Концепция уникального образовательного проекта  школа «Обыкновенное чудо …»
проект

Петрова Марина Анатольевна

уникальный  образовательный проект - школа «Обыкновенное чудо …»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_-_obyknovennoe_chudo_.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Марина Анатольевна,

к.п.н., доцент,

учитель высшей квалификационной категории,

федеральный эксперт Рособрнадзора,

Министерства образования НСО

КОНЦЕПЦИЯ

уникального образовательного проекта  школа «Обыкновенное чудо …»

Прежде всего, как директор (кандидат на пост директора) я хочу видеть новую школу в будущем как:

  • уникальный образовательный проект  школа «Обыкновенное чудо …», способный обеспечить надежную сохранность и устойчивую преемственность всех ключевых составляющих успеха и сложившейся педагогической практики;
  • уникальную образовательную среду, в которой созданы благоприятные условия и предоставлены возможности как для максимальной реализации личностного потенциала каждого ученика, так и для реализации профессионального и творческого потенциала каждого педагога и команды педагогического коллектива;
  • общеобразовательное учебное заведение, характеризующееся высоким стандартом качества образования, подтвержденным объективно измеряемыми показателями успешности (результатами ЕГЭ, олимпиад и конкурсов, вступительными испытаниями в высшие учебные заведения);
  • устойчивую, жизнеспособную и самоокупаемую модель образовательного бизнеса (на основе мирового образовательного опыта лучших учебных заведений), находящуюся в авангарде и формирующую передовой опыт в области общего образования и не только;
  • яркое и самобытное явление в российской образовательной среде, получившее признание в профессиональном сообществе деятелей образования, а также способное привлечь к участию в проекте видных российских и зарубежных деятелей из самых различных областей деятельности;
  • компетентную команду профессионалов, возглавляемую профессиональным и идеологическим лидером, обладающим «видением» оптимальных путей реализации «замысла» учредителя, способным воодушевить педагогический коллектив на дальнейшее развитие и лояльность идеям концепции, а также имеющим высокий кредит доверия семей-участников проекта – учащихся школы и их родителей.

Главная цель директора школы – оправдать ожидания и доверие всех участников образовательных отношений, и убедительно продемонстрировать свое позитивное влияние на дальнейшее развитие школы, и конкретную реальную пользу от предложенных в концепции управленческих и не только действий, заслужив ежедневно демонстрируемой результативностью, высоким уровнем профессионализма и трудом уважение и признание. Личность и фигура директора должна значительно дополнять уникальность концепции и повышать его статус не только в глазах всех участников образовательных отношений, но и во внешнем круге, обеспечивающем концепции необходимую поддержку.

Предлагаю Вашему вниманию документ, определяющий ряд конструктивных предложений, нацеленных на ускорение дальнейшей эволюции концепции и скорейшего достижения, поставленных учредителем амбициозных целей системе образования через проект «Обыкновенное чудо …».

Убеждение

В этом сложном мире сможет комфортно себя чувствовать только сложный человек, а именно такой, который умеет справляться с разными, даже самыми непредсказуемыми жизненными ситуациями, и обладать четкой системой ценностей, которые позволят ему управлять своей жизнью и принимать решения.

Общие тренды современности:

  • постоянные, непрерывные и интенсивные изменения во всех сферах, от быта до высоких технологий;
  • цивилизация, входящая в стадию цифрового общества;
  • автоматизация различных видов деятельности человека, включая рутинный интеллектуальный труд. Иными словами, мы больше не можем быть уверены, что врача, бухгалтера, менеджера завтра не заменит эффективный автомат;
  • глобальная турбулентность, экологическая нестабильность, риск катастрофы и т.п.;
  • жизнь в условиях сложного, неопределенного, расплывчатого мира.

Тем самым современные ученики должны освоить три основных типа компетенций:

  • способность к самостоятельным действиям,
  • умение взаимодействовать с разнообразными группами людей,
  • быстро овладевать различными инструментами, в том числе языковыми системами.

Эти задачи могут решать различные образовательные программы, НО! все они должны соответствовать общему курсу школы «Обыкновенное чудо …».

Видение

Переориентация на учащегося. Предметный подход в нашей системе образования школы уже будет не актуален: нам важна способность человека жить в мире, преобразовывать и совершенствовать его, самостоятельно решать неожиданные сложные задачи. Три основных задачи образования: развитие мышления и умения решать проблемы, навык взаимодействия с другими, а также умение управлять собой, обучаться и осваивать новое.

Актуальное понимание грамотности. Грамотность в той или иной области – это своего рода нижний порог, который позволит человеку войти в мир. Это не только умения читать, писать, считать, искать информацию, на определенном уровне управлять данными, но и экономическая грамотность, здоровый образ жизни, представления о работе социальных систем, экологическое сознание.

К чему готовить свое сознание?

1. Префигуративная культура. Пора привыкнуть к тому, что ни у кого нет с ходу точного и верного ответа. В какой-то момент взрослым придется учиться у детей (и к этому должен быть готов весь мой коллектив).

2. В центре всего – личность. Раньше образование удовлетворяло потребности государства, бизнеса и других больших систем. Теперь нам важно перейти к человекоцентрированному образованию.

3. Не знания, а качества. Нет смысла просто загружать в человека знания – они все равно быстро устареют. Важнее сформировать личность учащегося. Для «сложного человека» важнее всего множественная мотивация, внутренняя психологическая устойчивость, вкус к риску и неопределенности, открытость для общества и познания себя. Именно этому нам и придется учить наших детей, обучающихся школы «Обыкновенное чудо …».

4. Все НЕ навсегда. Картина мира у наших обучающихся будет неоднократно меняться в течение всей жизни, в школе как минимум, и это вполне естественно. Нам необходимо будет подготовить обучающихся к тому, что информация должна перепроверяться, уточняться (способность к непрерывному синтезу).

Как реализовать, выстроить такую новую систему образования?

1) Создать модели оценки. Никакие новые практики не сработают, если в конце концов за нее по старинке будут давать оценку за чистое воспроизводство знаний. Оценка должна помогать ребенку осваивать дальше себя и жизнь, это живая и гибкая обратная связь, а не приговор и не уравнивающая всех шкала.

2) Работа со всеми детьми как с одаренными. Перенос опыта системы работы с одаренными на «других» детей. Пора начать пробуждать во всех детях уникальность!

3) Ученическая самостоятельность. Важно, чтобы на уроках ребенок смог заявить свои права, потребности, проявить лидерские качества, взять на себя ответственность. Эту инициативу следует начинать с масштабов класса и постепенно подниматься все выше, до уровня р.п., города … или даже выше.

4) Новая роль учителя. Учителю в школе «Обыкновенное чудо …» нужно будет перейти к горизонтальной системе отношений, стать модератором, навигатором, а не нависающим сверху непререкаемым авторитетом.

5) Образовательная экосистема. Как и в природе, она не диктуется сверху, а возникает через взаимодействие участников процесса. Не только класс и уроки, но и кружки, клубы, дворы, образовательные онлайн-платформы, мобильные приложения – все это наш ресурс, вопрос только в том, чтобы адекватно включить все это в единую систему.

6) Школа «Обыкновенное чудо …» – открытая система. В процессе организации и функционирования школьной системы должны в той или иной мере участвовать все – работодатели, государство, педагогическое сообщество, специализированные фонды, депутатский корпус, бизнес и, конечно, родители.

Какие практические изменения придется обсудить и простроить через программы с коллективом школы «Обыкновенное чудо …»? Ответы на вопросы

  • Школьная администрация. Потребуется сдвиг в предполагаемом обычном/стандартном мышлении: в сложном мире не получится действовать по шаблону, оптимальное решение придется вырабатывать. Необходимо будет дать больше свободы всем – учителям, ученикам, уменьшить/оптимизировать/минимизировать административный контроль.
  • Экономика. В конечном итоге, образование – это ключевой элемент развития региона. Не нужно оставлять школу на откуп государству, нужно вовлекать все типы игроков, включая социально ответственных инвесторов. Крупные стратегические корпорации заинтересованы в том, чтобы к ним приходили работать те самые «сложные люди».
  • Специализация школы. Статус спецшкол – нет такого понятия, но нам все равно нужно будет двигаться в сторону усложнения и специализации. Все это – постепенно, сохраняя интересы пришедших участников образовательных отношений (мониторинг) и становление трех базовых профилей: физико-математический, химико-биологический и инженерные классы.
  • ЕГЭ. В свое время он решил ряд задач – управленческих, но не стратегических. Теперь мы можем смело говорить, что эта форма оценки образовательных результатов устарела, и что-то обязательно должно прийти ей на смену. Коллектив! – БУДЬ готов!!!
  • Готовность людей. Совершенно точно, что со стороны детей, семей, общества есть запрос на новую систему образования. Если мы поверим и примем то, что таким образом учить детей возможно, что «сложный человек» это основа будущего – тогда в школе «Обыкновенное чудо …» будут учиться очень и очень многие.

Немного слов о тех, кто … о нас. Новые компетенции педагога через КПК, переподготовку: НИПКиПРО, ГЦРО, НИМРО, НГПУ, конкурсы, конференции и пр.

Чтобы обеспечить равные условия для получения качественного образования всеми категориями детей, современному педагогу нужно владеть новыми профессиональными компетенциями:

  • Работа с одаренными учащимися (для проявления потенциала и сохранения психического равновесия им нужна всесторонняя поддержка).
  • Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования.
  • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным (сегодня таких все больше).
  • Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии.
  • Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  • Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.
  • Учителя, как правило, хотят учить способных детей. Но способные могут научиться и сами. Эффективная помощь тем детям, которым сложно  вот в чем проявляется мастерство педагога.

Конструктивный взгляд на профстандарт педагога

Он является не противопоставлением творчеству, а симбиозом творчества и ремесла, важным инструментом реализации стратегии образования и повышения качества образования. По своей структуре профстандарт включает знание предмета, владение новыми информационными технологиями и наличие актуальных компетентностей. Причем последний пункт  это вариативная часть. Она разрабатывается с перспективой на будущее, поскольку, разумеется, нельзя требовать от учителя тех навыков, которым его не обучали. Например, умению работать в условиях инклюзии.

Констатирую, что профессиональный стандарт тесно связан с образовательными стандартами. То есть он разработан не просто для абстрактного регулирования, но для того, чтобы образование в целом вышло на новый уровень (цели, задачи: национального проекта «Образование»; Стратегия социально-экономического развития города, области на период; Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования …). Большая сложность состоит в том, чтобы сохранить в равновесии традиции и новаторство. И эта трудность далеко не единственная, на пути становления системы образования в школе «Обыкновенное чудо …», будет много сложностей, связанных с региональными особенностями, детскими возрастными, технологическими, бюрократическими и т.д.

В свою очередь требования федерального государственного образовательного стандарта определяют высокую значимость организации работы каждого ученика в классе, чтобы максимально учесть образовательные потребности и возможности школьников. Именно при таком подходе возможно достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.

Концепция формирования и развития, становления «сложного человека» в условиях функционирования школы «Обыкновенное чудо …»

1. В широком смысле среда  это все составляющие окружения человека, их характеристики и связи между ними. Следовательно, говоря о среде, имею в виду и архитектуру зданий, и предметно-пространственную организацию, и цифровые технологии, и современное оборудование, и навигацию, и методическую оснащенность, и характер взаимодействия обучающих и обучаемых, и сообщество сверстников, и то, насколько в образовательном процессе используются социокультурное  ресурсы района, города.

2. Школа «Обыкновенное чудо …»  школа устойчивого развития

Образовательная организация играет роль центра местного сообщества, двери которого открыты с 7 утра и зачастую до 11 часов вечера. Услуги, предоставляемые школой гражданам: спортивные секции, дополнительное образование, кафе, место встреч для пожилых людей, проведение концертов и районных (окружных) мероприятий, выравнивание образовательных возможностей детям из семей с низким достатком за счет бесплатных секций и кружков.

3. Умная среда обучения

Все пространство школы становится универсальным и ориентированным на развитие детей, стимулирующим когнитивные, социально-эмоциональные навыки, а также физическое развитие детей. Вместо предметных классов (математика, русский язык, география, информатика) будут классы, в которых можно провести любой урок любому из преподавателей или группе преподавателей. Классы химии, физики и биологии объединяются в единый блок или даже одно помещение  научный кластер, в котором можно провести метапредметное исследование. Применение современных технологических элементов при внутренней отделке позволит оптимально спроектировать такие учебные помещения, в которых можно свободно организовать работу как индивидуальную, так и в парах или группах или командную работу преподавателей с группой детей.

Мастерские и робототехника также объединяются в единый блок  так называемую «Фаблаб-лабораторию». Мастерская становится центром прототипирования, где есть достаточный объем оборудования и инструментов, чтобы создать прототип предмета или его отдельной детали, например, элемент для создания конструкции робота. В мастерскую выводятся верстаки и оборудование (слесарное, деревообрабатывающее), 3D-принтеры, лазерные резаки, покрасочное оборудование. В мастерской также будет зона с компьютерами  для записи получаемого в ходе работы алгоритма. Зачастую всё пространство школы является учебным, в любом месте (рекреация, холл, коридор) можно организовать как поточное обучение, так и мини-групповое и индивидуальное.

Мы фиксируем ряд решений для образовательной среды, которые помогают достичь современного уровня качества образования и в особенности развивать социально-эмоциональные навыки, навыки решения проблем:

1) Среда обеспечивает возможность работать с современными информационными технологиями. Как минимум, есть доступ к школьному Wi-Fi из любой точки здания, и каждый ребенок может работать с информацией со своего личного устройства (смартфон, планшет, ноутбук).

2) В школе появится библиотека, которая предполагает не только использование учебных, научно-популярных и художественных книг, но и проведение досуга  клубной деятельности, дискуссии, свободной коммуникации.

3) Среда трансформируема: есть возможность зонировать класс или учебное пространство для разных видов деятельности и объединять несколько помещений.

4) В школе холлы могут быть использованы и как «спортивные залы» и для проведения культурно-массовых мероприятий.

5) Учебные кабинеты или классы в школе становятся универсальными: вместо предметных классов (математика, русский язык, география, информатика) появляются классы, в которых можно провести любой урок любому из преподавателей или группе учителей.

6) Мастерские и робототехника школы также могут объединяться в единый блок "Фаблаб-лабораторию".

7) Создается блок медиалаборатории  это видеостудия, студия звукозаписи, анимационная студия, web-проектирование и гейм-студия.

8) В столовой не только едят  но и работают, проводят мероприятия. Соответственно, помимо столов и стульев в столовой появляются силовые и слаботочные розетки, LED экраны. Организуется несколько буфетных зон (зона кофе-пойнта), где можно купить здоровую еду и перекусить на перемене.

9) Более оптимальное и целенаправленное использование школьной территории. Образование выходит за пределы школы, каждый элемент «околошкольной» социокультурной среды может решать образовательные задачи  от нарисованных классиков до изобилия скворечников, велопарковок, пришкольных огородов, арт-объектов, памятных знаков и мест.

Безусловно, реализация вышеизложенных решений на уровне школы потребует:

а) определения понятия «образовательная среда» в нормативно-правовой базе;

б) преодоления ряда существующих административных, правовых, организационно-финансовых, культурных барьеров.

Для реализации означенных целей, с точки зрения применения описания критериев современной образовательной среды, необходимо отметить следующие необходимые шаги:

1) Разработка методических рекомендаций для региональных институтов развития образования и повышения квалификации по совершенствованию компетентности педагогов при работе с инновационными пространственными решениями (запросы НИПКиПРО, НИМРО, ГЦРО, НГПУ, НГТУ, НГУ, ОблЦИТ и пр.).

2) Организация и проведение переговорных площадок с девелоперскими компаниями с тем, чтобы аргументированно донести до них идею о том, что нестандартная инновационная школа существенно увеличивает продажи жилья.

В конечном счете, наряду с лучшими формальным образовательными результатами (ЕГЭ, оценки и т.д.) и развитием компетенций учащихся «сложный человек» (навыки социализации, адаптации, получения новых знаний, работы с информацией и т.д.), правильное позиционирование и развитие современной образовательной среды приведет к улучшению восприятия школы и образования обществом (родителями, другими заинтересованными сторонами).

Таким образом, наиболее емкое и подходящее для концепции понимание образовательной среды школы «Обыкновенное чудо …» можно сформулировать так: это система элементов, окружающих детей (учащихся) и учителей, предоставляющих им возможности для обучения, воспитания и развития. Именно образовательная направленность, отраженная в данном понятии, позволяет разграничить «образовательную среду» и «инфраструктуру». Последняя имеет социальную направленность и связана в первую очередь с доступностью различных социальных услуг  услуг, обеспечивающих должное качество жизнедеятельности, не связанных непосредственно с образованием.

Однако один и тот же элемент может входить в систему образовательной среды и в систему инфраструктуры, по-разному реализуя потенциал возможностей. Например, школьная столовая является частью инфраструктуры, т.к. позволяет оперативно обеспечить учащихся горячим питанием в ближайшей доступности от образовательных пространств (обычно именно эта утилитарная направленность обусловливает структурно-функциональную организацию и оформление мест питания школьников). Однако столовая может быть организована и оформлена таким образом, чтобы формировать у учащихся навыки правильного питания, закладывать в их сознание идеи здорового образа жизни. Также столовая может быть и локацией для информального (не регламентированного программами) образования: стать площадкой для встреч сообществ по интересам (и детских, и взрослых, и смешанных), располагать к объединению в небольшие группы и неформальному обсуждению учебных заданий и проектов.

4. Посмотрим на современную образовательную среду школы «Обыкновенное чудо …» через так называемые soft skills, т.е. универсальные навыки жизни. В связи с этим применима, наша позиция, согласно которой образовательная среда должна в первую очередь формировать у «сложного человека» уверенность в себе. Это достигается наличием четырех типов пространств: мест для взаимодополняющих активностей (в частности, освоения общих и специфических знаний в парадигме деятельностного подхода), «поддерживающих» мест (например, мест для отдыха, уединения и размышлений), больших пространств (внутри и вне помещений), например, для развития навыков самоорганизации, саморегуляции, физического развития, а также мест самообслуживания (например, туалеты, которые в качестве элемента образовательной среды дают учащимся опыт уважения/неуважения к ним со стороны организации, т.е. школы). Такое концептуальное видение подразумевает, что современная образовательная среда содержит в себе возможности для: Самостоятельности; Инициативности; Вовлеченности; Субъектности; Рефлексивности.

5. Важным критерием качества образовательной среды школы «Обыкновенное чудо …» остается безопасность и возможности участников образовательного процесса противостоять агрессивным проявлениям, в том числе в информационном поле.

6. Детализация образовательной среды школы «Обыкновенное чудо …» через набор ее компонентов. 

1) Физическое пространство и его обустройство (предметно-пространственный компонент);

2) Цифровое пространство и его обустройство (цифровая информационно-образовательная среда, включающая платформы управления учебно-методическими материалами, учебным процессом; информационно-управляющие системы; системы текущего и итогового оценивания и т.д.);

3) Характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, обусловленный использованием пространств, материалов, оборудования (изменение роли обучающего, переход от прохождения материала к формированию компетенций, переход к личным планам учебной работы и т.д.);

4) Структурирование учебного расписания и регламентов работы школы (распределение времени дня и недели на различные виды деятельности с использованием пространств, материалов, оборудования; требования к содержанию и проведению учебных мероприятий, обязанностям и зонам ответственности участников образовательного процесса и т.д.).

Ограничусь пространством школы и относящейся к ней территории. Во-первых, влияние «внешних» факторов (таких как уровень развития социокультурной среды района, где расположена школа; уровень социально-экономического развития муниципалитета и субъекта РФ; наличие и интенсивность использования сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями при организации учебного процесса и т.д.) трудно оценить и, тем более, подвергнуть эффективному регулированию в рамках только образовательной системы на предмете новой школы. Во-вторых, последовательная и сфокусированная работа по формированию адекватной образовательной среды в школе, согласно лучшим российским и международным практикам, в большинстве случаев приводит к положительной динамике образовательных результатов обучающихся независимо от внешней среды.

Важнейшим условием для создания и успешного функционирования современной образовательной среды школы «Обыкновенное чудо …» является готовность педагогических и руководящих кадров работать в новой парадигме образования, где среда является «третьим педагогом», а в некоторых смыслах даже и соревнуется в значимости с учителем  определяет его позицию фасилитатора, модератора, координатора, а не солирующего субъекта.

Еще одним значимым условием является система менеджмента, ориентированная на проектное управление и развитие, а не на ликвидацию возникающих дефектов. В этом случае обеспечивается системность работы с пространствами, образовательным процессом, который в них протекает, и собственно педагогическими кадрами, его обеспечивающими.

В связи с этим в рамках концепции необходимо предусмотреть разработку системы мер по освоению педагогическими коллективами новых технологий использования современной образовательной среды, полноценной реализации ее потенциала.

Место наставничества в школе «Обыкновенное чудо …»

Для начала приведу две главные цели нацпроекта:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поставленные цели будут воплощаться школой «Обыкновенное чудо …» в рамках десяти проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

7. Долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школы – «сложные люди» должны знать свою жизнь наперед. Формирование мировоззрения VUCA  то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.

Старая модель                                                Новая модель

Soft-skills                                                                Контекстные навыки

Hard-skills                                                                Экзистенциальные навыки

Меняем модель работы. Пока что сохраняется, но постепенно уходит в прошлое, модель 1.0, в которой учитель транслирует информацию, а ученики запоминают ее и воспроизводят в точках контроля. Я знакома с моделью коллективного кейсового обучения 2.0. Образование стремится к модели 3.0, она предусматривает постановку персональных целей для каждого ученика и поиск наиболее удобного способа проверки его знаний.

Наставничество в данном контексте рассматривается мною как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени.

Характеристика педагога-наставника

Для примера представлю модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:

  1. Способность к отбору информации.
  2. Социальный интеллект.
  3. Способность мыслить проектно.
  4. Межкультурная компетентность.
  5. Способность мыслить нестандартно и глубоко.
  6. Способность понимать смыслы.
  7. Универсальные навыки мышления.
  8. Способность вычислять.
  9. Сотрудничество в виртуальном пространстве.
  10. Способность работать с современными СМИ.

Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.

Чтобы эффективно организовать систему наставничества, школе важно разобраться, какие конкретные цели она преследует. В зависимости от целей выбирается форма наставничества: индивидуальная или групповая.

Индивидуальное наставничество

Индивидуальное наставничество практикуется, как правило, с детьми в сложных жизненных ситуациях и другими учениками, которым действительно нужен именно индивидуальный подход (группа ОВЗ, например). Школа назначает куратора (руководителя программы), вокруг него создаются тандемы: наставник + наставляемый. Общение происходит один на один, участие является добровольным. Важно, чтобы участникам тандема было комфортно работать друг с другом. Цикл наставничества обычно составляет 1 год от поиска и обучения наставников. Период работы с подростком: 9 месяцев. Если по какой-то причине тандем распадается, куратор находит другого наставника.

Групповое наставничество

Вокруг педагога-наставника формируется группа подростков. Вместе они развивают soft skills и проходят самоопределение. Работа ведется над теми ценностями, в которых видят смысл и подростки, и педагог. К процессу по мере необходимости присоединяются методисты, родители, выпускники, психологи, учителя-предметники, педагоги-организаторы.

Этапы реализации

  1. Педагог помогает ученикам осознать возможности и потребности, жизненные цели, выявляет дефициты учащихся и те барьеры, которые мешают им прийти к их жизненной цели. Педагог вдохновляет и мотивирует подростков, помогая сформировать веру в достижение целей, а также показывает конкретные маршруты для их достижения.
  2. В формате тренинговых занятий, мастер-классов, решения кейсов и реализации проектов педагог помогает в формировании soft skills.
  3. Эффективность участия в программе наставничества оценивается через онлайн-анкетирование до/после.

Наставничество  серьезный, ответственный процесс, поэтому большую роль играет изначальная мотивация педагога.

8. Дополнительное образование – успех каждого ребенка в школе «Обыкновенное чудо …»

Одна из самых объемных федеральных программ нацпроекта «Образование»  «Успех каждого ребенка». Это про школу Обыкновенное чудо …», дающую каждому ребенку максимум возможностей для реализации.

Характерные черты школы

Коллективу предстоит преодолеть черты «старой школы»:

  • порядок обучения определяется только заранее предписанной программой и никак не связан с конкретными учениками;
  • стремление к дисциплинированию ребенка и принуждению;
  • отсутствие действия, кроме запоминания некоторых текстов;
  • неавтономность, несамостоятельность школы, ее полное подчинение распоряжениям.

Список этот можно расширить, но его суть понятна и во многом совпадает с тем, чем недовольны в сегодняшней школе многие родители, предприниматели, авторы новых образовательных проектов. Если пытаться сформулировать общую позицию не «от противного», а в позитивном ключе, то можно выделить четыре характерных черты школы «Обыкновенное чудо …».

1) Опора на личный опыт и на личный интерес ребенка

На словах многие сегодня согласны с этим. Но когда кто-то начинает строить работу в школе так, чтобы личный опыт каждого ученика стал основой для дальнейшей работы, то обнаруживаются большие сложности. В первую очередь они связаны со стереотипами, с устоявшимися навыками педагогов.

2) Живая связь школы с окружающим миром

Речь идет не просто о прогулках в музей и экскурсиях на завод. Идея в том, чтобы окружающий школу общественный, культурный, производственный мир, с одной стороны, становился содержанием образовательной работы, с другой стороны, рассматривался в качестве той среды, в которой живут и развиваются дети и взрослые. А с третьей стороны, окружающий мир может становиться объектом, который дети с учителями пытаются изменять. И эти усилия по изменению окружающего мира  важная часть содержательной работы школы.

3) Учет влияния сообществ

Учитель учит, а ученик учится не изолированно. Вокруг них складывается культурное сообщество  важнейший субъект образования. Важно, чтобы каждое школьное сообщество раскрывалось как самосознающая, саморазвивающаяся, самообучающаяся группа.

4) Внимание к тому, когда и как в ходе образования у ребенка появляется собственное дело, за которое он ощущает ответственность

Часто такое «собственное дело» выступает не как индивидуальное, а как некоторое дело группы детей, которое они выполняют совместно. Именно здесь возникают и объединяющий опыт, и общая культура совместного «делания дела», и общие ценности. Именно такая «сообщная» работа в школе  главный ресурс, который мог бы вытягивать школу,  уравновешивая, согласовывая разброс индивидуальных интересов и способностей. Но для этого необходимы и память «собственного дела», и чувство ценности своего дружеского круга, и мотив соучастия, который втягивает ребят в общую работу, и чувство удовлетворения от успеха.

9. В школе главное не стены, а отношения

В принципе понятно, что стены  не самое главное в школе. В школе главное  отношения. Равно уважительные отношения педагогов с детьми и детей с педагогами. Человеческие отношения школьников со сверстниками, младшими и старшими.

Заинтересованное отношение учителей к своей работе, интерес к своему предмету и желание на самом деле помочь детям учиться, а не просто соблюдать спущенные сверху нормы и директивы.

Забота о том, чтобы у детей проявилось личностное отношение к своей учебной деятельности, а не только призывы учиться, потому что все дети обязаны учиться.

Договорные и уважительные отношения с родителями как носителями реальной современной жизни, разворачивающейся за стенами школы, как с заказчиками образования и как с участниками образовательного процесса.

Партнерские отношения с предприятиями, некоммерческими организациями, учреждениями культуры, другими представителями окружающей школу жизни, становящимися «частью школы»,  пространствами и ресурсами образования подрастающего поколения.

10. На чем будет строится целевой капитал школы «Обыкновенное чудо …»

Перспективой станет эндаумент (целевой капитал некоммерческой организации)  это прозрачный инструмент благотворительности, при котором деньги жертвователей не расходуются, а вкладываются и постоянно работают на благо школы.

Финансирование, как правило, поступает от успешных выпускников, которые хотят отблагодарить школу за свое становление (у нас это на перспективе). При этом выпускники не делают единоразовое пожертвование (на покупку парт или компьютеров), а помогают школе обрести финансовую стабильность в долгосрочной перспективе. Эндаумент-фонд превращается в сообщество учеников, выпускников, родителей и сотрудников школы. Инвестирование пойдет не только в материально-технический, но и в человеческий ресурс: премии первоклассным учителям, стипендии выдающимся ученикам и т.д.

Сообщество и долгосрочный источник финансирования формируют бренд школы. Наличие эндаумент-фонда будет показывать, что школа справляется со своими задачами на 100%, раз успешные выпускники не забывают о ней, возвращаются и делают свой вклад в ее развитие. Для родителей становится очевидным, что в этом заведении их дети будут иметь дело с лучшими педагогами и новейшими технологиями.

Школа будет иметь как минимум три источника финансирования: государственный бюджет, эндаумент и прямые пожертвования. (Деятельность эндаумент-фондов регулируется Федеральным законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Этапы запуска эндаумента

1. Готовность школы. Эндаумент эффективен, если школа стабильно существует не менее 5 лет. Но это не обязательный срок.

2. Поиск дарителей. Фонду нужны люди, которые будут формировать и пополнять целевой капитал. Участвовать в жизни сообщества могут не только крупные меценаты: для передачи небольших взносов создается онлайн-кнопка.

3. Создание юридического лица. При каждом эндаумент-фонде должны быть директор, бухгалтерия, юристы. Часто эти функции на полставки выполняют сотрудники школы.

4. Распределение и использование дохода. Школа получает и распределяет ежегодный доход от эндаумента на цели, установленные специальным советом по целевому капиталу.

Куда пойдут полученные средства

  • Развитие инновационной и научно-технической деятельности.
  • Материальная и социальная поддержка учителей, ветеранов школы, одаренных учеников.
  • Организация и проведение предметных олимпиад и конкурсов.
  • Стипендии и гранты учащимся.
  • Повышение квалификации педагогов, формирование кадрового запаса.
  • Привлечение молодых специалистов за счет программ стипендиальной поддержки.
  • Сотрудничество с ведущими российскими и международными ВУЗами.
  • Организация и проведение выставок, конференций и семинаров.

...и многое другое.

Директор будет обязан знать своих успешных выпускников, а ученики  , кто сидел в прошлом за их партами. Система эндаумента повышает ответственность и вовлеченность участников образовательного процесса. Отмечу, что эндаумент привлекает внимание бизнеса, и бизнес становится еще одним заказчиком образования, помимо государства.

Формирование коллектива

школы на территории

дискуссия с директорами, администрацией, депутатами

НГПУ (выпускники)

НГУ, НИИ на территории Академгородка

г.Новосибирск

регионы РФ

сетевые платформы Интернет

Управление образования Новосибирского района

конкурсы, конференции пр.

Основополагающие документы:

1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

2) Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года

3) Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019
"Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся".

4) Национальный проект «Образование»

5) Приказ от 6 октября 2009 г. N 373 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

6) Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

7) Приказ от 17 декабря 2010 г. N 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

8) Приказ от 17 мая 2012 г. N 413 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9) Приказ от 24 апреля 2019 года N 983 г. Новосибирск «О специализированном классе общеобразовательной организации на территории Новосибирской области»

10) Приказ от 26 февраля 2014 года N 453 г. Новосибирск «Об установлении случаев и порядка индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Новосибирской области и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории Новосибирской области, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект -Школа молодого эксперта

Образовательный проект -Школа молодого эксперта направлен на привлечение молодых педагогов в члены жюри, в качестве экспертов на олимпиады, НПК....

Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"

Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:-создание условий для социализации выпускников;-формирование гражданской ответствен...

Образовательный проект "Школа юного судьи"

Разработка системы критериев отбора школьников, для последующего их выдвижения на судейство соревнований....

Образовательный проект "Школа успеха"

Проект направлен на модернизацию образования в ОУ. Цель проекта - повысить уровень квалификации педагогов. проект направлен на решение следующих задач: vОценка и коррекция  деятельности  учи...

Образовательный проект «Школа юного журналиста как ресурс повышения читательской грамотности школьников»

Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, о чем свидетельствует   падение уровня общей культуры, искажение ценностных ориен...

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью  отслеживание результативности обучения по программе ...