Программа работа с портфолио 7 кл.
рабочая программа

Барабанова Екатерина Викторовна

Программа  работа с портфолио 7 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rabota_s_portfolio_7_kl.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Тазовская школа-интернат среднего общего образования

                

 

               Рассмотрено                              Согласовано                                        «Утверждаю»

               Руководитель МО                     Заместитель директора                      Директор МОУ ТШИ

               _____//___________                  по УВР _____________                      Зятев И.А.

               ФИО _____________                ФИО________________                     ____________________

               Протокол № __ от                     «___»__________2019 г.                    Приказ №_____ от

               «___»__________2019 г.                                                                         «___»__________2019 г.  

                                                                                                                         

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Работа с портфолио»

для учащихся 7-х классов

педагога-психолога

Барабановой Екатерины Викторовны

без категории

2019 – 2020 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".

Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.

Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем  выпускника) школы.

Программа разработана учителем русского языка Прохоровской Н.Ю. в 2013 году,  г.Кингисепп.

Цели реализации программы

Создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.

Задачами реализации программы курса внеурочной деятельности являются:

  1. Формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
  2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  3. Развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентации
  4. Создавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  5. Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
  6. Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МКОУ Тазовской школы - интернат среднего общего образования отводит 70 часов в год  (2 часа в неделю, 35 учебных недель)  для внеурочной деятельности «Работа с портфолио» в 7 классах на этапе среднего общего образования. 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ.

Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.

Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Формы организации образовательного процесса

Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы.  Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Каждое занятие выстроено в логике системно-деятельностного подхода, содержит материал для изучения, заданий различного характера, тренинги, тесты, проблемные вопросы и задания, предполагающие работу индивидуально, в парах и группах, алгоритм выполнения заданий, так же в процессе изучения данного курса используются деловые игры, метод мозгового штурма.

В программе работы: индивидуальные занятия; занятия в группах,  практическая работа, заполнение папки «Портфолио», участие в конкурсах.

 Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.

Основные принципы организации учебной деятельности учащихся при освоении программы курса внеурочной деятельности «Работа с портфолио»:

  • Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
  • Принцип гумманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  • Принцип опоры.  Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  • Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  • Принцип успешности. Взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. В связи с тем, что программа курса не предусматривает оценочной системы, очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Виды контроля

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся), анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. Для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения курса.

У обучающегося будут сформированы:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
  • умение работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения самостоятельно мотивировать, планировать, организовывать и анализировать свою внеклассную деятельность;
  • способности выбора решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
  • способности понимания и реализации себя как субъекта, способного к творческому изменению, самосозиданию.

Метапредметные результаты освоения курса.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителями ставить

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

  • работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы);
  • использовать различные приемы запоминания, в зависимости от информации;
  • осуществлять запись выборочной информации различными способами, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернета;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

  • общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • презентовать результаты своей деятельности перед аудиторией;
  • адекватно использовать коммуникативные  средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации используя, в том числе средства и инструменты ИКТ  и дистанционного общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы,  формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать  собственную позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Работа с портфолио» учащиеся научатся:

  • совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
  • уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.;
  • уметь анализировать собственные результаты,  находить пути усовершенствования своих пробелов;
  • уметь систематизировать информацию и раскладывать документы (творч. работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки «Портфолио»;
  • взаимодействовать в группе.

Обучающие получат возможность научиться следующему:

  • Использовать некоторые приемы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность;
  • Эффективно использовать приемы запоминания различной информации.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела
программы

Кол-во
часов

1

Портфолио как  способ саморазвития ученика

6

2

Кто я? Какой я?

12

3

Жизненные цели человека

6

4

Саморазвитие человека

14

5

Учебная деятельность подростка

8

6

Внеурочная деятельность

14

7

Публичное выступление

10

Всего:

70 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела
программы

Тема занятия

Кол-во
часов

Аудиторное

/внеаудиторное занятие

1

Портфолио как способ саморазвития ученика

Что такое портфолио?

Виды портфолио.

2

аудиторное

Разделы портфолио.

Структура портфолио.

2

аудиторное

Правила оформления.

Создание разделов папки «Портфолио».

2

аудиторное

2

Кто я? Какой я?

Мой портрет.

Заполнение 1-ой странички портфолио.

2

аудиторное

Кто я?

Какой я? (Тест)

2

аудиторное

Я в обществе.

Осознание себя как личности.

2

аудиторное

Я и мой класс.

Я – часть моего класса.

2

внеаудиторное

Я и моя школа.

Я – часть моей школы.

2

внеаудиторное

Я и мои близкие.

Я и моя семья.

2

внеаудиторное

3

Жизненные цели человека

Зачем нужна цель в жизни?

Что нужно человеку, чтобы достичь своей цели в жизни?

2

аудиторное

Я и моё будущее.

Каким я вижу своё будущее.

2

аудиторное

К чему я стремлюсь сегодня

(Самоанализ собственных планов и интересов)

2

аудиторное

4

Саморазвитие человека

Что такое саморазвитие человека?

Саморазвитие своей личности.

2

аудиторное

Что такое самостоятельность?

Тест «Насколько я самостоятелен»

2

аудиторное

Что такое ответственность?

Тест «Ответственный ли я человек»

2

аудиторное

Что такое самооценка?

Тест «Самооценка личности»

2

аудиторное

Что такое самоанализ?

Мой самоанализ.

2

аудиторное

Что такое характер?

Как влияет характер человека на его саморазвитие.

2

аудиторное

Как сформировать свой характер?

Понимаю свой характер

2

аудиторное

5

Учебная деятельность подростка

Моя учёба.

Учёба – моя работа.

2

аудиторное

Я и школа.

Я в школе.

2

внеаудиторное

Почему на уроках бывает скучно?

Правильный урок.

2

аудиторное

Зачем домашнее задание?

Как я готовлю домашнее задание.

2

внеаудиторное

6

Внеурочная деятельность

Что такое внеурочная деятельность?

Моя внеурочная деятельность.

2

аудиторное

Что такое хобби?

Моё хобби.

2

внеаудиторное

Мои интересы.

Как управлять своими интересами?

2

аудиторное

Активная деятельность и активный отдых

2

внеаудиторное

Здоровый образ жизни.  

Тест «Моё здоровье».

2

аудиторное

Режим дня.

Мой режим дня.

2

аудиторное

Негативная роль вредных привычек.

Последствия вредных привычек.

2

внеаудиторное

7

Публичное выступление

Публичное выступление.

Как подготовить публичное выступление.

2

внеаудиторное

Как справиться со стрессом при публичном выступлении?

План презентации своего портфолио.

2

внеаудиторное

Работа в программе Microsoft PowerPoint.

Подготовка презентации своего портфолио.

2

внеаудиторное

Презентация своего портфолио.

2

внеаудиторное

Итоговое занятие.

2

аудиторное

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для педагога:

  1. Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
  2. Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.

Для учащихся:

  1. Личностный портфель школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Компьютерная программа «Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» Серия «Административное управление образовательным учреждением». Изд-во «Учитель». 2012.  
  2. Интернет-материалы
  3. Компьютер
  4. Проектор
  5. Фотоаппарат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)

Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...

Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.

                                      СодержаниеРаздел I. Мой портрет         ...

Портфолио педагога.Структура портфолио.

Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»

Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...