Модель работы с обучающимися
материал

Кривошей Лариса Викторовна

Модель работы с обучающимися в сельской местности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_raboty.docx412.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» с. Янкуль

Андроповский район Ставропольский край

Автор-составитель:

учитель математики

МКОУ СОШ №7 с. Янкуль

Кривошей Лариса Викторовна

с. Янкуль, 2018

  1. АННОТАЦИЯ

     Данная модель представляет систему работы учителя в условиях современной образовательной организациисельской школы. За основу взята одна их главных проблем совершенствования математического образования – раннее выявление, обучение и поддержка обучающихся с высокой мотивацией.

     В методической разработке представлен опыт работы в данном направлении с учётом преемственности математического образования. Модель рассматривается как пример использования системно-деятельностного подхода, внутрипредметной интеграции, интерактивных методов обучения математики.

     Материал составляющей может оказать методическую помощь учителям образовательных учреждений для организации занятия с обучающимися как с целью достижения образовательных целей, так и с целью развития общей культуры, математической грамотности и математического просвещения, по подготовке личности к самореализации в качестве гражданина своей страны.

  1. ВВЕДЕНИЕ

     В определенный момент каждый человек начинает серьёзно задумываться о своём будущем. Знания о том, какими способностями он обладает, помогут ему в выборе профессии, которая в свою очередь даст возможность профессионального роста, повышения жизненного уровня. Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются. Сегодня от человека требуется умение быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных задач, проявлять творчество, быть коммуникативным и при этом оставаться нравственным.

     Математика является основой всех современных технологий и научных исследований. Логическое рассуждение, планирование, моделирование, прикладная математика и информатика - вот необходимые элементы обеспечения преимущества нашей экономики и общей культуры человечества. В такой ситуации необходимо построить и развить систему подготовки специалистов, для которых математическая грамотность стала бы обязательным элементом культуры, личностно-профессиональной компетентностью.

     Наблюдая эту проблему изнутри, прихожу к выводу, что «всё начинается со школьной скамьи». Математически грамотными не рождаются, ими становятся! Раннее выявление, обучение и воспитание личности ребенка, проявляющего повышенный интерес к моему предмету, составляет одну из главных задач моей деятельности.

      Российское село. Его жители сохраняют более низкий уровень образования. Им труднее заниматься самообразованием и повышать культурный рост. А ведь эти взрослые окружают ребенка, влияют на его кругозор,  уровень его знаний. Сельскому жителю труднее выезжать в театры, музеи. Значит, и ребенок не будет иметь о них представления. Малочисленность школы и классов ограничивает круг общения детей, развитие соревновательного элемента.

       С другой стороны:

  • сельская школа остается центром интеллектуального и идеологического развития села,
  • в сельской школе работают мотивированные, лояльные учителя, которые связывают свою профессиональную деятельность с данным общеобразовательным учреждением,
  • в школе есть группа ребят (и их родителей) подготовленных, заинтересованных в результатах своей учебной деятельности, проявляющих повышенный интерес к получению знаний;
  • для них разработана примерная система работы с учетом требований ФГОС.  

     В этом заключается актуальность моей работы. Выбор темы модели обусловлен спецификой работы в сельской школе. Новизна данной работы заключается в проведении комплексного исследования развития личностных, регулятивных, познавательных учебных действий и интересов ребенка в период от дошкольника возраста до выпускника средней школы. Целью модели является рассмотрение основных этапов планирования работы. Для достижения этой цели ставлю перед собой задачи:

  • исследовать литературу по данному вопросу;
  • дать определение основных понятий;
  • определить виды и этапы работы;
  • рассмотреть, как осуществляется данный вид деятельности в нашей школе;
  • сделать выводы о значении предложенной модели.

     Однако есть немало трудностей: в нашей школе, например, отсутствует социально-психологическая служба, которая могла бы оказать поддержку при организации педагогического процесса и социальном становлении обучающегося. В сельской школе ребенок ограничен в выборе предметов, видов дополнительных занятий, учителей, присутствует однообразие в контактах и обстановке.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОТИВАЦИИ

       Счастье не в том, чтобы делать всегда,

что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь

(Лев Толстой).

     Термин «мотивация» имеет несколько значений. Он происходит от motivatio – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра. Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе. Понятие мотивации нельзя связывать только с учебой. Например, у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения.

     Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования современных педагогов, психологов, социологов, на сегодняшний день нет единого определения этого явления. Существуют противоречивые гипотезы, которые пытаются на научной основе ответить на вопросы:

  • из-за чего человек действует так;
  • на удовлетворение  каких потребностей нацелена его активность;
  • почему выбирается именно эта стратегия поведения;
  • какие результаты человек планирует получить;
  • почему индивиды, которые имеют более сильную мотивацию,  добиваются успеха в тех сферах, в которых наделённые способностями терпят крах.

     В современной психологии используют различные способы классификации мотивации:

  • экстринсивная (внешняя) и интринсивная (внутренняя),
  • положительная и отрицательная,
  • устойчивая и неустойчивая,
  • индивидуальная и познавательная.

       Мотивация школьников – важное звено для успешного обучения. Четко сформированная цель деятельности, верно выстроенные мотивы придают образовательному процессу смысл и позволяют получить необходимые знания и навыки, достигнуть высоких результатов своей деятельности.

Рис. 3.1.1 Квалификация мотивации

     Мотивация к учебе – довольно редкое явление в дошкольном и подростковом возрасте. Поэтому в своей работе я использую несколько приемов для формирования мотивации, позволяющей моим ученикам заниматься плодотворно учебной деятельностью. Вот некоторые из них:

  • создание ситуаций, которые заинтересуют ребят в познании математики (нестандартные задачи, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • сравнительный анализ научных фактов и примеров из реальной математики;
  • имитация познавательных дебатов, научных споров;
  • получение знаний через игровой процесс;
  • придание известным фактам элементов новизны;
  • приближение учебного материала к уровню достижений;
  • изучение биографии выдающихся людей.

     Деятельность школьника, имеющего мотивацию к обучению, не всегда одинакова и постоянна. Многое зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним стоит отнести желание выполнять сложные, нестандартные задания, понимать значимость факта успеха для личного развития, иметь веру и надежду, объективно понимать эталон успеха, стремиться достигать большего. Главными внешними факторами - создание условий для успешной деятельности обучающегося, помощь со стороны родителей и педагогов, поддержка сверстников и одноклассников. Если предположить выполнение всех вышеперечисленных условий, то мы получим компетентную личность – модель одаренного ребенка.

Рис. 3.1.2  Компетентная личность

http://900igr.net/up/datai/236573/0013-001-.png

     Итак, я рассмотрела, что такое мотивация  и виды мотивации. Можно сделать выводы:

  • понятие мотивации можно связывать с различными видами жизнедеятельности человека, но для обучающегося важна мотивация к обучению;
  • мотивация к обучению с возрастом меняется, она имеет свои движущие силы, которые необходимо пополнять и поддерживать.

  1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

     Обучение – это длительный процесс. Он проходит ряд последовательных этапов, на которых обучающийся удовлетворяет свои потребности (таблица 1). Важно знать характеристику каждого этапа развития, чтобы обучающийся (вместе со своими родителями) мог адекватно распределять свои силы, прогнозировать подъемы и спады, не пугаться последствий.

Таблица 1.  Этапы становления мотивации

«Развиваем вместе!»

Этап

Возраст

УУД

1

Предварительный

Дошкольники

5-7 лет

Личностные:

с помощью воспитателя подбирает аргументы для  оценивания предлагаемого материала.

Регулятивные:

с помощью воспитателя дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи.

Познавательные:

с помощью воспитателя находит необходимую информацию.

Коммуникативные:

С помощью воспитателя учится четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, коррекция поведения

2

Подготовительный

Младшие школьники

1-4 класс

Личностные:

с помощью учителя подбирает аргументы для  оценивания предлагаемого материала.

Регулятивные: самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи.

Познавательные:

с помощью учителя или самостоятельно выстраивает иерархию имеющихся знаний.

Коммуникативные:

с  помощью учителя создает устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка

3

Становления

Обучающиеся

5-7 классов

Личностные:

с помощью учителя формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию.

Регулятивные: самостоятельно определяет этапы решения учебной задачи; с помощью учителя составляет шаги алгоритма решения учебной задачи

Познавательные:

самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.

Коммуникативные:

самостоятельно или с помощью учителя контролирует, корректирует действия партнера, дает им оценку

4

Продвижения

Обучающиеся

8-9 классов

Личностные: самостоятельно подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

Регулятивные: самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи.

Познавательные:

самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель,  составляет шаги алгоритма решения учебной задачи.

Коммуникативные:

самостоятельно выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

5

Подведения итогов (Сохранения)

Обучающиеся

10-11 классов, выпускники школы

Личностные: самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию.

Регулятивные: самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата

Познавательные:

самостоятельно контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты,самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, выстраивает логические цепи рассуждений и доказательстваКоммуникативные:

самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

     Предварительный этап включает занятия в детском саду и длится до возраста, когда ребенок пойдет в школу. Выявление маленьких «вундеркиндов» проходит на основе наблюдений. Этих ребят отличает особенность речи, памяти, логического мышления. Деятельность ребенка должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать.

     В старшей и подготовительной группе детского сада проводятся занятия по математике воспитателем (по профессии учителем начальных классов), который отслеживает работу каждого ребенка. Дети с признаками умственной одаренностью принимают участие в дистанционных викторинах, олимпиадах (Всероссийская викторина «Время Знаний!», «Лимпопо», «Инфоурок» и др.). Результаты их достижений отслеживаются в портфолио, которые передаются в школу. Одним из ведущих способов формирования мотивации являются дидактические игры. Обязательны творческие задания. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники учатся сотрудничать и соревноваться. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать («это необходимо нам для…»). Положительная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками, педагогами. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.

Рис. 3.2.1 Предварительный этап

      Подготовительный этап длится четыре года (1-4 класс). В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов обучения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь становятся источником других поощрений, залогом его эмоционального благополучия, предметом гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе эти аспекты выходят на первый план.  Умело подбирается материал к уроку, внеклассная работа,  интеллектуальные и творческие игры («Оратор», «Фантазёр», «Кумир», «Профи») только усиливают интерес к предмету, то есть, способствуют формированию положительной мотивации. Проводятся групповые занятия по работе с одарёнными детьми. Ребята под руководством родителей и учителя продолжают принимать участие в дистанционных олимпиадах и викторинах.

Рис. 3.2.2  Подготовительный этап

     Этап становления продолжается три года (5-7 класс). В этот период обучающийся приобретает базовые знания, необходимые навыки, формируется его самоутверждение и потребность к установлению независимости в выборе предмета. Его продолжает беспокоить желание  «доставить радость родителям», быть «впереди всех».

     Проектная деятельность педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе («Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю»).Повысить мотивацию к обучению в этот период помогают коллективные занятия, которые обучают и основным жизненным навыкам: действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща. Немалую роль играет профильная (математическая) смена пришкольного оздоровительного лагеря «Колокольчик» нашей школы.

Рис. 3.2.3 Этап становления

     Далее наступает этап продвижения. Достаточно часто мы с родителями  наблюдают снижение учебной мотивации у детей в средней школе. Пик подросткового кризиса подходит к концу, но сохраняется желание демонстрировать перед учителями, сверстниками, родителями свою самостоятельность, активно отстаиватьсвою позицию. В этот период идет процесс борьбы «самим с собой», растет потребность в самоутверждении, достижении более высоких результатов не только на уроках, но и на олимпиадах различного уровня. Начинается самовыражения как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется второстепенному. Именно сейчас происходит выделение более подготовленных и успешных в обучении ребят.

Рис. 3.2.4 Этап продвижения

      Этап подведения итогов характеризуется действиями по закреплению и применению достигнутых результатов. Перед началом учебного года мною проводится анкетирование с целью выявления ведущих мотивов учебной деятельности  учащихся 10-11 классов. В исследовании использую опросник учебной мотивации Г.А.Карповой (приложение 1). Опросник нацелен на выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности. Обучащимся предлагается оценить, насколько для них значимы причины, по которым они учатся в школе.

Рис. 3.2.5 Учебная мотивация

       Гистограмма позволяют сделать вывод о  положительной мотивационной направленности на учебную деятельность в соответствии с выбранным  профилем. Именно такое отношение к учебной деятельности способствует глубокому познанию профессионально-жизненного самоопределения,   осознанию того, что предметы профиля - это подготовка к ЕГЭ и экзаменам с целью успешного поступления в ССУЗ или ВУЗ, желанию углубленно изучать выбранные предметы, уверенности в своих способностях по выбранному профилю.

      Итак, в таблице мною показана связь между этапами становления мотивации к обучению. Подведу итоги:

  • Встречаясь с новым учеником своего класса необходимо учитывать этапы его развития. Это может помочь мне в развитии специфики его индивидуальной мотивации.
  • Сохранность и позитивное развитие учебной мотивации в подростковом и юношеском возрасте занимают важное место в структуре ценностей школьника.
  • Важнейшей задачей педагогов можно назвать создание условий для развития интересов и мотивации, начиная с начального звена обучения. При этом не следует забывать о том, что только фактическое позитивное отношение самих обучающихся может служить важнейшим критерием их эффективности.

     На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленностии т.д. Согласно системно - деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»! И самым оптимальным вариантом, на мой взгляд, является использование смеси технологий.

Рис. 3.2.6 Этап подведения итогов

   

      За мной многолетний стаж работы встречала ребят с повышенной мотивацией к обучению математики. Эти ребята отличались любознательностью, познавательной активностью, требовательностью к себе и окружающим. Один из них Чеканов Илья, ныне студент Ставропольского Государственного Аграрного Университета электро-энергетическогофакультета. Работу с Ильей начала с 5 класса, ознакомилась с его успехами по математике в начальной школе. Учебный процесс выстраивала так, чтобы создавался комфортный, максимально хороший рабочий микроклимат. Загружала Илью решением «изящных» задач, предлагала ему решать их несколькими способами. Реализовать свои возможности он мог в предметных олимпиадах: ежегодно становился победителем школьного этапа Всероссийской олимпиады, победителем и призёром муниципального этапа,  2017 году принимал участие в краевом этапе; побеждал в международном математическом конкурсе «Кенгуру», международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок», олимпиада «45 параллель» и др. Одной из самых удачных форм его внеклассной работы – проектная деятельность. Темы для своих проектов Илья находил сам. У него хватало времени заниматься спортом, народными танцами, писать стихи. Воспитанием сына занималась мать (медсестра по профессии), очень ответственная, добрая женщина.

      Итог работы Ильи: 63 балла ЕГЭ профильный уровень.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Представленная работа посвящена одной из актуальных проблем сельской школы – повышению мотивации к обучению. В ней я представила основные этапы развития модели, педагогические методы и приёмы, способствующие развитию устойчивой мотивации учебной деятельности обучающихся. Данная модель была представлена педагогическому коллективу нашей школы, обсуждалась на заседании районного методического объединения учителей математики и получила одобрение. Мною предложена модель, которая  характерна для сельской школы с малым количеством обучающихся (примерно 150-250 человек), не районного центра, а глубинки, как наше село. Но и в таких школах можно творить чудеса!  

     В заключение подведу следующие итоги:

  • Учителю, который стремится к формированию у обучающихся положительной устойчивой мотивации, необходимо опираться в своей деятельности на достижения современной науки;
  • На практике учитывать как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию;
  • В работе использовать не один путь, а комплексный подход в обучении, то, что для одного будет решающим моментом, для другого может им не быть.

     Полностью соглашусь с высказыванием Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

И ещё, «Учить детей сегодня трудно, и раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий, век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит, какими дети быть должны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ №2 г.Переславля-Залесского

Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целос...

Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...

Модель работы с обучающимися с высокой мотивацией к обучению в Научном обществе учащихся МКОУ СОШ 8 с Тугулук

Цель образования состоит в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий. Цель деятельностного подхода – развитие личности ученика при активном восприятии ...

Проектная работа "Управление внедрением модели дополнительной активности обучающихся"

Данная работа актуальна при внедрении юноармейского движения в образовательном учреждении...

модель работы по функциональной грамотности обучающихся

для использования методическими службами...

Консультация "Модель «Трех вопросов» в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на примере темы занятия «Снег кружится, летает, летает …»

На примере одной темы занятия показывается технология модели "Трех вопросов" в коррекционной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями....