Статья "Графическая визуализация информации на уроках истории и обществознания"
статья

Кунева Марина Евгеньевна

В статье рассматриваются приемы графической визуализации информации на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов графической визуализации информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Кунева Марина Евгеньевна, учитель истории и обществознания

МБОУ Леньковская основная школа

Лысковского района Нижегородской области

Целью  современного качественного образования в соответствии с ФГОС не может быть просто накопление предметных знаний, умений и навыков. Успешный ученик должен обладать не просто определенным багажом знаний, а умением учиться. Но на пути к этому я столкнулась с проблемой недостаточного уровня образовательной подготовки и низким уровнем мотивации к процессу обучения большинства обучащющихся 5-9 классов. Разрешение  данной проблемы является актуальным действием социально задаваемого результата. С учетом актуальности проблемы мною была предпринята попытка поиска, выбора и реализации методических приемов для решения этой проблемы в конкретных условиях.  

Построить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика и  повышающий  его мотивацию к самообразованию, мне помогает использование на уроках приемов графического представления информации. Кластеры, ментальные карты, денотатные графы, схема Фишбоун, графики - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Выбор того или иного приема обусловлен уровнем подготовленности и возможностей учащихся, а также возрастными особенностями, трудностью содержания тем и количеством учащихся в том или ином классе.

Визуализировать  взаимосвязи между причинами и следствиями позволяет прием фишбоун. С помощью  такой предложенной  схемы я  организую не только индивидуальную работу, но и работу в  группах или парах и использую как в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо  как стратегию целого урока.

Например, при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах»  на этапе актуализации знаний предлагаю заполнить схему фишбоун по проблеме «Борьба между демосом и властью». Ученики называют причины этой борьбы, приводят факты и приходят к выводу о необходимости проведения реформ. Затем на основе этой схемы учащиеся формулируют проблему «Возможно ли было удовлетворить требования демоса, не затронув интересы знати?» , а на этапе целеполагания -цель и задачи урока: рассмотреть один из способов проведения преобразований в обществе и выделить его значение для будущего развития общества. На этапе закрепления вновь возвращаемся к схеме, и ученики делают вывод о том, какие требования демоса были выполнены, что осталось нерешенным.

Сократить  объем получаемой информации без потери качества знаний на уроках  мне позволяет использование одного из приемов свертывания информации - денотатный граф.

Для работы в классе денотатный граф я использую  на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в индивидуальной и парной работе, в качестве творческого домашнего задания.

На этапе актуализации знаний по теме «В рыцарском замке» организую работу с понятием «рыцарь». На основе имеющихся знаний, ассоциаций  и личного опыта ученики предлагают свою интерпретацию данного термина. Эта схема вычерчивается и остается на доске до конца урока.

В процессе изучения темы урока предлагаю учащимся разделиться на две группы и составить два варианта схемы по теме «Рыцарь»: положительный и отрицательный денотатный граф. После представления результатов работы учащиеся сравнивают три схемы, и делают вывод о различиях в понимании рыцаря до изучения темы и после, а также понимают, что с точки зрения современной морали его действия не всегда соответствуют идеалу добра. Таким образом происходит личная оценка этого исторического персонажа.

При закреплении изученного материала предлагаю учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами.

Кроме этого, прием денотатный граф использую на этапе рефлексии, для того, чтобы учащиеся поняли, каким был именно этот урок для них: чему они научились, что нового узнали, насколько продуктивно они работали, что осталось непонятным, что вызвало у них особый интерес.

Ориентиром,  опорой для усвоения учащимися определенных знаний является используемый мною прием  словесно-графического представления информации  кластер.

Прием «кластер» часто использую на уроках для графической систематизации учебного материала или при его повторении.

При изучении темы «Великие географические открытия», работая в группах, ученики заполняют свою ветвь грозди по определенной заранее теме: причины, великие первооткрыватели, основные открытия, последствия и значения Великих географических открытий. Каждая группа презентует результаты своей работы и прикрепляет его к доске.

Часто использую прием кластер при изучении войн, революций, реформ. Учащиеся уже знают алгоритм характеристики этих исторических явлений и без труда заполняют схему по конкретной теме.

Представить  всю проблему на одном листе позволяет прием карта памяти.

Карту памяти мне удобнее использовать в качестве дифференцированного  домашнего задания или опережающего домашнего задания, а также для проведения обобщения по теме и контроля  за усвоением и пониманием материала, за полнотой восприятия информации, за установлением связей, за умением сворачивать и разворачивать информацию. Такая  форма контроля экономит время, а учащемуся при ответе карта памяти служит опорой. Например, при повторении темы «Древний Египет» ученики приносят готовую карту памяти и могут использовать ее при выполнении заданий и ответе на вопросы.

В некоторых случаях карта памяти становится материалом для презентации проекта. После написания проекта по обществознанию «Мое свободное время» ученица представила на презентации свою интеллект-карту.

Визуально представить количественные данные в графической форме для группировки, сравнения и представления данных на уроках обществознания мне помогают графики и диаграммы.

Графики  и диаграммы учащиеся составляют на основе социологических опросов по конкретным темам, например, «Свободное время подростка», «Отношение сверстников к школе», «Подросток и закон», «Защита Отечества», «Участие сверстников в экономической жизни общества», «Подросток и природа». Эти данные хранятся в моем кабинете в режиме свободного доступа и учащиеся используют их при выполнении различных заданий, а также получают возможность провести сравнение отношения, мнения своих сверстников в разные годы.

В результате данные приемы графической визуализации позволяют моим ученикам не только запоминать исторические события, понимать их суть, но и формировать личное отношение к ним. И , что не мало важно, эти приемы позволяют мне создать ситуацию успеха у моих учеников. А когда они видят реальный положительный результат своих действий, они готовы к новым открытиям и усвоению новых способов действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а компл...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

«Использование приёма визуализации при работе с информационными объектами на уроках истории и обществознания в рамках полимодального подхода»

ИТОГОВАЯ РАБОТА (в соавторстве с Михайловой Еленой Павловной, учителем истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №174» Советского района...

Визуализация на уроках истории и обществознания

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно хороших по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а ко...