «расстраивает всю вселенную»: «Если вы воспитываете своих сыновей, то они в свою очередь воспитывают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь, таким образом, до Пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем». Старец Паисий Афонский утверждал, что «единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир».

             Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

             Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

              А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе факультативных занятий «Основы православной культуры», который ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Благодаря этому выпускники, изучившие этот спецкурс, успешно социально адаптируются в нашем изменяющемся обществе. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.

               И знакомство это не заканчивается только уроком: свое продолжение урок имеет во время подготовки праздничных мероприятий по православной культуре, в которых дети участвуют с большим удовольствием, проявляя свои творческие способности, вовлекая в этот процесс своих родителей и близких. Вся семья становится участником таких праздников.

               Выстраивая взаимоотношения семьи и школы, учителя понимают, что на каком-то этапе мы теряем тесную связь с родителями. Возможно, устарели наши формы работы с родителями, а может быть, это и занятость родителей, неустроенный быт семьи, социальная незащищенность, рост количества асоциальных семей?

              Что же нужно делать? Приобщать семью к социокультурным категориям и ценностям на основе использования активных форм воспитания и взаимодействия семьи и школы, а именно: вовлечь родителей в совместную с детьми и педагогами учебно-познавательную, культурно-досуговую, общественно-полезную и спортивно- оздоровительную деятельность.

            Одной из таких форм являются совместные занятия родителей, педагогов, священнослужителей, ролевые и деловые игры, тренинги, «круглые столы» и конференции. Такое общение ориентировано на собственный жизненный опыт родителей, священников, педагогов. Неоценимую помощь в этом деле оказывает иерей Родниковского Храма Косьмы и Дамиана отец Игорь, который всегда активно и живо участвует во всех названных мероприятиях.

    В этом году в нашей школе действует программа под названием «Согласие», ориентированная на доверительный разговор о семейных традициях, о важности заботы, согласия, любви и уважения к матери,к старшим, к родным и близким,своей семье. Важно ли это для семьи? Думаю, да. И то, что такие занятия есть альтернатива тому, что мы видим вокруг, и то, что это найдет отклик в душах детей и их родителей – это однозначно.

               Православное воспитание по форме состоит из процесса воспитания с целью достижения определенного ожидаемого результата и достигнутого результата.

               Многие ошибочные представления о православном воспитании можно условно разделить на две группы. Первая группа относится к православному воспитанию как к процессу, вторая – как к результату. К первой принадлежат те воспитатели, кто слепо заставляет ребенка выполнять те или иные требования, согласно своим убеждениям, часто непостоянным, без учета реальной ситуации. Ко второй – те, кто хочет получить сиюминутный результат, не задумываясь над методами воспитания. Православное же воспитание будет таковым лишь в том случае, когда ожидаемый результат в процессе длительной и кропотливой работы с ребенком совпадает с достигнутым.

            Приведем в качестве примера горячо обсуждаемую сейчас проблему воспитания детей и физического воздействия на них. Мало кто знает, что прежде чем физически наказывать своих детей, наши предки становились на молитву, чтобы Господь помог наказать ребенка с пользой для него, чтобы родители в момент наказания своего дитя пребывали в мирном молитвенном духе. Перед наказанием детей в православных семьях, часто вся семья молилась, чтобы оно пошло на пользу. Но главное было в том, что дети сами осознавали справедливость физического наказания. Как правило, после этого они со смирением каялись в своем грехе перед всеми членами семьи, а потом исповедовались у священника в Храме.

                 Это было время, когда весь уклад и семейной и общественной жизни способствовал такому воспитанию подрастающего поколения, и оно приносило хорошие плоды.

    Необходимо возвратиться к духовным традициям Русской Школы. Без веры в Бога ребенку невозможно объяснить, что табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков это нарушение заповедей Божиих и является тяжким грехом. Отметим, что многочисленные попытки сделать это без Бога сводятся к примитивному объяснению физиологического вреда для здоровья. Такой подход как раньше, так и теперь практических результатов не приносит, главным образом потому, что сиюминутен, неубедителен, быстро забывается и в конечном итоге порождает к самому себе (подходу) насмешливое отношение.

    Современная школа ориентирована на достижение выпускниками государственного образовательного стандарта и, одновременно, призвана формировать сознательного гражданина. Однако, на пути решения указанных задач современная школа сталкивается с рядом трудностей, которые преодолеть не в состоянии. Главной из них является отсутствие системы школьного воспитания. Такая ситуация начала складываться в первые годы постсоветского  периода, когда были ликвидированы атрибуты советской школы воспитания, идеологически направленной, но имевшей достаточно большой организационный опыт работы с детьми. Как мы помним, в советский период воспитание осуществлялось через пионерские, комсомольские и др. организации, этому также способствовала сама государственная система. Сразу отметим, что мы не относимся к сторонникам советской системы воспитания, однако погрешим против истины, если будем утверждать, что отказ от нее сделал школу в России лучше.

    Отсутствие воспитательной системы сразу же стало приносить негативные плоды: табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков в школьной среде стало частым явлением. Одновременно, усилилось разлагающее действие средств массовой информации, особенно рекламы. Не по своей вине современные дети оказались в окружении ложных истин, утверждающих, призывающих и оправдывающих путь греха и соблазна.

    Многие философы и мудрецы считают, что всякое достижение обуславливается прежде всего напряженным, целеустремленным трудом в течение длительного времени. Таким образом, значительных достижений в любом деле может добиться каждый при наличии средних способностей и дарований. И, очевидно, степень успеха будет прямо пропорциональна затраченной энергии. Здесь мы встречаемся с закономерностью, которая вложена Господом одинаково в мир неодушевленный, в растения, в мир животных, в мир Духа. Мы знаем, что количество электричества измеряется перемножением силы тока, напряжения и времени. Таковы же, к примеру, законы гидростатики. В отношении воспитания детей по аналогии можно сказать: его успех будет обеспечен, если мы не будем жалеть своих сил, с волевым напряжением будем работать над детьми, не урывками, а всегда, все время посвящая этому делу.

    Здесь аналогии уместны и с трудом садовника, которому дается выращивать прекрасные цветы, высокой культуры плоды, лишь после многих лет упорного труда.

    Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человечеству после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, не возможна сама жизнь.

    Труд над ребенком как основа воспитания, был заповедан еще в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от не пристойных поступков его», - говорится в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова. В Новом Завете апостол Павел характеризует труд родителей: «Как отец детей своих мы просили, и убеждали, и умоляли».

    «Проклята земля за тебя… тернии и волчцы произрасти она тебе…» - услышал Адам от Бога после грехопадения. И мы знаем, как неудержимо склонны развиваться духовные тернии в душах наших детей – тернии злых наклонностей и страстей. Как сказано в Евангелие от Матфея «Царство Небесное силой берется и употребляющие усилие восхищают его». Упорный длительный труд нужен для возделывания пашни и материальной, и духовной, и непрерывно, и неослабно надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся сорняки. Только таковы должны быть цели и задачи единения и соработничества семьи, церкви и школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы

    доклад на тему  "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...

    Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

    Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

    «Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

    Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...

    Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

    Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

    Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе

    Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...

    «Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

    Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

    Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

    Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....