статья "Организация летнего отдыха в дошкольных образовательных учреждениях в летний период"
статья

Морозова Юлия Николаевна

Организации эколого-оздоровительного, физкультурного досуга для детей в летний период в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация летнего отдыха в дошкольных образовательных учреждениях в летний период

Т. И. Фролова, Л. С. Сулимова, Ю. Н. Морозова, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 4» Нижегородская область, г. Арзамас

Вот и наступило долгожданное лето! Время, дарующее нам тепло, а вместе с ним замечательную возможность радостного общения с природой. Солнцем укрепляющее, витаминами питающее, водой закаляющее лето – бесценный подарок природы нам. В хорошую погоду большую часть времени ребенок проводит на свежем воздухе. Только в дошкольном возрасте дети способны так непосредственно и искренне радоваться совершенству и гармонии природных форм. Природный объект наделяется ребенком новой, подвластной лишь его внутреннему замыслу жизнью.

Летом число занятий в зале меньше, в режиме дня преобладает активная физическая деятельность, проводимая на открытом воздухе, появляется возможность наиболее эффективно использовать силы природы. В дошкольном учреждении оздоровительной работе отводится особое место: физкультурные и эколого-оздоровительные занятия включают знакомство с дарами природы, дыхательные гимнастики проводятся на свежем воздухе, упражнения – с применением естественных снарядов (деревья, пеньки, ветки). Кроме того, в большинстве случаев, в силу ряда причин, в том числе экономического характера, многие родители не могут способствовать организации для детей полноценного летнего отдыха, в связи с чем эта задача может быть решаема с посильным участием детских садов.

В рамках этой работы эколого-оздоровительные мероприятия (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в дошкольных учреждениях в летние месяцы должны проводиться еженедельно. Основой построения данного комплекса является ориентирование на индивидуальные физические возможности каждого ребенка, дозированное увеличение нагрузок с учетом характера заболевания, группы здоровья. Длительное пребывание на открытом воздухе, многообразная двигательная деятельность детей способствуют укреплению здоровья, совершенствованию физических умений и навыков, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации уделить большое внимание планированию, которое обсуждается педагогическим коллективом и утверждается заведующим детского сада. Затем приступают к разработке сценариев физкультурных досугов, праздников и дней здоровья, содержание которых основывается на программно-методических требованиях,

предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию воспитанников, и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности участников.

В содержание эколого-оздоровительных досугов с физкультурной направленностью, продолжительность которых зависит от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, рекомендуется включать упражнения, освоенные воспитанниками на физкультурных занятиях, где можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы). Всё это способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Физкультурные праздники – это своеобразная форма показа достижений воспитанников в различных видах физических упражнений и проявление двигательных и психологических качеств, экологических знаний. На мероприятиях используются не только двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т. п. При планировании следует предусматривать такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности воспитанников. При этом нельзя допускать монотонности и скуки, движения и игры должны доставлять детям удовольствие. Наблюдая за поведение животных и анализируя его, дети понимают необходимость быть выносливыми, ловкими, сильными, быстрыми; подражая им, приобретают более стойкие навыки выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, получают азы мышечного расслабления и глубокого дыхания. Желательно заранее продумать формы поощрения воспитанников, при этом лучше всего в воспитательном отношении считаются коллективные награды.

День здоровья характеризуется тем, что режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью. Следует организовать и провести несложные спортивные соревнования, туристические походы, физкультурный праздник или досуг. Обычно в этот день воспитанникам сообщают те или иные гигиенические знания в театрализованной форме. Кроме того, в форме игры закрепляются гигиенические навыки.

При организации эколого-оздоровительного, физкультурного досуга, праздника, Дня здоровья для улучшения эмоционального фона рекомендуется в соответствии с содержанием красочное, яркое оформление того места, где будет проведено мероприятие (спортивного зала или площадки), а также использование музыки, соблюдение некоторых ритуалов (например, предс- тавления участников, приветствия командами друг друга и зрителей, и т. п.)

Подготовка к участию в таких мероприятиях проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на экологическую тематику и их закрепление во время прогулок и утренней гимнастики; ознакомление детей с явлениями окружающего мира, его

законами. Проведение бесед о здоровье, воспитание культурно-гигиенических навыков способствуют пониманию того, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Некоторые игры, эстафеты, а также несложные по структуре упражнения, могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.

Предлагаем вашему вниманию сценарий спортивных досугов для младших групп, проведённых на базе дошкольного учреждения №4 г. Арзамаса.

Конспект спортивного досуга «Мы за солнышком шагаем!»

Цели: закрепить упражнения с мячом, создать положительные эмоции у детей.

На площадке звучит весёлая музыка, Петрушка встречает детей.

Петрушка: Здравствуйте, ребятки! Давайте знакомиться! Я – веселый и заводной, сказочный герой – Петрушка!

Ой, слышите, кто-плачет. Да это маленький цыпленок. Знаете, почему он такой грустный? Вот что случилось: проснулся сегодня Цыпленок, видит, все темно вокруг. Испугался, запищал, ничего не поймет. Оказывается, Солнышко исчезло, а может оно спит и не хочет просыпаться? Давайте поможем Цыпленку найти Солнышко!

Нету Солнца на заре, спряталось оно в траве. Мы за солнышком идём, сто друзей себе найдём.

Дети идут за Петрушкой по кругу.

Петрушка: Мы шагаем, мы шагаем прямо по дорожке, Хорошенько поднимаем выше, выше ножки.

Ходьба с высоким подниманием колена.

Петрушка: Побежали, побежали. Вот и на полянку прибежали!

Бег по кругу.

Петрушка: На полянке расцвели белые ромашки, Голубые васильки, розовые кашки.

Все цветочки улыбнулись, прямо к солнцу потянулись.

Дети поднимаются на носки, тянут руки вверх, в руках – бумажные цветы – ромашки и васильки).

Петрушка: На пути крутая горка. Эй, шагай смелей, Егорка!

Ходьба по гимнастическим скамейкам.

Петрушка: Посмотрите, какой милый лягушонок. Мы с ним попрыгаем и встанем. Может солнышко достанем!

Прыжки на двух ногах на месте.

Петрушка: А вот веселые и озорные поросята. Кувыркаются в зеленой травке, нежатся в лужах, устраивают соревнования.

Организуется соревнование «Кто дальше бросит шишку?» фронтальным способом.

Петрушка: Яркий мячик, круглый мячик. Вот как весело он скачет.

Очень мячик шустрый, потому что круглый.

Дети берут мячи, бросают их и догоняют.

Петрушка: Идет бычок, качается, мычит и бодается.

Наклоны вправо – влево, вперед – назад.

Петрушка: Прибежала Мышка в гости, веселиться с нами хочет.

Ну, ребята, выходите, нашу мышку догоните.

Дети догоняют мышку, она убегает. Затем, мышка догоняет детей. (Воспитатель бегает, держа в руках мышку – игрушку.)

Петрушка: И собачка прибежала, с нами весело играла.

Перешагивание через предметы (небольшие круглые или квадратные модули).

Петрушка: Посмотрите-ка, ребята, тучка появилась, дождиком пролилась!

Прыжки и ходьба на месте под песню «Злую тучку наказали» Петрушка: Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… Прилетай, Ветер, и прогони злую тучку!

 Подвижная игра «Ветерок».

Петрушка: Побежали, побежали. Вот и на дорожку прибежали!

Бег по кругу.

Петрушка: Мы шагаем, мы шагаем прямо по дорожке, Хорошенько поднимаем ножки.

Ходьба с подниманием колена по массажным дорожкам.

Петрушка: Мы шли, шли, шли. Прямо к солнышку пришли!

 Игра малой подвижности «Есть у солнышка друзья».

Петрушка:        А        теперь,        ребятки,        закройте        глаза,        а        солнышко        своими лучиками погладит по головке тех детей, которые хорошо занимались.

Дети закрывают глаза. Воспитатель гладит по голове каждого ребёнка и достаёт корзинку с шоколадом. Дети открывают глаза.

Петрушка: За старанье и уменье, солнышко приготовило вам сладкое угощение!

Вот, Цыпленок, нашли мы Солнышко, и друзей для тебя. Не грусти и не скучай, всех нас в гости приглашай!

Конспект спортивного досуга

«Мой весёлый звонкий мяч»

Цель. Развивать у детей выносливость, мышечную силу, ловкость. Упражнять детей в выполнении движений с мячом: передавать мяч друг другу, поворачиваясь, двумя руками. Прыгать ритмично на месте на двух ногах. Действовать по сигналу, бросать мяч как можно дальше. Бросать мяч двумя руками снизу.

Предварительная работа. Разучивание упражнений с мячом на занятиях, прогулке.

Материал. игрушка Зайка (талисман олимпийских игр в Сочи 2014), резиновые мячи среднего диаметра, мяч большого диаметра.

 Ход

Воспитатель. Посмотрите, дети, кто сегодня пришёл к нам в гости?!

(показывает детям Зайку). Дети здороваются с Зайкой.

Зайка: Здравствуйте, здравствуйте

Здравствуйте, ребятки! Постарайтесь отгадать Поскорей загадку:

Ростом мал, да удал, От меня ускакал, Хоть надут он всегда

С ним не скучно никогда. Дети. Мячик!

Зайка: Ну конечно, это мячик, Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет, Чтоб с мячом нам поиграть,

В круг быстрее надо встать.

Игра «Клубочки»

Где любимые игрушки? Ты наш мячик поскачи, И котяток разбуди!

(Ребята-котята        катают        мяч        подталкивая        его        головой        вперед        и передвигаясь на четвереньках).

Подвижная игра «Бери мяч»

(Передавать мяч, поворачиваясь, двумя руками; постепенно увеличивая темп).

Игра «Мой весёлый звонкий мяч».

Вот какой, вот какой Мячик пёстрый озорной Никогда не плачет

По дорожке скачет.

(Прыгать ритмично на месте на двух ногах; разбегаться после окончания слов).

Зайка: Станем дальше мы играть, Будем мячики бросать,

Будем мячики бросать, А потом их догонять. Игра «Брось и догони»

(Действовать по сигналу, бросать мяч как можно дальше).

Зайка: Чтобы дальше нам играть Нужно в круг быстрее встать.

Игра «Лови мяч»

(Бросать мяч двумя руками снизу).

Зайка: Молодцы, ребятки! Ловкие и смелые Дружные, весёлые Быстрые, умелые.

- За старанье и уменье я приготовил вам вкусное и полезное угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения подготовлена Центром аттестации раб...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.

  Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического  развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план...

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...