Статья
статья

Ахметов Степан Идрисович

Статья 2019 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_ramkah_realizatsii_ahmetov.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми в рамках реализации

национального проекта «Образование»

Наступление нового года ознаменовалось некоторыми изменениями во многих сферах человеческой деятельности. Наряду с ними необходимо отметить и сферу образования.

Приоритетным на сегодняшний день становится национальный проект «Образование», призванный повысить качество образования в России.

Одно из направлений этого проекта – работа с одарёнными детьми.

Учитывая то, что проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, в своей работе мы рассмотрим необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий.

Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.

Одаренность принято отличать от таланта. Талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.

При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем. По этой причине детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обращать внимание на способности ребенка с ранних лет – с тем, чтобы не упустить возможность дать ему соответствующие навыки.

Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы[1].

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).

Проблемы одаренности изучали и отечественные психологи:                  А.М. Матюшкин в работе «Концепция творческой одаренности»,                      Н.Б. Шумакова в ряде своих работ, Г.Д. Чистякова в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», В.С. Юркевич в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога»[2].

Отметим, что одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Говорят, что «талантливый человек талантлив во всем».

Приведём признаки, определяющие так или иначе одарённость:

- повышенная любознательность – одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что мозг одарённых детей отличается громадным «аппетитом» и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;  

- способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

- отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

- большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

- повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

- яркое воображение, высокоразвитая фантазия;

- сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

- хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

- попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;

- преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одарённости. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности, например, интеллектуальные способности. Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности, например, художественные способности, наличие певческого голоса. Правда, имеются мнения, что чёткую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно.

Типы одарённости

Существует несколько типов одарённости, как отмечает заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому, когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.

Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.

Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная моя задача как учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одарённости.

Виды одарённости

1. Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.

2. Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.

3. Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка): успешное обучение отдельным учебным предметам,

4. Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая,

изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);

5. Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;

6. Психомоторная, то есть спортивная одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

По форме проявления одарённость может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одарённость есть, но остается незамеченной окружающими.

Одарённых детей стоит выявлять учителям на ранних этапах обучения. Начальная школа – самое то время, когда нужно присмотреться, прислушаться. Этому может поспособствовать не только урочная деятельность, но и внеурочная.

Рассмотрим возможную работу с одарёнными детьми на примере       МОУ «ООШ №17» Кировского района города Саратова.

В работе с одарёнными детьми мы применяем следующие методы и формы:

Методы работы:

1. исследовательский;

2. частично-поисковый;

3. проблемный;

4. проективный;

5. синектика (мозговая атака).

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

6. игры.

Очень важно, и это у нас проводится:

1) предметные олимпиады;

2) интеллектуальные марафоны;

3) различные конкурсы и викторины;

4) словесные игры и забавы;

5) проекты по различной тематике;

6) ролевые игры;

7) индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей, педагог необходимо привлекать их к совместной деятельности. Например:

- секционные занятия по видам спорта (работа с родителями);

- занятия исследовательской деятельностью;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- летние оздоровительные площадки для детей;

- сотрудничество с другими классами;

- соревнования.

Система развития одарённости ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Примерный план работы учителя.

Цель: создание условий для оптимального развития одарённых детей для качественного развития их способностей.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся;

- удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помочь одарённым детям в самораскрытии.

Мероприятия. Сроки

1. Анкетирование детей (сентябрь).

2. Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование в течение года.

3. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов в течение года.

4. Регулярные консультации для одаренных детей по различным группам одарённости в течение года.

5. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр) в течение года.

6. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, интернета, электронных энциклопедий. в течение года.

7. Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий в течение года.

8. Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся в течение года.

9. Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми. в течение года.

10. Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, «Умники и умницы», урок-путешествие, урок-игра, урок - творческая мастерская в течение года.

11. Подготовка к олимпиадам по разным дисциплинам (в течение года).

12. Участие в международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах разного направления (в течение года).

13. Проектная и исследовательская деятельность на уроках, внеклассных мероприятиях (в течение года).

14. Организация дистанционного обучения на площадке «Волшебный мир книг» (в течение года).

15. Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях (в течение года).

16. Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ (май).

17. Отправление благодарственных писем родителям учащихся (май).

Методики диагностики одаренности младших школьников.

Тест-анкета, выявления потенциала одарённости (разработана американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом)

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём- то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, оцениваем в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит ребёнку, ставим пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла и так далее (нельзя ставить оценку ниже двух баллов!). Суммируем баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму делим на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь). Таким образом, устанавливаем наиболее выраженную одарённость ребёнка.

Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать также методики в приведённых изданиях.

• Иванов, А.В. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. 2002. № 6. С. 54.

• Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика, 2000. № 10. С. 87-94.

Список литературы:

1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

2. Богоявленская Д.Б. Понятие, методы развития одарённости // Столичное образование, 2008.

 


[1] Глоссарий. Психологический словарь.

http://www.psychologies.ru/glossary/14/odarennost/

[2] Н.С. Хлыбова. Организация работы с одарёнными детьми.

 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/11/27/organizatsiya-raboty-s-odaryonnymi-detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....