Музыка и математика в дошкольном возрасте
консультация по музыке
Учеными доказано, что музыка и математика взаимосвязаны. Еще древнегреческий филосов математик Пифагор называл музыку и математику сестрами. Замечено, что если ребенок понимает и увлекается музыкой, то он хорошо разбирается в математике и наоборот.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конечно, понять весь глубинный, философский смысл связи музыки и математики достаточно сложно и, пожалуй, невозможно маленькому ребенку. Но почувствовать это интуитивно (как это почувствовали наши далекие предки), наверное, возможно, но при условии, что дети будут слушать по-настоящему художественную музыку (а не современный электронный суррогат), будут исследовать, самостоятельно осваивать мир звуков и различные виды музыкальной деятельности. Тогда они почувствуют и увидят, что звуки бывают короткими и длинными, их бывает много и мало.
Итак, попробуем найти формы жизни и деятельности детей, в которых число и для них станет выраженным и пережитым.
. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Математическими понятиями изобилует наша речь: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая и т.д. Эти термины очень рано входят в детский обиход, и к четырем годам у дошкольников уже есть некоторый "багаж” элементарных математических представлений, который необходимо обобщить, систематизировать.
Основой математических знаний является счет. Самый яркий пример образца счета в ряду художественных средств обучения, традиционно использовавшихся в педагогике, - считалки. Уже само их название говорит о принадлежности к математике, а появление в обиходе детей – об их необходимости дошкольнику. Именно поэтому они становятся первыми произведениями художественного творчества, с которыми знакомятся дети на занятиях, посвященных формированию элементарных математических представлений, ибо в считалках числа встречаются в изобилии и имеют весьма важное значение
Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка, например «1.2.3.4.5. вышел зайчик погулять», «Вышли мыши как-то раз посмотреть, который час»
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Музыкальные молоточки”, " "Птички и птенчики”, "Три медведя”, и т.п)..). Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний соответствующей науки, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности
Все это поможет ребенку познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира- вся история научного знания свидетельствует о том, что истина дается только тем, кто способен видеть ее красоту
А теперь докажем, что математика и музыка – сестры. Возьмем, к примеру, музыкальную игру «Чей кружок скорее соберется» по3, по 4, по 5. и т.д .Следующая игра «Сколько нас поет». Далее: «Мы идем, мы идем, звонко песенку поем» Или танец «Вперед 4 шага», а песня «Мы – солдаты», «Бравые солдаты» (припев)
А при разучивании танцев, хороводов всегда используем счет, например: движение в круг, из круга (1.2.3.4. и назад) далее 2хлопка слева, 2 справа и т.д. Можно привести множество примеров и доказать, что музыка и математика взаимосвязаны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-80271-1487422168.jpg)
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Обучение через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-77539-1444583918.jpg)
Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...
Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-низкое,...
«Играем с классикой: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации для воспитателей и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1011691-1520762249.jpg)
Конспект развития по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" ("Музыка") "Музыка чувашских композиторов" для детей старшего дошкольного возраста.
В даном конспекте по музыкальной деятельности раскрывается тема воспитания уважения к традициям своего народа, формирования устойчивого и уважительного отношение к ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-1037775-1526586166.jpg)
Конспект ООД по ФЭМП «Театр на ладошке. Веселая математика» (младший дошкольный возраст)
Данная организованная образовательная деятельность поможет воспитателю интересно провести занятие, используя театрализованную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-758377-1456175712.jpg)
Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».
В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....