Работа с информацией на уроках истории и обществознания.
методическая разработка по истории на тему

Методрекомендация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekomendatsii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с информацией на уроках истории и обществознания.

Ондар Роман Онер-оолович

Учитель истории и обществознания

 МКОУ ВСОШ г. Кызыла

Качество образования становится ведущей темой образовательной политики нашего государства. «Качество образования – это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) качественное образование направлено на формирование личности, обладающей определенными качествами: навыками самообразования, мотивированностью на получение образования на протяжении всей жизни человека, социальной зрелостью и адаптивностью, восприятием ценностных ориентиров и многими другими, дающими возможность быть успешным в современном мире.

Большую роль играют школьные дисциплины «история» и «обществознание» в достижении обучающимися необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Как учить детей, какую методику выбрать для успешной реализации программы по своему предмету, практически полностью зависит от самого учителя.

В наше время существуют много различных технологий.

Например, технология критического мышления.

Я на уроках даю учащимися задание, чтобы они сами нашли цель и тему урока, а в   конце урока сами сделали выводы.

1 стадия «Вызов». Например: ребята, чей портрет висит на доске (Петр 1). Тем самым ты уже пробуждаешь интерес учащихся к получению новой информации. Актуализация имеющихся знаний.

Учащиеся, уже самостоятельно находят цели урока, а также примерную тему урока.

2 стадия «Актуализация знаний». Идет получение новой информации, учащиеся сами соотносят старые знания с новыми.

3 стадия «Информационно-деятельностный». Работа в группах. Индивидуальная работа.

- ученики с помощью учебников отбирают нужную информацию;

- делают обоснованные выводы;

Тут уже идет сотрудничество с учителем и сверстниками. Закладывается умение  составлять алгоритм ответа, умение публично выступать

Работа с текстами еще одно направление ФГОС, учащимися дается задание осознано и вдумчиво научились читать научные тексты, исторические документы. Заранее можно дать карточки с заданиями с депформированными  текстами. Чтобы, они хорошо умели извлекать каждую информацию из каждого текста это помогает ребятам в дальнейшем окончить то учебное заведение, куда они поступили после окончания школы.         Главная проблема среди учащихся у нас в республике, они не умеют работать с научными информациями с историческими документами, с текстами, с энциклопедиями. Почему, потому что не читают книги, не работают с книгами.

4-й этап « Рефлексия»

         Закончить урок можно с рефлексией:

На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение.

Можно предложить продолжить предложения:

по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…

Ученикам дается возможность излагать мысли в кратких выражениях. Умение публично выступать.

Можно окончить урок, также использовав технологию синквейн.

Например: Разделить листок тетради на два части, написать в одной части листка  - Что я узнал на этом уроке, в другой части листка написать - Что я должен еще узнать по заданному материалу. Можно таким образом дать домашнее задание и закончить урок.  

Чтобы обучающиеся хорошо запомнили тексты, также я использую парную форму работы. Например: Ученики сами себе задают вопросы по истории.

Например:  Один ученик задает другому вопрос: - Что значит гуманизм.  Другой ученик ему отвечает, и точно также задает ему вопрос из изученного материала. Таким образом, они оба получают то знание, которые им недоставало из пройденного урока, или было не до конца понятным.

Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимися в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.

Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

  1. Находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  2. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц;
  3. Сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  4. Выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Дискуссия – нестандартная форма обучения, позволяющая использовать знания в новой ситуации. Такие уроки делают ребят соучастниками работы, побуждают их к активной мыслительной деятельности, развивают самостоятельность суждения, культуру речи, воспитывают толерантность, умение слушать и слышать других, сделать для себя открытие. Во время дискуссии, можно использовать прием «Инсерт».

Значки

Ключевые слова

V галочка

Знаком галочка отмечается информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ним уже знаком.

+ плюс

Знаком + отмечается новое знание, новая информация.

- минус

Знаком – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.  

? Знак «Вопрос»

Знаком ? отмечается то, что осталось непонятным ученику и требуют дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Чтобы повысить интерес к предмету я использую, также  и дифференцированный подход к обучению. Дифференцированное обучение соответствует новым требованиям ФГОС.

Принципы дифференцированного обучения:

  1. Все ученики талантливы (Повышенный уровень сложности);
  2. Надо искать в каждом ученике сильные стороны или талант (Средний уровень);
  3. Каждого ученика можно обучить чему то новому (Пониженный уровень).

Таким образом, учащимися дается задание, в котором имеются три уровня выполнения: повышенный уровень сложности, средний и пониженный.

В ходе учебного процесса, учащийся может быть перемещен учителем из одной группы в другую в зависимости от динамики его успеваемости.

Таким образом, при проведении своих уроков я использую несколько различных форм обучения, технологий проведения уроков, чтобы добиться качества образования каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы :"использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Использование ИКТ делает урок современным,приближает урок к мировосприятию современного ребенка...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Курсовая работа Информационные технологии на уроках истории и обществознания в школе.

ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточ...

Статья "Графическая визуализация информации на уроках истории и обществознания"

В статье рассматриваются приемы графической визуализации информации на уроках истории и обществознания....