Самообразование
материал

Разумова Наталья Викторовна

План работы по самообразованию и анализ работы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план работы по самообразованию87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение Калининградской  области

общеобразовательная организация для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нестеровская  школа-интернат № 8»

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Воспитателя: Разумовой Натальи Викторовны

 

Тема: «Коррекционно-развивающее сопровождение  по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»

 

Начало изучения темы: 01.09.2017

 

Окончание изучения темы: 31.05.2020

Г. Нестеров 2017г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога:  Разумова Наталья Викторовна

Дата рождения        23. 12.1957г                                                                                 Общий трудовой стаж: на 1. 09 2017 — 40 лет

Педагогический стаж: на 01.09.2017 г. – 39 лет.

                                                        

Образование: среднее, Марыйское педагогическое училище., специальность учитель начальных классов, 1977г.

Адрес электронной почты: n.maslova2012@yandex.ru

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили).


                                                   

                                                                   

Общешкольная тема: «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума»

Индивидуальная тема: «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»

Цель самообразования по теме: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ.

Задачи:

  • изучить литературу и материалы сети Интернет по данной проблеме;
  • посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • использование на внеклассных мероприятиях новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  • повышение своего методического уровня;
  • провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий;
  • вести мониторинг развития знаний, умений и навыков по трудовому воспитанию группы (диагностика)

Постановка проблемы.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.                                                                                                               Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школы VIII вида. В нашей школе созданные все условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда  позволяя воспитаннику после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Обоснование выбора темы.

  Выбор этой темы не случаен, так как она взаимосвязана с методической темой нашей школы «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума», а трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность. Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

Актуальность темы.

  В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Изучить новую методическую литературу по данной проблеме.       2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ.

2017 — 2020 уч. г.

1 раз в 3 года

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей.

4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы.

5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших конспектов занятий, интересных приемов и находок на занятиях. Делиться на интернет сайтах.

8. Выступать с докладами по теме самообразования на педсовете.

регулярно

регулярно

ежегодно

систематически

регулярно

регулярно

По плану руководителя МО

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

регулярно


регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2017-2020  уч. г.

1.Курсы повышения квалификации воспитателей.

2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей.

3.Изучение литературы:

1).Воронкова. Дефектология.- М.:, 2010г.

2) Шипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе».

3) Мозговой. Основы олигофренопедагогики.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2017-2018  уч. г.

1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

Практический

1.Внедрение опыта работы.           2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы.

2017-2018 уч. г.

1.Открытые воспитательские часы.

2.Участие школьных конкурсах.

3.Создать страничку в интернете для обмена опытом

Анализ работы по самообразованию за 2017 - 18 уч.  г.

 Разумовой Н. В.

  В 2017-2018 учебном году работала по теме самообразования «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта».

 Над данной темой работаю первый год. Данная тема рассчитана на 3 года, с 2017г. по 2020 г.

Актуальность темы:

 Целью деятельности нашей работы является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Это предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

 Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач коррекционной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание, как и весь процесс, способствует  переходу зоны ближайшего развития в актуальное развитие.                                                                    По данной теме была изучена следующая литература: Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. – М., 1981; Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология, 1990. – № 3; Букун Н. И., Даний А. И., Иваницкий А. И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ. – Кишинев, 1990; Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К., 1989.                                                                                                         В течение учебного года совершенствовала свои знания в области психологии и педагогике. На сайтах знакомилась с трудами творчески работающих педагогов, с целью изучения опыта работы.

 Принимала активное участие в работе школьного МО воспитателей,  совещаниях. Изучала опыт работы воспитателей своей школы, с целью изучения опыта творчески работающих воспитателей. В течение года посетила открытые внеклассные мероприятия у всех воспитателей. Которые поделились своими наработками и опытом работы с воспитанниками в условиях школы-интерната.

Провела открытое занятие «Уход за сезонной обувью», где воспитанники закрепили и обобщили знания в области трудового воспитания.

Тема занятия весьма актуальна. Воспитанники не в полной мере владеют навыками ухода за обувью, не умеют выполнять мелкий ремонт, часто надевают обувь не в соответствии с погодой.                                                                            Содержание и тема занятия соответствовала методической теме и доступна для понимания детей. Материал подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При подборке методического и дидактического материала к мероприятию опиралась на следующие принципы:

  1. Коррекционная направленность воспитательного процесса – исправление недостатков психофизического развития посредством использования специальных методических приемов.
  2. Индивидуальный и дифференцированный подход – учет индивидуальных и типологических особенностей детей.
  3. Личностный подход – опора на личностные качества воспитанника.
  4. Гуманизация воспитания – построение отношений педагога и воспитанников.
  5. Связь с жизнью и практикой.

Цель: 

  • Образовательная:  создать условия для изучения учащимися видов ремонта  обуви.

•        Развивающая:  способствовать формированию знаний и навыков по уходу за одеждой и обувью, ремонту одежды подкладной заплатой и применения различных видов клея для ремонта обуви.

•        Воспитательная: воспитывать культуру труда, аккуратность при выполнении различных заданий, бережливость, эстетический вкус, закрепить и обобщить знания детей подросткового возраста в мире профессий.                      

Задачи:

Способствовать расширению представлений о разных видах труда;

Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

повышать качества профессиональной ориентации учащихся;

стимулировать самопознание и профессиональное самоопределение подростков;

знакомить учащихся с многообразием профессий в игровой форме;

формировать умения работать в коллективе;

На занятии использовались технические средства обучения, весь материал представлен в виде презентации.                                                                                  Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям и задачам. Мероприятие началось организованно, класс подготовлен. Учащимся сообщились цели и задачи мероприятия.                                                                Познавательная ценность подобранного материала была в том, что правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития, социальным положением ребёнка, даёт возможность сформировать багаж социально-трудовых навыков, необходимых для успешной интеграции в социальную жизнь.                                                                                                                   Подобранный материал носил коррекционный характер. На данном занятии развивались следующие психофизические функции:                                                             - мышление: упражнялись в анализе и синтезе получаемых сведений, умение делать сравнение и обобщение. Все это имело большое значение для развития умственных способностей и логического мышления.                                                - развивалось целенаправленное, сосредоточенное, устойчивое произвольное внимание;                                                                                                                                             - вырабатывались навыки прочного запоминания и припоминания, развивалась зрительная и слуховая память.                                                                                             - развивалась речь у детей: умение правильно строить предложения, обогащался активный словарь.                                                                                                                 - уделялось внимание развитию эмоционально-волевой сферы: доброжелательность, ответственность, дисциплинированность.

На протяжении всего занятия дети были активны, проявляли интерес, отвечали на все поставленные вопросы, если вопросы вызывали трудность у детей, то помогали наводящие вопросы.

В своей работе педагог использовала следующие методы и приемы:

1. Словесный – беседа, рассказ.

2. Наглядный – презентация, обувь разного вида, предметы ухода за обувью.

3. Практический – проведены: игры, практическая работа.

На протяжении всего времени тон старалась держать спокойный, доброжелательный, это способствовало установлению контакта с детьми и нацелить их на плодотворную совместную деятельность.

Поставленные цели и задачи к занятию считаю выполненными.

В конце занятия подведен итог.

В течение года внедряла в воспитательный процесс ИКТ, делала обзор новинок по современным образовательным технологиям.

Осуществлен проект: Новогодний  дизайн интерьера.                                                    На педсовете представила отчет о работе в группе по трудовому воспитанию. Все поставленные задачи поставлены, свою работу по самообразованию оцениваю хорошо.

Определилась с целями и задачами и темой к внедрению творческого проекта по профориентации «Твой выбор».

Задачи на 2018-19 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

3. Продолжить работу по трудовому воспитанию с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...