Программы внеурочной деятельности.
материал

Соколкина Ольга Павловна

Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Видеомонтаж»

Класс:7а,7б,7в,8а

Составитель: Соколкина Ольга Павловна

МБОУ «СШ№10»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Современное общество уже давно вступило в эру информационных технологий. И в новом тысячелетии наиболее актуальным становится необходимость всестороннего использования компьютерных технологий в образовательном пространстве школы. Системное внедрение в работу новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения.

Программа кружка «Видеомонтаж» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот потенциал, который заложен в каждом ученике. Возможность съемки и видеомонтажа на компьютере помогает воплощать творческую энергию учащихся в конкретные видеофильмы. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.

Программа кружка «Видеомонтаж» предполагает:

  1. Практическое приобретение учащимися навыков съемки и видеомонтажа как универсального способа освоения действительности и получения знаний.
  2. Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность получить навыки основ видеомонтажа в рамках дальнейшей профориентации.

Цель программы: достижение качественного уровня нравственной и информационной компетентностей личности  школьника, способной осознавать ответственность за свою деятельность в процессе изучения основ монтажа и создания собственных видеороликов, интервьюирования.

Задачи программы

Обучающие задачи:

1.​ Повышение уровня ИКТ - компетенций обучающихся. Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала.

2.​ Обучение выступлению перед публикой и камерой.

3.​ Обучение первоначальным знаниям о тележурналистике.

Развивающие задачи:

1.​ Развитие ораторских навыков; освоение техники культуры речи;

2.​ Развитие творческих и коммуникативных способностей, развитие актёрских способностей и навыков,

3.​ Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

4.​ Развитие умения импровизировать, сочинять, фантазировать т.е. творчески относится к поставленной задаче.

5.​ Развивать у детей способности к логическому, творческому мышлению.

6.​ Создавать условия к саморазвитию воспитанников.

7.​ Способствовать к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии.

8.​ Активизация интеллектуальных качеств личности, сознательного выбора профессии.

Воспитывающие задачи:

1.​ Создание условий для успешной социализации.

2.​ Овладение навыками общения и коллективного творчества,

3.​ Воспитание интереса к общению с информацией и обширной аудиторией.

4.​ Вовлечение учащихся в систему соуправления воспитательной работой в образовательном пространстве муниципального образования.

5.​ Воспитание воли, стремление доводить начатое дело до конца.

6.​ Воспитание объективного отношения к себе, к своим поступкам, чувство самоконтроля.

7.​ Воспитание общепринятых норм и правил поведения в обществе.

8.​ Формирование у детей потребности к саморазвитию и предприимчивости.

Уровень развития современного общества предполагает использование новых педагогических технологий, формирующих творческую инициативу ученика, развивающих способность самостоятельного поиска необходимой информации. При реализации программы кружка «Видеомонтаж» кардинально меняется система взаимоотношений между учителем и учеником. Из носителя и транслятора знаний учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу. Таким образом, программа кружка «Видеомонтаж» способствует превращению образовательного процесса в результативную созидательную творческую работу.        

Формы работы –  теоретические, практические, индивидуальные и групповые занятия. Каждое занятие начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся.

Основным методом занятий в данном кружке является метод проектов. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере.

Планируемые результаты обучения - это помочь учащимся повысить свою компетентность в области создания собственных видеороликов, а также приобрести начальную профессиональную подготовку по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы.

Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования «Компьютерная графика и основы дизайна» и способы определения их результативности

Личностные результаты

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты 

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами,
  • осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение компьютерным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую; умение строить разнообразные объекты; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
  •  ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 Предметные результаты 

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Формируемые умения и навыки учащихся:

  • Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи, цели. 
  • Навыки оформления документов, выбора стиля, художественных решений. 
  • Умения обрабатывать данные, клипарты и текстовые документы на компьютере. 
  • Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.  
  • Делать выводы на основе полученных результатов. 

Получаемые учащимися знания

  • Работа с компьютером. 
  • Виды и типы компьютерных программ. 
  • Виды и типы компьютерной информации. 
  • Настройка программ к работе. 
  • Возможности программ, плюсы и минусы. 
  • Использование основных инструментов программ, их настройка и особенности. 
  • Особенности оформления деловых документов, художественных документов и художественных изображений. 

В конце учебного года обучения ребенок должен уметь:

1. Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;

2. Монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы.
3. Выполнять правила ТБ.

В рамках изучения программы учащиеся должны владеть следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • основными методами, этапами проектирования, создания видеоролика;
  • способами эффективной работы в команде;
  • опытом коллективной разработки и публичного показа созданного проекта;

Условиями успешности обучения в рамках программы кружка являются:

  • активность обучаемого;
  • повышенная мотивация;
  • самостоятельность мышления;

Настоящая программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся по 1 часа в неделю. Общий объем 35 часов.

Предлагаемый курс обучения основам видеомонтажа адресован учащимся 7-8 классов и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования.

Аппаратные средства:

  • Компьютер
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура, мышь)
  • Наушники
  • Колонки
  • Носители информации

Программные средства:

  • Операционная система Windows
  • Программы для работы с видео iMovie

ЛИТЕРАТУРА  

  1. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 1999
  2. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993
  3. Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист
  4. Симаков В.Д. Программа «Кинооператорское мастерство». - М., 2 издание 1990 г.
  5. Симаков В.Д. Когда в руках видеокамера // Искусство в школе. - 2006. - № 1. - С. 55-56
  6. Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2006, №2, С. 34-39, и №3
  7. Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005г
  8. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика: учебник для ВУЗов СПб.: Питер, 2003
  9. Компакт-диск "Видеомонтаж" русская версия
  10. Материалы сайта http://softhelp.org.ua/

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

По факту

Введение. Основные понятия при работе с видеоинформацией ( 4 часа)

Техника безопасности. Знакомство с правилами работы видеостудии.

Лекция

1

Знакомство с программой iMovie

Лекция

0,5

0,5

Техника и технология фото \видеосъемки

Беседа

0,5

0,5

Общие сведения о цифровой фото/видеосъемке

Практическая работа

0,5

0,5

Работа в программе  iMovie (31 час)

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Сбор фото/видео материала

Практическая работа

1

Основные приёмы работы с видеокамерой при создании фильма

Лекция

0,5

0,5

Сбор фотоматериала, создание тематического видео

Практическая работа

1

Экспорт видеороликов

Лабораторная работа

0,5

0,5

Этапы монтажа фильма

Лабораторная работа

0,5

0,5

Сбор фотоматериала, создание тематического видео

Практическая работа

1

Использование плавных переходов между кадрами

Лабораторная работа

0,5

0,5

Оформление: название, титры, добавление звука

Лабораторная работа

0,5

0,5

Наложение фоновой музыки

Лабораторная работа

0,5

0,5

Сбор фотоматериала, создание тематического видео

Практическая работа

1

Создание титров

Лабораторная работа

0,5

0,5

Сбор фото/видео материала

Практическая работа

1

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Этапы монтажа фильма

Лабораторная работа

0,5

0,5

Экспорт видео

Лабораторная работа

0,5

0,5

Использование PowerPoint

Лабораторная работа

0,5

0,5

Рисунок и видео

Практическая работа

0,5

0,5

Сбор фото/видео материала

Практическая работа

1

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Использование фильтров

Практическая работа

0,5

0,5

Скорость, длительность кадра

Лабораторная работа

0,5

0,5

Использование аудиоэффектов

Практическая работа

0,5

0,5

Коррекция цвета, стабилизация видео

Лабораторная работа

0,5

0,5

Съемка сцен

Практическая работа

0,5

0,5

Сбор фото/видео материала

Практическая работа

1

Сбор фото/видео материала

Практическая работа

1

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Создание тематического ролика

Практическая работа

1

Итоговое занятие

Представление творческих работ

1

Итоговое занятие

Представление творческих работ

1



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Фото-видео студия "Cinema"

Возраст: 14-18 лет

Год обучения: первый

Соколкина Ольга Павловна,

учитель информатики

МБОУ «СОШ № 10»

Пояснительная записка.

Современная жизнь требует от человека новых ритмов и скоростей, больших объемов знаний и умений. В связи со стремительным развитием научно - технического прогресса увеличивается поток необходимых базовых знаний, преподаваемых в школе. Для их лучшего усвоения, применяются различные системы синтеза гуманитарных и технических наук. Один из новых вариантов - создание школьной видеостудии.

Коренные изменения, в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации, обусловили необходимость модернизации устаревших форм дополнительного образования детей в школе.

Происходит изменение видов и форм творческой работы. Прежде всего, это связано с развитием фото и видеотехники, компьютеризацией всех сфер нашей жизни.

Используя современные цифровые технологии обработки звука, видео- материала, учащиеся на достаточно приемлемом уровне могут использовать мощности современных вычислительных комплексов нелинейного видеомонтажа при создании собственных видео-сюжетов, и, быть может, даже игрового и документального кино в рамках проектов, повышающих образовательную мотивацию учащихся, развивающих их кругозор и интерес к межинтегрированным дисциплинам.

Сегодня, с развитием информационных технологий у школы появляются реальные возможности создавать свои собственные средства массовой информации. Имея фото-видеостудию  школа сама может  сегодня:

 -отражать реальную, яркую и многогранную школьную жизнь,

- показывать внутришкольные будни глазами самих участников этих событий,

- давать возможность этим участникам получать реальный опыт журналисткой работы,

- вести электронную летопись жизни школы,

- поднимать действительно острые и важные проблемы школьной жизни т.д и т.п.

Программа «Фото-видео студия "Cinema"» имеет научно-техническую и художественно-эстетическую направленность.

Составляет одно целое из теоретических и практический занятий по изучению устройства  фото, видеооборудования. Позволяет приобрести практические навыки в работе с ними, расширяет представления обучающихся о диапазоне художественно-выразительных средств, в период создании авторской разработки медиапродукта.

Занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации. Теоретическая часть занятий, лабораторные работы и фотосъемка.

Морально – этические нормы профессии оператора, также должны быть освоены воспитанниками. Телевидение – средство массовой коммуникации, затрагивает интересы многих людей, и ребенок должен научиться, сохраняя собственную точку зрения, не нарушать права другого человека, не оскорблять его честь и достоинство. Необходимо знание и существующих документов в области СМИ и владение минимумом юридических законов.  Программа нацелена на воспитание в детях личных качеств, основанных на порядочности и профессиональной честности.

Следует учитывать и то обстоятельство, что "Школьное телевидение" с точки зрения ученика — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Работа над созданием телевизионных программ, сюжетов, репортажей, позволяет проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности от  гуманитарного до технического. И, самое главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся. Следовательно, такая программа востребована и требует для  реализации большое количество времени, поскольку  объём изучаемого материала достаточно обширен.

Программа фото-видео студии «Cinema» рассчитана на подростков 7-11 классов. Срок реализации 1 учебный год (210 часов). Из расчета 6 часов в неделю (теория и практика).

Пройдя курс обучения, воспитанники приобретут начальные навыки профессии тележурналиста, узнают историю, виды и формы СМИ, основы журналистской этики, виды жанров телевизионной журналистики, научаться собирать и обрабатывать информацию, разрабатывать сюжетную линию, создавать собственные репортажи и фильмы. 

Программа школьной видеостудии носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами видеосъемки, монтажа и создания видеороликов, кроме этого, программа способствует формированию навыков режиссерской работы. Работа  по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации

Программа предусматривает различные виды и формы образовательной деятельности:

обучающие занятия и семинары;

мастер-классы;

самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;

практическое создание телевизионных сюжетов, видеофильмов, анализ удач и ошибок.

В процессе обучения учащиеся овладевают техническими приёмами работы с программами обработки видео, постигают азы сценарного, режиссёрского и операторского мастерства.

Настоящая программа призвана научить детей не только осваивать приемы создания видеороликов, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

За время обучения каждый учащийся проходит через все стадии создания фильма: пишет сценарий, режиссирует, пробует свои силы в качестве оператора и актера,  музыкального редактора и монтажёра видеофильма.

Цель:

Создание условий для приобретения учащимися функционального навыка работы над созданием видео-проектов как универсального способа освоения действительности, развитие творческих и исследовательских способностей учащихся, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Задачи: 

Образовательные: 

  • Дать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности. 
  • Научить оперативно, собирать полную информацию и обрабатывать ее. 
  • Освоить правила грамотного оформления сценария. 
  •  Научить рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром. 
  • Обучить основам работы с мультимедийным программным обеспечением.

Развивающие: 

  • Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей личности. 
  • Расширение общего кругозора. 
  •  Развить способность самостоятельно определять свои позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения.    Воспитательные: 
  • Воспитать детей в духе общечеловеческих ценностей. 
  •  Воспитать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики. 
    Для реализации программы необходимо следующее технологическое оснащение:
  • Видеокамера (в дальнейшем желательно профессиональная и 2 любительских для самостоятельной работы учащихся).
  • Персональный компьютер (в дальнейшем несколько с возможностью групповых занятий)
  • Лицензионное программное обеспечение для монтажа и редактирования видео-материала.
  • Звуковая и световая техника, специальная студия.

Учебно-тематический план.

  №

Темы занятий.

Количество часов

теория

практика

всего

7

8

9

10

7

8

9

10

7

8

9

10

1.

История СМИ. Общественные функции телевидения, специфика.

2

1

2

2

2

4

1

2

2.

Оператор, его функции. Программное обеспечение для монтажа.

8

10

18

3.

Жанры в телевизионной журналистике.

3

4

9

4.

Журналистские профессии на ТВ.

3

4

4

5.

Основные понятия и объекты изучения культуры телевизионной речи и телевизионного текста.

6

3

9

6.

Тема. Информация. Интервью.

4

5

9

7.

Строение сюжета. Телесценарий.

4

5

9

8.

Язык экрана, его выразительные средства.

3

4

7

9.

Виды монтажа.

10

8

18

10.

Телепрограммы. Проекты телестудии «Cinema».

29

30

59

11.

Творческие командировки в редакции СМИ и телекомпании Нижневартовска.

2

3

5

12.

Подготовка и защита реферата о любом СМИ нашего города.

2

3

5

13.

Подготовка и защита индивидуального творческого проекта.

(Клип, репортаж, расследование и т.д…)

23

28

51

14.

Конкурсный показ, итоговое занятие.

3

3

Всего часов:

103

107

210

Содержание программы:

  • История возникновения и развития СМИ: письменность, глашатаи, ораторы и т.д.  СМИ. Разнообразные виды и формы. 
  • Газета: листовки, боевые листы, газеты – молнии, фотогазеты, стенгазеты, стенды с информацией и т.д. Радио: колхозное, школьное, в детских лагерях, областное.
  • Телевидение: телевизор «КВН», кабельные, государственное, всемирная связь, кинотеатры, видеобары. Интернет. 
  • СМИ. Особенности работы в разных СМИ.  Практическое занятие. СМИ – деловая игра.
  • Редакция. Творческие командировки в редакции СМИ. Командировки по микрогруппам. Цель – узнать о работе редакции, как единого коллектива творческих людей, создающих одно общее дело. Подготовка и написание творческого отчета. 
  • Редакция. Основные обязанности.  Подведение итогов творческих отчетов. Штат редакции: кто за что отвечает.    

      Правила КТД.

  • Телевидение. История ТВ. История развития телевидения в мире (особенности развития российского телевидения). Останкинская и Шабаловская телебашни. Популярные программы. Популярные телеведущие. 
  •  Самостоятельная итоговая работа. Защита реферата.   Защита творческого реферата о любом СМИ Нижневартовска. 
  • Журналист. Юридические аспекты профессии. Общие положения закона о СМИ и других нормативных актов.  Журналистская этика.  Внешний вид, речь, широкий кругозор, культура поведения и манера общения. Нужны ли знания психологии журналисту? 
  • Информация. Методы сбора.  Наблюдения, документы, беседы, сплетни, слухи, интервью, другие СМИ – источники информации. 

 Информация. Объективность.  Понятия «объективность»  и «субъективность». Сбор, сравнение и обработка не менее трех источников. Личное отношение к данной информации. 

  • Информация. Новость – основа информационного потока.  Основные задачи – выработать любопытство во взгляде на «мир» у воспитанников. Регулярный поиск новостей. Создание «банка новостей». Практическая часть – игра «Раздуть из мухи слона». 
  •  Информация. Интервью. Виды и основные понятия.    Вид: портрет, сообщение, мнение. Цели интервью: мотив действия журналиста. Подготовка вопросов (использование разнообразных вопросов по форме и по функциям).
  • Структура интервью (последовательность вопросов с учетом ситуации и характера собеседника). «Атрибутика» интервью (знакомство, благодарность за беседу). Отчего зависят успехи интервью – место проведения, симпатии к респонденту, возраст, пол, социальная принадлежность. 
  • Информация. Журналистское расследование.  Рождение идей, поиск темы. Изучение материалов. Сбор досье на «объект». Место поиска. Методы расследования. План действий.  Самостоятельная работа. Доклад о результатах журналистского расследования. Анализ проделанной работы. 
  • Тема. Многообразие тем.  Поиск темы, ее актуальность. Личный интерес. Поиск материала и героя, олицетворяющего тему. 
  • Тема. Мотив действия журналиста. Идея сюжета. Цели и задачи. Сверхидея и сверхзадача. На кого ориентирован сюжет.  Строение сюжета.  Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка – построение графика сюжета. 
  • Телесценарий. Функции, свойства и требования  Специфика функционирования сценария в телевизионном процессе. Отличие телесценария от кинематографического. Требования к телесценарию: идея, время, герои, место. 
  • Сценарный план.  Понятие «сценарный план». Обоснования необходимости данного сценария, действующих лиц, видео и аудиоряда – составляющие сценарного плана.
  • Жанры в телевизионной журналистике. Основные понятия.  Многообразие жанров в литературе, СМИ. Специфика телевизионных жанров. Основные характеристики.  Характеристики художественного и публицистического жанров (очерк, эссе,  памфлет, сатира).
  • Аналитические жанры.  Комментарий, рецензия, корреспонденция, беседа, ток – шоу, обзор – типы аналитических жанров. Просмотр разножанровых телепрограмм. 
  • Телепрограмма. Основные виды и понятия.  Виды телепрограмм: информационная, аналитическая (информационно-аналитическая), развлекательная, познавательная, музыкальная, публицистическая. 
  • Телеведущий. Работа с микрофоном и перед камерой.   Практическое занятие. Анализ работы и исправление ошибок. 
  • Телеведущий. Имидж телевизионного журналиста.  Понятие «имидж». Имиджмейкер. Поведенческий аспект.   Правила поведения телеведущего перед камерой и микрофоном. Его внешний вид и манеры.  Телеведущий. Речь ведущего.   Выразительные средства русского языка: синонимы, метафоры, синекдохи, сравнения, эпитеты. Речевые ошибки. Тавтология, паронимия, речевая недостаточность, речевая избыточность. Слова – паразиты. Междометия – паразиты. Жестикуляция и артикуляция. 
  • Самостоятельная итоговая работа. Собственный сюжет.  Разработка темы, защита сценарного плана собственного сюжета. Основы  видео технического обеспечения (начальные знания  видеотехники, основы видеосъёмки и видеомонтажа). Возможности видеокамеры.  Проекционная аппаратура. Получение учащимися знаний и навыков по грамотной и безопасной эксплуатации киносъёмочной техники (инструкция по технике безопасности).
  • Изучение специфики киноизображения, композиционных построений и приёмов освещения при построении движущегося, динамичного киноизображения, снимаемого в расчете на последующий монтаж. Съемки под монтаж, точки съемок. Свет в студии, на портрете и натюрморте.
  • Выразительные средства экрана. Слово и изображение. Звук и музыка.  Понятие «видеоряд» и «аудиоряд». Отличительные черты видеоряда от интернетовской продукции. Сочетаемость видео и аудиоряда. Успешный видеоряд - 70% успеха. Игра «От   великого немого к звуковому». 
  • План.   Понятие «план» в телевизионном мире. Характеристики плана: общий, средний, крупный. Порядок чередование планов в информационном сюжете. 
  • Синхроны, их значение и особенности в разных жанрах. Стенд-ап.
  • Выразительные средства экрана. Золотое сечение.  Основные понятия золотого сечения. Процентное соотношение информации по интересам. Структура телевизионного сообщения. Ритм. 
  •  Осваиваем Sony Vegas. Установка, настройка. Интерфейс программы. Элементы управления.
  •  Захват видео, элементарный монтаж.
  • Переходы, эффекты, рендеринг. Видео-фильтры, аудио фильтры.
  • Видео-форматы, различие, стандарты. Установки видео-проекта.
  • Телепрограмма. Проекты Телестудии (в ходе учебного года их много, согласно тематике проведённых общешкольных мероприятий).
  • Итоги года. Показ собственного сюжета (ролика, фильма, репортажа).Список литературы:
  1. Алексеева М.И. Практикум по редактированию телевизионных передач. МГУ, 1970.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Книги 1 и 2.- Казань, «Издательство Казанского университета», 1996-98 г.г. 
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: «Искусство», 1979 
  4. Богомолова Н. Социальная психология печати, радио и ТВ.- М., 1991 
  5. Борецкий Р. Телевизионная программа. – М., 1967.
  6. Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. _М., 1990.
  7. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М.: «Искусство», 1987 
  8. Гуревич П.С. Приключение имиджа. - М.: «Искусство», 1991 
  9. Дмитриев Л.А. Искусство информации. М., 1996.
  10. Дмитриев Л.А. Телевизионные жанры. М., 1991.
  11. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования в 2-х книгах. Оренбург, 2001 
  12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: «Аспент – пресс», 2001 
  13. Муратов С. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. - М.: «Искусство», 1983 
  14. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
  15. Отт У. Телевизионное знакомство. - М.: «Искусство», 1989 
  16. Саппак В.С. Телевидение и мы. – М., 1988.
  17. Сборник авторских образовательных программ – лауреатов 3 Всероссийского конкурса //
  18. Учебная программа «Основы телевизионной журналистики» (Ж.Н. Рычкова). – М., 1999 
  19. Светана С.В. Телевизионная речь. МГУ, 1976.
  20. Телевизионная журналистика. Учебник под ред Г.В.Кузнецова, МГУ, 1994.
  21. Телевизионный сценарий. – М., 1975.
  22. Цвик В. Телевидение: системные характеристики. – М., 1999.
  23. Шаболовка, 53. Страницы истории телевидения. – М., 1988.
  24. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. - М.: «Искусство» 1983 



Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей»

Класс:6а, 6б, 6в

Составитель: Соколкина Ольга Павловна

МБОУ «СШ№10»

Пояснительная записка

В настоящее время считается, что динамика развития каждой страны, экономический рост и обороноспособность существенно зависят от общего интеллектуального и творческого уровня населения.

Рабочая программа курса "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе.

Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является: умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам образования, в которых важная роль отводится формированию универсальных (метапредметных) учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов личности.

Цель реализации программы - обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

Основными задачами курса являются:

−        развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);

−        развитие пространственных представлений;

−        формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);

−        развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);

−        развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;

−        развитие креативности.

Требования к уровню подготовки.

Школьники обязаны знать:

  •                 основные части компьютера и их назначение;
  •                 последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.

Школьники должны уметь:

Комплекс Понимание: Понятийное мышление:

  •                 умение выделять существенные признаки понятий,
  •                 уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,
  •                 развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,
  •                 умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,
  •                 способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки,
  •                 достаточность уровня обобщения,
  •                 способность к абстрагированию.

Комплекс  Развитие памяти:

  •                 увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,
  •                 увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,
  •                 развитие ассоциативной памяти,
  •                 увеличение количества запоминаемых фигурок,
  •                 увеличение количества запоминаемых картинок,
  •                 увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,
  •                 увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

Комплекс Развития быстрого чтения.

  •                 регулярная диагностики навыков чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения),
  •                 систематическая работа обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции,
  •                 исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух,
  •                 совершенствование памяти обучающихся

Планируемые результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.  

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению,

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- навыки смыслового чтения;

- компетентность в области использования ИКТ.

Настоящая программа кружка рассчитана на один год. Занятия проводятся по 1 часа в неделю. Общий объем 35 часов.

Предлагаемый курс обучения CИРС адресован учащимся 6-х классов.

Учебно-методические пособия

  •         Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
  •         Методическое пособие «Электронное учебное пособие по развитию мышления старших дошкольников и школьников младших классов» Бурова А.Н., Калашникова Д.Г. и др.
  •         Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н., Майорова Е.Г.

                Методическое пособие «Развитие понятийного мышления».

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

Фактически

«Система развития наглядно-образного и творческого мышления»

1

Техника безопасности. Регистрация в программе.

Беседа

1

2

Развитие памяти. Запоминание цветов. Диагностика. 

Беседа, лабораторная работа

0,5

0,5

3-4

Развитие памяти. Запоминание цветов.

Беседа, лабораторная работа

2

5

Развитие памяти.

Запоминание «цифры».

Диагностика

Беседа, лабораторная работа

0,5

0,5

6-7

Развитие памяти.

Запоминание «цифры».

Лабораторная работа

2

«Пространственное мышление»

8

Подсистема «Пространственное воображение»

Тренажер «Лабиринты»

Беседа, лабораторная работа

0,5

0,5

9-11

Подсистема «Пространственное воображение»

Тренинг «Кубики»

Беседа, лабораторная работа

0,5

2,5

12-13

Тренинг «Пространственное воображение»

Тренинг «Распознавание букв»

Беседа, лабораторная работа

0,5

1,5

14-16

Тренинг «Пространственное воображение»

Тренинг «Плоские буквы»

Беседа, лабораторная работа

0,5

2,5

«Система развития наглядно-образного и творческого мышления»

17-18

Тренинги «Развитие памяти».

Тренинг «Порядок слов»

Беседа, лабораторная работа

0,5

1,5

19

Картинки в клетках.3*3

Беседа, лабораторная работа

0,5

0,5

20

Картинки в клетках.4*4

Лабораторная работа

1

21

Картинки в клетках.5*5

Лабораторная работа

1

22

Картинки в клетках.6*6

Лабораторная работа

1

Быстрое чтение

23

Быстрое чтение. Диагностика.

Беседа, лабораторная работа

0,5

0,5

24

Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб»

Лабораторная работа

1

25

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 1.

Лабораторная работа

1

26

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 2.

Лабораторная работа

1

27

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 3.

Лабораторная работа

1

28

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 4.

Лабораторная работа

1

29

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 5.

Лабораторная работа

1

30

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 6.

Лабораторная работа

1

31

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 7.

Лабораторная работа

1

32-

33

Г.Демыкина и Г.Балл «Сказки городка жур-жур», часть 8.

Лабораторная работа

2

34-35

Подведение итогов

Беседа

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...