НПК_Тема: «Семья в произведениях писателей XIX и XX вв. (сравнительный аспект)»
проект

Вязанкина Анна Александровна

Работа для НПК_2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бергамакская средняя общеобразовательная школа»

 «Семья в произведениях писателей XIX и XX вв. (сравнительный аспект)»

                                          Научно-практическая работа

Секция: филология

       

                   

Автор: ученица 10 класса

Михайлова Александра

Научный руководитель: учитель литературы

Вязанкина Анна Александровна.

Муромцево – 2014

                    Ребёнок учится тому,                                          

                                                                                         Что видит у себя в дому,                                  

                                                                                         Родители пример ему…                                  

                            Коль видят нас и слышат дети,                            

                                                          Мы за слова свои в ответе

      И за слова легко толкнуть                                                                    

                                                                                 Детей на нехороший путь.

                                                                       Держи в приличии свой дом,

                                                                  Чтобы не каяться потом.
                                                                                                           С. Брант.

   Нам незачем наши сердца холодить;

   И так уж на улице вьюга.

   (С. Куняев)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………4

  1. Семья как вечная ценность………………………………………….…..6
  2.  Семья в произведениях XIX века
  1. Семья в творчестве  А.С.Пушкина

1. Тема взаимоотношений отца и дочери в повести «Станционный  смотритель»…………………………………………………….………..…14

2. Две семьи в повести «Барышня – крестьянка»………….…….….….16

3. Семья Гаврила Гавриловича Р*** в повести «Метель». .…….……..18

4. Семья в романе «Евгений Онегин». ………….…………….….…..…21

5.  Тема семьи в повести «Капитанская дочка»…………………………23

6. Семейная тема произведения «Дубровский»…………………...……25

     2.2. Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого.……………………………………………………………………….

III. Семья в произведениях XX века (на примере  творчества В.Г.Распутина и В.П.Астафьева)……………………………………….        

  1. Трагедия семьи в рассказе «Людочка»…………………………
  2. Семейные взаимоотношения  в повести «Последний срок» В.Г.Распутина……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….…….27

Библиография…………………………………………………………………..29

Приложение…………………………………………………………………….30

Введение.

   “Нам незачем наши сердца холодить;

   И так уж на улице вьюга”.

   (С. Куняев)

Тема моего реферата: «Семья в произведениях писателей XIX и XX вв. (сравнительный аспект)»

Семья – это главное, что есть в жизни отдельных людей и общества в целом. Этот факт был отмечен огромным количеством людей, в каждом веке писатели в своих произведениях раскрывают данную тему, но хочется отметить тот факт, что семейная тема у авторов разных поколений глубоко индивидуальна и неповторима. С чем это связано, почему семьи, изображённые в произведениях XIX века, совершенно непохожи на семьи из произведений писателей XX в.? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я решила проанализировать и сопоставить семьи в творчестве    А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого (XIX в.) с семьями в произведениях В.Г.Распутина и В.П. Астафьева (XXв.).  

Л. Н. Толстой начинает свой роман «Анна Каренина» с высказывания: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются».

Вот же что ещё говорят о семье великие мыслители:

«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности».

                                                              Н. А. Бердяев – русский философ.

«Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы всегда возвращаемся».

        А. Монтерлан – французский писатель.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Н. Толстой – русский писатель.

«Уважение – это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего – от угрызений совести».

О. де Бальзак - французский писатель.

По определению, семья – это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство – любовь, осуществляющий воспроизведение, а также социальное и культурное воспитание населения. Это и есть, в целом, смысл и роль семьи в жизни человека.

 Семья веками почиталась как большая ценность, особенно, когда человеку требуется поддержка в чём-либо, а также когда человеку хочется разделить с кем-то радость. Несмотря на то что в творчестве А.С.Пушкина мы находим множество неполных семей, но, тем не менее, в них царит взаимопонимание и любовь по отношению друг к другу.

В современном мире,  к сожалению, для многих людей семья перестала являться такой ценностью, а большие дружные семьи стали редкостью. Отношения же в семье теряют доверие и понимание. А так же с каждым годом, к несчастью, растёт процент количества распавшихся семей, что очень прискорбно. Все это нашло своё отражение в творчестве писателей XX века.

Мы, люди XXI века, понимаем, что  семейные ценности продолжают утрачиваться. В современных книгах сложно найти семью, которая стала бы примером для подражания. Человеческие ценности в целом оказались совершенно непохожими на те, о которых когда-то писал Л.Н.Толстой. На первое место вышли: карьера, материальный достаток, престиж и лишь где-то там, попутно, семья.

Так, например, 2009 год в России был назван годом семьи, а семья – это ячейка общества, которая, в свою очередь, должна быть опорой для молодого поколения, а это возможно лишь в полной, благополучной семье, где царит любовь и взаимопонимание.

Проблема: необходимо сравнить произведения писателей XIX  и XX  века, для того чтобы выяснить, в чём принципиальное отличие «семейной» темы у писателей разных поколений.

Предполагаем, что в произведениях XX века семейные взаимоотношения деградируют и, как следствие, семья перестаёт быть той ценностью, о которой говорили писатели XIX века.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: сравнить произведения двух эпох на примете творчества А.С. Пушкина и Л.Н.Толстого с творчеством В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.

Данная цель будет достигнута через решение следующих задач:

  1. Изучить творчество писателей.
  2. Выявить произведения, в которых можно проследить тему семьи и семейных взаимоотношений.
  3. Сделать сравнительный анализ.
  4. Сделать выводы по проделанной работе.
  5. Оформить приложение к работе.

I. Семья как вечная ценность.

Тема семьи, её значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

В своём романе Толстой рассказывает о разных семьях – это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей в семье Курагиных; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи – Пьер и Наташа, Николай и Марья,  - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

“Нравственность есть Правда”, - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева “от первого лица”, со всей прямотой и бесстрашием. “По натуре своей он моралист и певец человечности”, в судьбах своих героев “выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…” - отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.

   Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа “Людочка” он увидел в душевном одиночестве.

II. Семья в произведениях XIX века.

  1. Семья в творчестве  А.С.Пушкина.

1. Тема взаимоотношений отца и дочери в повести «Станционный  смотритель».

В повести «Станционный смотритель» главными героями являются Дуня и её отец - станционный смотритель – Самсон Вырин.

Они вдвоём живут на небольшой станции для перемены лошадей путниками, их жизнь течёт спокойно и размеренно. В Дуне старик – смотритель находит себе главное утешение после смерти её матери. Он говорит главному герою так, отвечая на его вопрос про то, что это за девушка и не его ли это дочка: «Дочка – с, да такая разумная, такая проворная; вся в покойницу мать».

Вот такую спокойную и счастливую семью видит наш герой, побывав на этой станции в первый раз.

Посетив же эту станцию в другой раз, он видит перед собой совершенно иную картину: смотритель уже один, он опечален своей судьбой и жизнью вообще. Старик рассказывает герою душещипательную историю о том, как его Дуню увёз гусар Минский.

После похищения Дуни, как рассказал смотритель, он сразу же слег, но как только поправился, то сразу же прямиком отправился за своей дочерью в Петербург. Ямщик рассказал ему, что «всю дорогу она плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Уже здесь можно увидеть, что Дуня всё–таки тоже очень любила отца – смотрителя и его отсутствие переживалась ей тяжело.

Смотритель же, испытывая огромную любовь к дочери, всё – таки отыскал Минского, но тот сказал ему следующее: «Что сделано, того не воротишь <…>, но не думай, что я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего состояния. Ни ты, ни она – вы не забудете того, что случилось».

Однако смотритель не отступает, и позже проникает в дом Дуни и видит её, она же от переизбытка чувств падает в обморок, а Минский выталкивает старика за дверь.

Но смотритель всё-таки добился главного, он увидел свою любимую дочь, что уже и так принесло ему несказанную радость. Она была ухожена, одета по последней моде и казалась вполне довольной жизнью, но в этот же момент смотритель понимает, что его дочь, его утешение, что она навсегда потеряна для него. Он понял, что она не сможет променять всё это пышное убранство, драгоценности и человека, который души в ней не чает на его дощатый дом, где буянят проезжие, пьянствуют ямщики, где её ждут тоска и одиночество. Дуня не забыла отца. Спустя какое – то время она приехала его проведать, но он уже умер, оставшись до последних дней со своей тоской и одиночеством. Как позже рассказал герою мальчик из деревни, «добрая барыня» заплакала и долго просидела на могиле старого станционного смотрителя.

Эта одна из душещипательнейших семейных драм Александра Сергеевича Пушкина. Здесь крепкая семья была разрушена в один миг, что принесло старому смотрителю одно горе и подтолкнуло спиться, а позже от этого умереть. В этом произведении Пушкин чрезвычайно чётко показал, что сделала с отцом потеря единственной и горячо любимой дочери. Мне кажется, что Дуне не следовало так неожиданно уезжать от отца, а Минскому красть её, а затем не давать им видеться, таким образом, они разрушили жизнь старика и внесли в неё опустошение. Самой Дуне никакого счастья порушенная судьба отца не принесла, и мне кажется, что на его могиле она горько плакала, сожалея о том, что оставила его совсем одного. А беда смотрителя в том, что он не смог принять выбор дочери, не смог пережить того, что она счастлива.

2. Две семьи в повести «Барышня – крестьянка».

        В этой повести сразу можно увидеть резко контрастирующих между собой Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.

И. П. Берестов – «после того, как отслужил в гвардии, уехал к себе в деревню. Был женат на бедной дворянке, которая умерла при родах, но всё-таки родив ему сына  - Алексея. После этого Берестов завёл себе суконную фабрику, утроил доходы и считал себя умнейшим человеком во всём околотке. Вообще соседи его любили, хотя и считали гордым, не ладил с ним один лишь Г. И. Муромский». Такую краткую и понятную характеристику дал А. С. Пушкин И. П. Берестову.

Совершенно противоположный ему – Г. И. Муромский.

Григорий Иванович «был настоящий русский барин. В Москве промотал большую часть своего имения и на ту пору овдовев, уехал в последнюю свою деревню, где увлёкся английскими методами ведения хозяйства, что не принесло ему больших доходов. Имел дочь Лизу».

Две семьи, представленные в этой повести, враждуют между собой, так как интересы их совершенно не сходятся. Поэтому их вражда и толкнула Лизу Муромскую на отчаянный поступок – переодеться в крестьянку, чтобы познакомиться с Алексеем Берестовым.

Отношения между Алексеем и его отцом внутри семьи были дружественными, и они находили друг у друга взаимопонимание, но разногласие между ними всё-таки было - в том, что Алексей «намеревался вступить в военную службу, так как считал себя неспособным к статской, отец же его придерживался совершенно противоположного мнения. В этом они друг другу совершенно не уступали».

Взаимоотношения между Лизой и её отцом – Григорием Ивановичем тоже были полны любви и взаимопонимания. Она являлась его единственным ребёнком, как писал А. С. Пушкин: «Её резвость и поминутные проказы восхищали отца». Для примера: когда она засмущалась показаться перед Алексеем со своим истинным лицом, так как он узнал бы в ней крестьянку Акулину, она до крайней степени набелилась и изменила причёску, отец был чрезвычайно удивлён и еле – еле удержался от смеха. Так же их полное взаимопонимание доказывает тот случай, когда её отец упал с лошади на охоте, Лиза проявляет о нём трогательную заботу, которую могла показать лишь любящая дочь. Именно этот случай и примирил два враждующих семейства, так как И. П. Берестов помог Муромскому, когда тот упал с лошади, а он в свою очередь позвал его сразу же в благодарность на обед. Так между ними и началась дружба, и они оба решили, что поженить детей будет выгодно для них обоих, не догадываясь о том, что их дети уже влюблены друг в друга, вот только Лиза в образе крестьянки – Акулины. Пушкин написал в конце повести: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку». И потому сразу же можно понять, что роман Лизы и Алексея ждёт счастливая развязка.

В этой повести можно увидеть, к чему может привести молодых людей вражда их родителей. Но, к счастью, развязка здесь счастливая  и показаны две крепкие, дружные, любящие, счастливые семьи, благодаря примирению которых образовалась ещё одна семья – Лизы и Алексея.  

3. Семья Гаврила Гавриловича Р*** в повести «Метель».

        Гаврила Гаврилович Р*** со своей женой Прасковьей Петровной и дочерью Марьей Гавриловной живёт в поместье Ненарадово. Их семью в округе уважают, так как Гаврила Гаврилович славится своим гостеприимством и радушием.

Марья Гавриловна «была воспитана на французских романах, а, следовательно, была влюблена». Но её любимый являлся всего-навсего бедным армейским прапорщиком, находившимся в отпуске в своей деревне, так что родители ни за что не позволили бы им вступить в брак. Таким образом, Марья решилась на побег и тайное венчание с Владимиром, чтобы потом сразу поставить родителей перед фактом того, что она уже замужем.

 Но зима в тот год была очень суровая, поэтому из-за метели Владимир не смог добраться до той церкви, где они должны были обвенчаться. Так что поп обвенчал Марью Гавриловну с другим молодым человеком, который по чистой случайности проезжал мимо этой церкви, подумав, что это и есть жених. Марья же вернулась домой, и её родители о побеге и не догадались. Девушка тут же заболела и когда была в бреду, многое рассказала, но из всего этого её родители поняли лишь то, что их дочь чрезвычайно любит Владимира и жить без него не может.

И тут родители доказывают свою огромную любовь к дочери и ей, и читателю в том, что всё-таки ради здоровья Маши решают дать согласие на её брак с Владимиром, считая, что главное для них всё-таки здоровье и счастье дочери. Этот эпизод также доказывает, что семья Р*** крепкая и любящая, и что для всех её членов главным является всё-таки счастье друг друга, а не какая-либо личная выгода.

Однако неожиданно Владимир отвечает отказом на брак с Марьей и пишет им то, что больше не желает видеть Марию и просит забыть о его несчастной судьбе. Потом судьба Владимира складывается таким образом, что он будет тяжело ранен на войне под Бородином, а затем уже в Москве погибнет.

Всё же и тут после этого горе не оставляет Машу, так как её отец умирает, но оставляет её наследницей имения, что даже на немного не заглушает её горе, и они с матерью принимают решение уехать в другое поместье, где около Марьи Гавриловны «вились тучи кавалеров». Но она хранила верность Владимиру, не смотря на то, что он уже умер, и никому согласием не отвечала. Однако среди всех Марья отмечала лишь одного Бурмина, и вскоре они полюбили друг друга. К её изумлению, Бурмин признался ей, что они никогда не смогут пожениться, так как однажды зимой в одной деревенской церквушке, место нахождения которой он не знает, его обвенчали с девушкой в беспамятстве, похоже, с кем-то перепутав. Марья тут же поняла, что той девушкой и была она и сказала это Бурмину. Тот тут же побледнел и упал к её ногам. Вот так по случайности и нелепому стечению обстоятельств воссоединяется молодая семья, образуя новый, крепкий союз.

В этой повести Александр Сергеевич Пушкин вновь даёт на обозрение нам крепкую семью: любящую дочь, заботливых родителей, которые многим готовы пожертвовать на благо семьи. Это доказывают и трепетная забота родителей о Маше во время болезни, и то, что поместье, доставшееся Маше после смерти отца, ни принесло ей радости из-за его смерти, а так же то, что была создана трепетно – любящая и счастливая семья Маши и Бурмина.

4. Семья в романе « Евгений Онегин».

Роман «Евгений Онегин» очень справедливо называют – «энциклопедией русской жизни». Однако здесь изображена жизнь не только отдельных русских людей, но и жизнь дворянской семьи в целом, на примере семьи Лариных.

Давайте сначала обратим внимание на отношение Евгения Онегина к дяде. То, какие чувства дядя у него вызывает, можно понять сразу в начале романа:

                     Мой дядя самых честных правил,

                     Когда не в шутку занемог,

                     Он уважать себя заставил

                     И лучше выдумать не мог.

                     Его пример другим наука,

                     Но, боже мой, какая скука

                     С больным сидеть и день и ночь,

                     Не отходя ни шагу прочь!

                     Какое низкое коварство

                     Полуживого забавлять,

                     Ему подушки поправлять,

                     Печально подносить лекарство,

                     Вздыхать и думать про себя:

                     Когда же чёрт возьмёт тебя!

Это и есть мнение о дяде Онегина. Из него можно сделать вывод, что к дяде Евгений никаких чувств не испытывал, кроме того, что хотел получить его наследство. Он с ужасом думал о том, что ему придётся ухаживать за дядей, по приезду в деревню. Вот что ещё говорится в романе, как доказательство равнодушного отношения Евгения к дяде:

                    Что дядя при смерти в постели

                    И с ним проститься был бы рад.

                    Прочтя печальное посланье,

                    Евгений тотчас на свиданье

                    Стремглав по почте поскакал.

                    И уж заранее зевал,

                    Приготовляясь, денег ради,

                    На вздохи, скуку и обман…

Но Онегин и не испытывал ни к кому никаких чувств любви, родители Евгения особо его воспитанием и не занимались:

                   Сперва Madame за ним ходила,

                   Потом Monsieur  её сменил…

О его воспитании можно сказать, что Monsieur «… учил его шутя». То есть из этого можно сделать вывод, что семейной теплоты Евгений в детстве не почувствовал, да и подарить её ему было некому. Конечно, родители Пушкина его воспитанием тоже не занимались и любви ему не дарили, но у него были няня и бабушка, которые его ею обеспечили.

Семья же Лариных всё-таки была любящей, родители уже привыкли друг  к другу, хотя поначалу мать к отцу любви не испытывала. Они хорошо заботились о детях, и в их доме всегда было за всем ухожено. Но семья всё же была создана, скорее, по расчёту, чем по любви. Вот что А. С. Пушкин пишет об отце Лариных:

                     Отец её был добрый малый,

                     В прошедшем веке запоздалый…

Мать же была довольно властной женщиной:

                     Она меж делом и досугом

                     Открыла тайну, как супругом

                     Самодержавно управлять,

                     И всё тогда пошло на стать.

                     Она езжала по работам,

                     Солила на зиму грибы,

                     Вела расходы, брила лбы,

                     Ходила в баню по субботам,

                     Служанок била осердясь, -

                     Всё это мужа не спросясь.

                    Но муж её любил сердечно,

                    В её затеи не входил,

                    Во всём ей веровал беспечно,

                    А сам в халате ел и пил…        

Вот и Татьяна соблюдала верность своему мужу, хотя тоже не по любви вышла замуж, но на ухаживания Евгения, которого любит отвечает:

                    Я вышла замуж. Вы должны,

                    Я вас прошу, меня оставить,

                    Я знаю, в вашем сердце есть

                     И гордость и прямая честь,

                    Я вас люблю (к чему лукавить?),

                    Но я другому отдана;

                    И буду век ему верна

        В семье Лариных воспитываются две девочки – Ольга и Татьяна. Они были абсолютно разными и по характерам, и по внешности, вот как А. С. Пушкин описал Ольгу:

                    Всегда скромна, всегда послушна,

                    Всегда как утро весела,

                    Как жизнь поэта простодушна,

                    Как поцелуй любви мила;

                    Глаза, как небо голубые,

                    Улыбка, локоны льняные,

                   Движенья, голос, лёгкий стан…

Татьяна же разительно отличалась от Ольги:

                   Ни красотой сестры своей,

                   Ни свежестью её румяной                                                                        

                   Не привлекла б она очей.

                   Дика, печальна, молчалива,

                   Как лань лесная боязлива,

                   Она в семье своей родной

                   Казалась девочкой чужой…

Вот такие две разные девушки росли в одной семье, у одних родителей; Татьяна – закрытая и молчаливая, воспитанная на романах, и Ольга – ветреная, красивая и милая.

Таким образом, в целом, семья в романе «Евгений Онегин» производит благоприятное наружное впечатление. Но можно заметить, что матери Ольги и Татьяны А. С. Пушкин передал и кое - какие черты своей матери. Например, то, что муж ей был послушен и то, что женщина сама управлялась со всем хозяйством и была довольно властна и своенравна.

5.  Тема семьи в повести «Капитанская дочка».

Семью Гриневых можно назвать одним из лучших примеров семьи в произведениях А. С. Пушкина. Здесь все члены семьи заботятся друг о друге.

Отец семейства – Андрей Петрович Гринёв служил при графе Минихе и вышел в отставку, где женился на Авдотье Васильевне Ю. Детей в этой семье было 9, но все, кроме Петруши, умерли ещё в младенчестве. Родители очень любят Петра и очень о нём заботятся. Они стараются нанять для него обязательно учителя – француза, но он оказывается разгильдяем, и его увольняют. Очень любит Петра его мать – Авдотья Васильевна, когда он отправляется на службу, она очень горько плачет и расстраивается, что Петрушу не отправили в более подходящий для него Семёновский полк, а отправили служить в Оренбург.

Ничуть не меньше родителей заботится о Петре, как отец, Савельич - простой русский мужик. Именно он разоблачил учителя – француза; так как всегда заботится о Петруше. Савельич был приставлен к нему с самого детства и питал к нему крепкие, отцовские чувства, заботился всегда о его здоровье и благополучии, часто ругая Петрушу, но ради его же блага.

Например, когда по пути на службу Пётр выпивает, то Савельич стыдит его, но опохмелиться даёт, затем, когда он узнаёт, что у Петра долг в 100 рублей, то не хочет их ему давать, но Пётр приказывает ему, отчего они ссорятся. Мирясь, Савельич сердится уже только на себя за то, что оставил своего «бедного, неразумного подопечного одного в ужасном трактире». Не всякий отец проявляет к своему ребёнку то терпение, которое проявлял к Петруше Савельич. Можно даже сказать, что в отлучке от дома Савельич заменил Петру его семью своей заботой и пониманием.

Родители Маши были ничуть не хуже родителей Петруши. Это были очень простые, добрые и гостеприимные люди. Мать Маши – Василиса Егоровна – простая русская женщина, но очень храбрая, привыкшая всегда и везде следовать за своим мужем – капитаном Мироновым.

Иван Кузьмич был человеком необразованным, но самым честным и добрым.

Василиса Егоровна заправляла в Белогорской крепости не только хозяйственными делами, но и военными делами своего мужа.

Не удивительно, что в такой семье была воспитана такая девушка, как Маша, которая ради освобождения своего любимого, то есть Петруши пошла на поклон к императрице, что доказывает её крайнюю любовь к нему.

Родители же её тоже люди прекрасные, их бескрайняя забота распространялась не только друг на друга и на Машу, но и на всех солдат, живших в их крепости.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин очень тонко и уместно описал семьи и людей на фоне ужасных бунтов пугачёвского восстания. Обе семьи, показанные здесь, крепкие, любящие и искренне заботливые. Они готовы на многое ради близких им людей, и те платят им тем же. Смерть капитана Миронова и его жены оставила Машу сиротой, но память о родителях навсегда осталась в её сердце, а утешение же себе она находит сама, обретя своё собственное семейное счастье с Петрушей Гринёвым. Так что вполне можно сказать, что это произведение не только о восстании Пугачева, и о его последствиях, но так же о крепких, стойких семьях, которые не потеряли ни капли стойкости во время ужасающих бунтов. А так же о том, каких прекрасных и смелых детей могут воспитать добрые и заботливые родители.

6. Семейная тема произведения «Дубровский».

В начале повести на первый план поставлена огромная дружба двух мужчин – Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Кирилла Петрович был богат, имел знатный род и связи, он был избалован всем, что его окружало. Соседи его уважали, но побаивались. Они никогда не могли отказать ему на его приглашения, а Кирилла Петрович придумывал всякие проказы, то есть был человеком довольно своенравным.

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной поручик гвардии. Был не богат и имел всего семьдесят душ, что было очень мало. Так что было странно, что Троекуров, который, бывало, и с чинами повыше пренебрежительно общался, уважал Дубровского, состояние которого было намного меньше. Но оказывается, что они когда–то были товарищами по службе, а затем, встретившись в поместьях, уже не расставались.

Судьба этих двух людей была  очень похожа: «Оба они женились по любви, оба овдовели, у каждого осталось по ребёнку».

Вот в таком мире и дружбе жили семейства Троекуровых о Дубровских, пока Дубровского не оскорбил псарь Троекурова. Андрей Гаврилович попросил извинений, а Кирила Петрович на него за это разгневался. Вот таким досадным способом рассорились два лучших друга.

Тут же Кирила Петрович, используя своё влияние, через суд пытается отнять поместье Андрея Гавриловича, отчего тот слегает и к нему приезжает его сын. Здесь уже сразу можно увидеть искреннюю любовь Владимира Дубровского к отцу: «… Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце…».

Владимир ради отца тут же хлопочет об отпуске и едет в поместье. В то время Андрей Гаврилович умирает, и сын разрабатывает план мести, но, влюбившись в дочь Троекурова, вместо учителя решает во что бы то ни стало попасть к ним в дом, где Марья Кирилловна тоже в него влюбляется. Владимир же одновременно с этим разбойничает на дорогах.

Троекуров позже узнал, что учитель его дочери и есть Дубровский, шайку которого уже давно пытаются поймать, но узнал поздно, так как Владимир уже сбежал и собирался выкрасть Марью Кириловну.

Кирила Петрович обожает свою дочь до безумия и выполняет почти все её прихоти, но этой выполнить не захотел. Из любви дочери, спасая её, и даже в какой-то степени из-за выгоды, он выдаёт её замуж за старого князя, но Дубровский не успел спасти её от этого.

«Дубровский» - это, с одной стороны, история о разрушенных жизнях Владимира и Марии, но, с другой стороны, это и трогательная история семей. Того, как один отец может воспитать ребёнка без матери, и о том, как дети могут любить своих отцов, а также о том, на что каждый из них готов пойти для спасения другого.

  1. Мысль «семейная» в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого.

На примере семьи Ростовых в романе «Война и мир» Толстой  описывает свой идеал семейной жизни. Всем членам этой семьи свойственна живность и непосредственность. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества: искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и всё человечество. Жизненная цель у детей Ростовых – любовь, семья и дети. Можно сказать, что семья Ростовых живёт «жизнью сердца». Что нельзя сказать о семье Болконских, так как они живут «умом». Их семья близка к идеалу, ведь во взаимоотношениях этой семьи присутствует искренняя любовь, безусловное уважение старших членов семьи. Княжна Марья, дочь князя Болконского, для себя даже решает, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного. Исходя из этого, можно предположить, что дети князя Болконского преданны своему отцу.

По мнению Л. Н. Толстого, семья Курагиных очень далека от идеала. Члены семьи связны только внешними отношениями – все Курагины разобщены. Отношения в семье и к людям в целом насквозь пропитаны фальшью, искусственностью, лжепотриотизмом, интригами. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, человеческой близости в этом доме нет и поэтому, такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Бергов тоже не очень близка к идеалу, так как для этой семьи главную роль играет материальное положение. Членами данной семьи овладела мания приобретательности, которая заглушает проявление нормальных чувств. Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в её основу – материальное приобретения, которые скорее  опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

  1. Семья в произведениях XX века (на примере  творчества В.Г.Распутина и В.П.Астафьева)
  1. Семейные взаимоотношения  в повести «Последний срок» В.Г.Распутина.        

В повести «Последний срок» В. Г. Распутина главной проблемой, несомненно, является вопрос смысла жизни, взаимоотношения людей, но также мы можем проследить проблему семьи или, если быть точнее, заботу о близких. Автор повести пытается донести до людей, что нужно помнить, почитать и заботиться о своих родителях. Ведь они дают нам возможность жить. И мы должны благодарить их за это. Но, к сожалению, в настоящее время многие дети, когда вырастают и «улетают из родительского гнезда», мало внимания уделяют родителям. Сейчас происходят даже такие случаи, когда дети выгоняют своих родителей из домов или же просто отдают их в дома для престарелых, чтобы избавить  себя от лишних забот.

Вот и в повести «Последний срок» дети Анны редко навещают её, хотя  у них есть такая возможность. За исключением Михаила, который живёт с матерью в одной деревне и поэтому, можно сказать, что у него есть возможность чаще видеться с матерью и заботиться о ней.   Хотя в основном всю заботу о матери Михаила выполняет его жена, Надя.

Старуха Анна лежит без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь ещё теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама ещё жива. Однако Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным уже оплакать, «отголосить её», что она самозабвенно делает сначала у постели, потом за столом, «где удобнее». Дочка Люся в это время шьет скроенное ещё в городе траурное платье. Швейная машина стрекочет в такт Варвариным всхлипам.

Анна — мать пятерых детей. Варвара приехала проститься с мамой из районного центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков.

Ждет не дождется Анна Таню из далекого Киева. А рядом с ней в деревне всегда был сын Михаил вместе с женой и дочкой. Собравшись вокруг старухи утром следующего после прибытия дня, дети, видя воспрянувшую мать, не знают, как им реагировать на её странное возрождение.

Собравшись возле постели матери, дети решают вопрос, учиненный Михаилом по пьяни, о том: чтобы кто-то из детей: Илья, Варвара или Люся забрал мать к себе. Но никто не желает брать на себя груз ответственности и поэтому, приводят множество доводов, только бы не забирать к себе престарелую мать. Отсюда становиться ясно, что дети не очень хотят тратить свою жизнь на попечение больной матери. Всё это время мать ждёт приезда своей самой благодарной дочери, Тани, но она по каким-то обстоятельствам не приезжает. Никто из детей даже не подозревает, что их мать находит силы для жизни, только потому, что хочет увидеть свою Тончору перед смертью, которая, кстати, так и не приезжает. Распутин не даёт объяснения, почему Таня не приехала, но, в то же время, на протяжении всего повествования, упоминая о Танчоре, автор использует только добрые отзывы о ней.

Хотя мне кажется, что если бы она была той благодарной и любящей дочерью, как раньше, то обязательно нашла возможность приехать к своей матери. Вот, к примеру, возьму себя: я бы несмотря ни на что, обязательно  приехала к своей маме, а ещё  сделала бы всё, чтобы помочь ей и спасти её от какой бы там ни было беды.

«Михаил и Илья, притащив водку, теперь не знали, чем им заняться: все остальное по сравнению с этим казалось им пустяками, они маялись, словно через себя пропуская каждую минуту». Забившись в амбар, они напиваются почти без закуски, если не считать тех продуктов, что таскает для них маленькая дочь Михаила Нинка. Это вызывает законный женский гнев, но первые стопки водки дарят мужикам ощущение неподдельного праздника. В конце концов мать жива. Не обращая внимания на девочку, собирающую пустые и недопитые бутылки, они уже не понимают, какую мысль на этот раз они хотят заглушить, может быть, это страх. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идет от смерти… Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет».

Вспоминая о прежней жизни, горожанка Люся с большой теплотой и радостью воображает любимого коня Игреньку, на котором «хлопни комара, он и повалится», что в конце концов и случилось: конь сдох. Игрень много таскал, да не сдюжил. Бродя вокруг деревни по полям и пашне, Люся понимает, что не сама выбирает, куда ей идти, что её направляет какая-то посторонняя, живущая в этих местах и исповедующая её сила. …Казалось, жизнь вернулась назад, потому что она, Люся, здесь что-то забыла, потеряла что-то очень ценное и необходимое для нее, без чего нельзя…

Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, съев специально сваренной для нее детской манной каши, ещё больше взбадривается и выходит на крыльцо. Её навешает долгожданная приятельница Мирониха. «Оти-моти! Ты, старуня, никак, живая? — говорит Мирониха. — Тебя пошто смерть-то не берет?.. Я к ей на поминки иду, думаю, она как добрая укостыляла, а она все тутака».

Читая, повесть мы вместе с вором задумываемся, откуда у детей Анны такая толстокожесть? Ведь не родились же они такими? И почему у такой матери бездушные дети?

В погоне за сиюминутными благами дети потеряли смысл жизни.

Г лавную причину нравственного упадка писатель объясняет утратой связи человека со своими корнями.

Оглядываясь назад,  Анна видит, что годы её, «подгоняя друг друга прошли одинаково в спешке». Некогда было оглянуться по сторонам. Но она умеет видеть и ценить красоту природы. Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой человеческий срок на земле идёт высочайшая нравственности Анны, поэтому рождается всепрощающая любовь к своим «ребятам». Она требовательна к сете, потому звучат слова «Стыд – его не отмоешь».

Старуха много раз думала о смерти и знала её как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала её рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью, сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой». Так все оно и выходит.

  1. Трагедия семьи в рассказе «Людочка».

Худшее преступление,

которое мы можем совершить

по отношению к людям,-

это не ненавидеть их,

а относиться к ним равнодушно;

в этом – суть бесчеловечности».

Б.Шоу.

Главная героиня рассказа, Людочка, живёт вместе со своими родителями в небольшой угасающей деревеньке, под названием «Вычуган». Её мать была колхозницей, отец – колхозником. Отец  Людочки «от угнетающей работы и давно закоренелого пьянства был худой тщедушный и довольно туповат». Мать Людочки очень боялась, что ребёнок родится неполноценным, и как говорит автор, «она постаралась зачать его в редкий от мужских пьянок перерыв», но как она не пыталась, девочка всё равно родилась болезненной из-за нездоровой плоти отца. Развитие Людочки шло медленно, можно сказать, что «она росла как вялая, примороженная трава». В школе «девочка была закоренелой троечницей, но до сплошных двоек не опускалась». Отец  Людочки ушел из жизни давно и незаметно. Матери и дочери жилось без него бодрее и свободнее. Здесь же можно увидеть то, что отец для Людочки особо и не был важен, потому как она о нём даже не вспоминала.

Затем, со временем, с ними стал жить мужик из соседнего леспромхоза. «Врос в хозяйство» и начал во всём помогать. Взаимоотношения Людочки и отчима были не очень простыми. «Постоялец никак не относился к ней: ни хорошо, ни плохо, не ругал её, не обижал, но Людочка всё равно        побаивалась его». За всё время совместного проживания они ни разу не говорили друг с другом. «Одним словом, жил он, жила она, в одном доме – и только».

Отношения матери и дочери тоже были достаточно сложные – стена непонимания была между ними. Когда с Людочкой случилась беда, она приехала домой в надежде получить поддержку от матери и совет, но девушка не только не услышала слов поддержки и помощи, мать даже не поинтересовалась о случившемся.  Мать ведь всё прекрасно поняла, а именно, что с Людочкой произошло, но не посчитала нужным поинтересоваться проблемой дочери. Она полагала, что «через ту беду не беду, скорее неизбежность, все бабы поздно или рано должны пройти». Возможно, мать так поступила, потому что она сама по жизни привыкла справляться со своими бедами одна и дочь свою хотела воспитать также.  Хотя и  не только в этом дело, ведь на тот момент мать была беременна и у неё в голове, скорее всего, были  совсем другие мысли. Не выдержав испытаний, выпавших на её долю, Людочка решает покончить жизнь самоубийством, повесившись. А совершила она это, потому что не знала, что ей делать, а ещё, наверное, из-за чувства одиночества, ведь мать с таким равнодушием приняла её дома, и к тому же, не дала никакого совета по поводу той ужасной беды.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. “Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению”.

Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

 Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.

 Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала

необходима матери, Гавриловне, её заметили.

После похорон Людочки, отчим решил совершить самосуд,  над Стрекачом, виновником самоубийства Людочки, который был бывшим заключённым и считал себя авторитетом криминального мира. Но мы понимаем, что на самом деле он не являлся таковым, так как отбывал срок в тюрьме всего лишь год. А вот отчим Людочки был самый настоящий авторитет. В ходе расправы получилось так, что большее зло победило меньшее зло. После всего случившегося, едя домой в электричке, мать просила у Бога, чтобы дитя, которого она ещё не родила, оказалось здоровым, её слова звучали так «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя нам не в тягость будет, хоть мы и старые, дитя нам будет уж как сын и как дочь, и как внук, и как внучка, оно скрепит нас, на плаву жизни удержит». А за смерть своей дочери мать каялась и просила у Бога прощенья, она понимала, что «погубила её не со зла…», но всё же повторяла: «Прости, прости, прости…».

Как мне кажется, В. П. Астафьев в данном рассказе хотел показать читателю, то, что традиции семьи в настоящее время стали рушатся, между членами семьи исчезает взаимопонимание, а, следовательно, появляется пропасть. Всем этим автор хотел сказать «Люди, остановитесь! Посмотрите вокруг! Куда вы идёте? К чему вы стремитесь?»   Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: “Это хуже правды…”

Но не всё так печально и пессимистично:  ведь в конце рассказа у матери находятся слова молитвы и отчим, как бы предугадывая мысли, обнимает её. И хочется верить, что ребёнок, рождённый  со словами молитвы, будет по-настоящему счастлив в своей семье.    

Заключение.

В результате проведенных исследований, я изучила произведения А. С. Пушкина и Л.Н.Толстого (XIX век), а также В.П.Астафьева и В.Г.Распутина (XX век). Из прочитанных мною произведений я выбрала те, в которых прослеживается «семейная» тема. Так в произведениях А.С.Пушкина я смогла отметить, что созданные автором семьи почти идеальны с точки зрения взаимоотношений членов семьи, хотя многие из них были неполные, где чаще всего ребёнка воспитывает один отец. Но тем не менее в этих семьях можно увидеть заботу, взаимопонимание, раскаяние, поддержку, благодарность по отношению к родителям.

В творчестве Л.Н.Толстого семейная тема занимает очень важное место, так в романе «Война и мир» мы можем увидеть несколько семей, с совершенно разным пониманием жизни и семейных взаимоотношений в целом. В эпилоге романа Толстой чётко даёт понять читателю, какой должна быть настоящая семья – это, конечно же, семьи Пьера и Наташи, а также Николая и Марии. Именно они, с точки зрения автора, идеальны.

Таким образом, я сравнила данные семьи, представленные писателями XIX века с семьями   XX века, на примере произведений «Людочка» В. П. Астафьев и «Последний срок» В. Г. Распутин.

В рассказе «Людочка» полностью отсутствует взаимопонимание между матерью и дочкой и отсюда появляется проблема одиночества, которая стала причиной трагедии.  В повести «Последний срок» - автор поднимает проблему отсутствия заботы о близких, а также понимания между членами семьи.

 Изучив эти произведения, я поняла, что в семьях XIX века были проблемы, связанные с воспитанием детей, с их нравственным выбором, но это было естественным течение жизни, где возможны и ошибки при выборе правильного решения. Но читая произведения XX века, начинаешь задумываться над тем,  что же будет дальше, ведь герои этих рассказов не просто потеряли умение общаться в кругу семьи и ценить семью как что-то очень важное, но более того мы наблюдает эгоизм, чёрствость, цинизм – и всё это по отношению к близким и родным людям. Возникает вопрос, почему авторы рисуют именно такие картины взаимоотношений в семье? Наверное, потому, что именно в XX веке появились проблемы семейного воспитания и взаимоотношений в семье, поэтому В. П. Астафьев и В. Г. Распутин  с болью в сердце показывают нам картины несовершенства нашего мироустройства.

Благодаря написанию реферата, мне представилась возможность более тщательно изучить произведения и на многие из них я посмотрела другим взглядом. Также в процессе изучения я для себя лично  поняла, какое огромное значение семья имеет в жизни каждого человека вне зависимости от пола, материальной принадлежности и т.п., а также главное иметь в жизни крепкую семью, а  всё остальное второстепенно.

Библиография

  1. Анри Труайя. «Александр Пушкин» - М.: «ЭКСМО», 2006 год – 1056 стр.
  2. Ариадна Тыркова – Вильямс. «Жизнь Пушкина» т. 2 – М.: «Молодая гвардия», 2004 год – 528 стр.
  3. А. С. Пушкин. «Сочинения в трёх томах», т. 1, т. 2, т. 3 – М.: «Художественная литература», 1986 год.
  4. Б. Бурсов. «Судьба Пушкина» - М.: «Современный писатель», 1986 год – 512 стр.
  5. «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: ООО «Уральский электронный завод», 2004 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Учитель в произведениях писателей и глазами учеников"

Урок внеклассного чтения по литературе " Учитель в произведениях писателей и глазами учеников" строится на произведениях  Макаренко "Педагогическая поэма", В. Быкова  "Обелиск", Ч. Айтматов ...

Гоголь.Тема маленького человека в произведениях писателя

Данная презентация поможет учителю-предметнику в подготовке к уроку литературы...

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Тема деревни в произведениях писателей-современников.

Тема деревни раскрывается во многих произведениях писателей-современников. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров. к использованию местных речений...

Русская природа в произведениях писателей

Презентация посвящена конкурсу чтецов художественного слова " Природа в произведениях русских писателей"...

Правда о войне в произведениях писателей 20века

Конспект урока "Правда о войне в произведениях писателей 20века" с презентацией...

Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)

Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...