Этапы и фазы процесса модерации на уроках
учебно-методический материал

Ринчинова Мираида Валерьевна

доклад этапы и фазы процесса модерации на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»

Институт непрерывного образования

Ключевой центр дополнительного образования детей

«Дом научной коллаборации имени М.П. Хабаева

ДОКЛАД

на тему:

«Этапы и фазы процесса модерации на уроках»

                                                                    Выполнил(а): Ринчинова Мираида Валерьевна,

Учитель биологии и химии НИСОШ

Улан-Удэ

2019 г.

Этапы и фазы процесса модерации на уроках

Сегодня хочу вас познакомить с технологией, которая получила название «Технология модерации», с этапами и фазами процесса модерации.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

.В современном значении под модерацией понимают технологию организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов, т.е используются активные методы обучения (АМО).

Технология  модерации -  одна их эффективных технологий, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки самостоятельной работы.  Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Использование модерации, активных методов обучения позволяют каждому учителю, классному руководителю на всех, без исключения, уроках целенаправленно и методично осуществлять воспитание, развитие и социализацию личности учащегося. Планируя урок, построенный на технологии модерации, учитель  одновременно с постановкой предметных целей, формулирует и ставит цели воспитания, развития и социализации обучающихся.

Таким образом, процессы воспитания, развития и социализации личности наполняют весь образовательный процесс, каждое мгновение школьной жизни обучающегося. Создание такой методологической базы обеспечивает полноценное приобретение и устойчивое закрепление у всех учащихся общественно значимых ценностей и жизненно важных умений и навыков. А это значит, что выпускник будет реально подготовлен к выходу из школы и успешной адаптации в самостоятельной жизни.

Принципы модерации

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены следующие ключевые принципы:

  •  структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
  • систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • комплексность (содержание  каждой части урока и организуемые процессы нацелены
  • на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
  • прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

 Формы осуществления технологии модерации

 классно-урочные занятия;

 занятия элективов;

 семинары;

 конференции;

 различные формы внеклассной работы.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного  процесса.
Фазы (этапы) модерации:

  • инициация (начало урока, знакомство);
  • вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока);
  • эмоциональная разрядка (разминки).


 Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

На этапе планирования урока с использованием модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно, планируете ли Вы урок биологии, физики или литературы, в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения Вашего предмета, и цели воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их достижения необходимо планировать и через соответствующую организацию образовательного процесса реализовывать на каждом уроке. Я считаю это совершенно правильным, поскольку перед школой все эти цели поставлены и достижением их должен заниматься не только классный руководитель, а весь школьный коллектив. Заниматься воспитанием, развитием, социализацией ребенка необходимо в течение всего школьного дня, а не только на редких классных часах. Именно тогда мы можем обоснованно рассчитывать на реальные успехи школьного образования. И технология модерация будет надежным помощником на этом пути.
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов - ИКВММРАО:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  1. Эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса.

Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Для этого необходимо сформировать малые группы. А от этого во многом будет зависеть качество образовательного процесса.

  1. Упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса.

Эффективное взаимодействие невозможно без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса. (Это обмен информацией, знаниями, ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении).

     Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение  лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все 45 минут занятия.

3. Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация).

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса.

В зависимости от  индивидуальных особенностей восприятия информации, часть учеников предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим  требуется попробовать их «на зубок» - потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что – то самим. Подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний.

  1. Мотивация всех участников образовательного процесса.

Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей учащихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем –то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения  понятных и важных для учеников целей.

Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Реально ощутить свою значимость, свой вклад в свое же обучение и в обучение своих товарищей придает привычным процессам совсем иной, мотивационный, характер.
5 . Мониторинг образовательного процесса.
6.  Рефлексия педагога и обучающихся.

Рефлексия - осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада  в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.
7. Анализ деятельности участников и оценка результатов.

Применяя активные методы подведения итогов можно проанализировать  и оценить не только содержательные результаты занятия, но и выяснить эмоциональное  самочувствие учеников. Учителю этот эмоциональный барометр точно покажет правильность построения занятия, отношение учащихся к образовательному процессу и самому педагогу, желание (а не обязанность) вновь встретиться в следующий раз.

Использованная литература:

  1. Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров.- М.:Изд-во «Омега-Л», 2007.
  2. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. - М.:Народное образование, 2004.
  3. Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во«Речь», 2005.
  4. Певзнер М. Н., Зайченко О. М. Теория и практика сопровождения профессиональной деятельности педагогов // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения — 2001: Межрегиональный сборник научных трудов / Под ред. Е. В. Титовой. — СПб.: «Издательство «Петрополис», 2001.
  5. Рыжова В. Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 93-95.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Методическая разработка "Этапы работы с текстом на уроках английского языка"

Разработка представляет собой полное описание этапов работы с текстом на уроках английского языка, предлагаюся упражнения в зависимости от вида чтения....

Этапы и фазы образовательного мероприятия

Этапы и фазы образовательного мероприятия...

Этапы и фазы образовательного мероприятия по технологии активных методов обучения.

Этапы и фазы образовательного мероприятия по технологии активных методов обучения....

Этапы и фазы образовательного мероприятия

Этапы и фазы образовательного мероприятия...