Система работы для формирования умения составлять пересказ
план-конспект урока

Вавилова Алевтина Николаевна

Актуальность:дети с нарушением слуха не могут передать содержание текста, происходящие события, описать предмет, человека, происходящие события. 

 

Серия занятий 

Предмет:Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Класс:2(II) сл/сл. класс. 

Тема:Восприятие текста «Подарок маме». 

Нотирование текста (постановка ударения в словах; постановка надстрочных знаков с соблюдением норм орфоэпии) на материале текста.

Паспорт 1-го занятия

Цель:Учить воспринимать текст на слух (пользоваться остаточным слухом), 

выполнять задания адекватно воспринятому материалу. 

Образовательные задачи:

·      Учить воспринимать на слухо-зрительной основе и на слух части текста, фразы (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми).

·      Тренировать произносительные навыки на материале нотированного текста.

Коррекционно-развивающие задачи:

·      Развитие слухового восприятия на материале текста.

·      Использование алгоритма связной речи.

·      Обогащение пассивного и активного словаря.

Воспитательные задачи:

·      Воспитывать познавательную активность.

·      Самоконтроль за навыками произношения.

Тип занятия:изучение нового материала.

Форма проведения: индивидуальная.

Основной дидактический метод:

·      Применение звукоусиливающей аппаратуры. 

·      Познавательный и словесно-наглядный. 

Дидактические средства:текст, экран, таблицы с правилами орфоэпии и изменениями модуляции голоса, раздаточный материал, индивидуальные слуховые аппараты. 

План занятия:

1. Оргмомент.

2. Восприятие и воспроизведение словарных слов. Нотирование слов текста.

3. Восприятие текста «Подарок маме» по фразам и предложениям на слух на  

материале представленного текста с монитора ПК и на печатных носителях.

4. Восприятие вопросов и ответы на поставленные вопросы.

5. Подведение итогов.

Ход занятия:

1.Оргмомент.

2. Нотирование словарных слов.

а) Работа над правилами орфоэпии – постановка надстрочных знаков.

б) Проговаривание словарных слов текста «по образцу» ( по подражанию)  

    и постановка ударения. 

    Выделение голосом ударного слога. Отхлопывание ритмического  

    рисунка слов при работе над словарём.

праз(д)ник           8 Марта

восьмое марта           восьмого марта

Международный  женский день

скатерть              постелил скатерть

                                 цветочный магазин      букет цветов

                                  маленький брат    пришла с работы

поздравили       поздравляем

3. Восприятие текста «Подарок маме» по фразам и предложениям на слух.   

    Ученик выбирает из трёх вариантов один верный

8 Марта Таня и Вова пришли из школы. 

8 Марта Таня и Вова пошли в школу. 

8 Марта Таня и Вова вышли из школы. 

Таня сняла фартук, вытерла пыль. 

Таня надела фартук, вытерла пыль. 

Таня надела фартук, вытерла пол. 

Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. 

Вова вымыл пол, на стол постелил чистую скатерть. 

Вова подмел пол, на стол постелил новую белую скатерть. 

Потом Таня быстро оделась и сбегала до магазина. 

Потом Таня быстро переоделась и убежала в магазин. 

Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. 

Она принесла конфет и печенья. 

Она купила кофе и печенье. 

Она купила конфеты и печенье. 

Таня дошла в цветочный магазин и купила цветов (цветы). 

Таня пошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). 

Таня прошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). 

Вова привел из детского сада брата Сережу. 

Вова увёл в детский сад маленького брата Сережу. 

Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. 

Пришла мама с работы. 

Подошла мама с работы. 

Пошла мама на работу. 

Дети сказали: "Дорогая мамочка, поздравляем с праздником 8 Марта!"

Дети сказали: "Дорогая мамочка, поздравляем тебя с праздником 

8 Марта!"

Дети сказали: "Дорогая мама, поздравляем тебя с 8 Марта!"

4. Восприятие вопросов и ответы на поставленные вопросы. Для уточнения:  

    понят ли материал - ответы на вопросы с опорой на текст.

Когда бывает Международный женский день? 

Как готовились дети к празднику? 

Как Таня и Вова поздравили маму? 

Ты поздравил маму и бабушку?

Как ты поздравил маму, бабушку? 

5. Подведение итогов.

 

2-ое занятие

Тема:Слухозрительное восприятие текста «Подарок маме». 

Цель:Формирование умения составлять пересказ.

Задачи:

1. Обогащение словаря на материале работы с текстом.

2. Формирование навыка сохранения структуры предложений.

3. Формирование навыка пересказа текста.

4. Пересказ по картинному плану (глядя на картинки восстановить образ  

    предложения).

 

Этапы работы:

Восприятие текста целиком (на слух, затем слухозрительно см. слайд восприятие текста целиком).

8 Марта Таня и Вова пришли из школы. 

Таня надела фартук, вытерла пыль. 

Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. 

Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. 

Она купила конфеты и печенье. 

Таня пошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). 

Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. 

Пришла мама с работы. 

Дети сказали: "Дорогая мамочка, поздравляем тебя с 

Праздником 8 Марта!"

Восприятие на слух вопросов по теме. Ответы на вопросы.

         С каким праздником поздравляли дети маму? 

Как звали детей? 

Откуда пришли Таня и Вова?

Как готовились дети к празднику? 

Что купила Таня в магазине?

Где Таня купила цветы?

Что делал Вова?

Слухозрительное восприятие предложений с демонстрационной картинкой.

Работа с деформированными предложениями.

      а) вставь пропущенные слова:

8 Марта Таня и Вова _____ из школы. 

Таня ______ фартук, _______ пыль. 

Вова _____ пол, на стол ________ чистую белую скатерть. 

Потом Таня быстро _______ и побежала _________ . 

Она _______ конфеты и печенье. 

Таня пошла в цветочный магазин и ______ букет цветов (цветы). 

Вова привел из детского сада маленького _____ Сережу. 

Пришла мама с работы. 

Дети сказали: "Дорогая мамочка, поздравляем тебя с ___________ !"

     б) продолжи предложения

8 Марта Таня и Вова ________________ . 

Таня надела фартук, ______________ . 

Вова подмел пол, на стол постелил _______________ . 

Потом Таня быстро оделась и ________________. 

Она купила _________________. 

Таня пошла в цветочный магазин и __________ цветов (цветы). 

Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. 

Пришла мама с работы. 

Дети сказали: «_________________________________!»

Составление рассказа по картинкам. Представлены все картинки, которые предварительно демонстрировались параллельно с текстом соответствующим определённой картинке.

         Расскажи текст по картинкам.

Работа с деформированным текстом. Предлагается поставить предложения по порядку, чтобы получился текст.

Пришла мама с работы. 

Она купила конфеты и печенье. 

Таня надела фартук, вытерла пыль. 

Таня пошла в цветочный магазин и купила букет цветов (цветы). 

Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. 

Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. 

Дети сказали: "Дорогая мамочка, поздравляем тебя с 

Праздником 8 Марта!"

Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. 

8 Марта Таня и Вова пришли из школы. 

Самостоятельный пересказ (без опоры на фразы и картинки).

         Расскажи рассказ самостоятельно.

 Подведение итогов.                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podarok_mame.ppt842 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию общеучебных и специальных умений учащихся в процессе оптимального сочетания разных форм учебной работы на уроках истории

Проблема формирования общеучебных и специальных умений в современных социально-экономических условиях....

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Системы упражнений по формированию умений и навыков чтения.

Преподавание английского языка через все виды речевой деятельности на уроке....

Система упражнений по формированию умения работы с фразовыми глаголами по теме "Путешествия", проверяемого в ЕГЭ по английскому языку

Фразовые глаголы являются важным, но довольно трудным аспектом изучения английского языка. Не смотря на то, что отдельных заданий на фразовые глаголы формат ЕГЭ не предусматривает, от уровня владения ...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

«Система упражнений по формированию умения использования неличных форм глагола, проверяемого в ЕГЭ по английскому языку в разделе «лексика и грамматика».

Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения, благодаря чему речь приобретает осмысленный х...

Методическая разработка «Система работы по развитию умения употреблять в речи причастия».

Система упражнений по обобщению и развитию умений употреблять в письменной речт причастия. Включает упражнения на грамматику, орфографию, пунктуацию, развитие речи....