Моя педагогическая философия
статья

Михайлова Татьяна Сергеевна

У каждого педагога  свой взгляд на профессию.  А это моя педагогическая философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая философия

учителя истории и обществознания НРМОБУ «Салымская СОШ №1»                                                                                        Нефтеюганского  района Тюменской области ХМАО - Югра

Михайловой Татьяны Сергеевны

февраль 2011 г.

                                                                                    «Учитель воспитывает своей личностью,

своим  знанием, 

своим отношением к миру»

                                                                                                                          Д.С.Лихачев

                 Вновь и вновь я возвращаюсь к далёкой из детства картине, которую отчетливо сохраняет моя память.  Мне лет 5или 6. Зимний день, снег валит огромными хлопьями. Нам  с папой   очень весело:  играем в снежки, лепим снеговика, и вдруг он, подбросив меня, говорит: «А Танюшка у нас будет учительницей!» Эти пророческие слова определили  мою дальнейшую судьбу: вот уже более 20 лет я не работаю в школе, а живу  школой и постоянно задаю себе вопрос: «Почему так  легко и просто определилась моя профессия»?

Я благодарна судьбе, что нашла свое призвание, утвердилась в нем – это огромное счастье.  Сколько было звонков и уроков в моей жизни, трудно сосчитать.  Я  даю уроки  ученикам, а они преподносят уроки мне.  Так и  родилась моя педагогическая философия, собственные соображения и выводы по поводу воспитания и обучения  детей в реальной жизни и реальных условиях. Результатом стала своеобразная формула «6 С»:

                 

       

        Итак, С1 - Сопровождение. 

Не давать готовых истин, а разбудить мысль ученика и  сопровождать его в поиске истины. Ведь эффективным образование может быть лишь при максимальной активности учащихся, когда они могут выразить свои мысли, вступить в дискуссию, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в огромном потоке информации, самостоятельно её добывать.  

        С2 - Самореализация.

Результатом станет активная личность, стремящаяся к самореализации. Соглашусь со словами Н. Г. Чернышевского «Если наши дети, хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать  образование самостоятельными занятиями». Не нужно навязывать ученику верное решение, надо дать возможность пробовать, искать, ошибаться. Ребёнок больше радуется тому и  лучше усваивает то, что открывает сам.

         С3 - Самосовершенствование.

Развиваться  и учиться чему-то новому вместе с детьми.   Мастерство учителя не случайная удача, а каждодневный, кропотливый поиск и труд, порой с падениями, минутами отчаяния. Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно расти. Учитель, который остановился в своём росте, становится скучным и неинтересным ученику. Только высоко  образованный учитель может повести ученика за собой, только увлеченный учитель может заинтересовать своим делом.    

С4 - Саморазвитие. 

Задача учителя - создать условия для саморазвития ребёнка.  Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель должен помочь раскрыться каждому ребёнку. Моё глубокое убеждение:  «Нет неспособных учеников, есть слепые и глухие взрослые, которые не дают шанса ребёнку раскрыть свои способности». Необходимо увидеть, разглядеть и  помочь воспитаннику найти своё «Я». Руководствуюсь правилом: «Ребёнок – неоткрытая звезда. Открой её. Сделай так, чтобы она ярче сияла».   Неуверенные в себе дети есть практически в каждом классе.  Помоги обрести веру в себя, в свои силы, возможности. Не забывай, что у каждого  должен быть свой, пусть и маленький успех.  Помоги  достичь такого успеха. А будет успех – появится и вера в свои силы. Успех ученика – это и успех учителя. В  фильме «Хозяйка детского дома» героиня Натальи Гундаревой, проработав много лет с детьми, сказала, что когда входит новый ребёнок, то весь опыт можно выбросить в «мусорную корзину». Я задумалась: «А почему»?  И ответила: «Не бывает похожих детей – у каждого свой мир, свой характер, свои взгляды, мысли, чувства, радости, тревоги, интересы. Любой ребенок неповторим, и необходимо найти подход к  каждому, ибо -  это целая Вселенная. которую познаешь заново.  

      Духовно-нравственное саморазвитие педагога способствует совместному движению к моральным ценностям. Учитель богат не только силой своих знаний, силой своих убеждений, но и силой своей любви к детям, силой своего доверия, силой своего прощения.   Есть такое выражение: «Поговорил, что родниковой воды испил».  Да, при разговоре с добрым человеком становится радостно на душе, легко, спокойно. Рядом с детьми не должно быть учителя, от разговора с которым ученику не становится легче, спокойнее, увереннее.

          С5 - Сотворчество. 

Только в процессе сотворчества педагога и воспитанника можно получить нужный современному обществу образовательный результат. За годы моей работы в школе  изменилась и страна,  и  школа: альтернативные образовательные системы  и учебники, альтернативные технологии и методики обучения. Изменились и  дети:  новое поколение с новой системой ценностей, личной философией, планетарным  мышлением – все это требует постоянного поиска наиболее эффективных средств, приемов обучения и воспитания. Творчество - немаловажная деталь нашей работы:  необходимо быть самому творцом и учить  детей  неординарному подходу в решении любого вопроса. Такие люди быстрее адаптируются в обществе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Значит, моя задача – не убить, а освободить, раскрыть творческую, мыслящую личность.    

           С6 - Сотрудничество.

Существенно изменилась и роль педагога. Современный учитель должен быть готов работать с некоторым опережением времени, чтобы духовно вести за собой молодое поколение. Важно быть для ребёнка  соратником и помощником, союзником и единомышленником,  товарищем и другом. Сотрудничество – естественная и необходимая форма взаимодействия в процессе познания.  Не менее важно быть не выше ребёнка, а рядом с ним, уважать личность в своих учениках, тогда и сам учитель станет любим и уважаем.

          Формула «6  С» - мой профессиональный Кодекс.

Его верность подтверждает В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель – это,  прежде всего,  человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком».

И я как педагог стремлюсь сохранить в себе душу ребенка и сделать все, чтобы мои воспитанники стали достойными Будущего страны.  Хочу видеть в моих учениках настоящих патриотов своей Родины. А будет  ли таким чистым «Завтра»  России, во многом зависит от меня – Учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...