Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
план-конспект

Галиева Сария Николаевна

Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум45.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  №2» 628260, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Мира ул., д. 85, г. Югорск; Галиева Сария Николаевна, учитель начальных классов, Юрьева Анжелика Викторовна, учитель-логопед

ФИО педагогов: Галиева Сария Николаевна, учитель начальных классов; Юрьева Анжелика Викторовна, учитель-логопед

Целевая аудитория: педагоги, работающие с детьми ОВЗ, обучающимися с задержкой психического развития, обучающимися с РАС, родители, дети с ОВЗ, тьютор

Класс: 1 (дополнительный)

Программа: адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития, адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС

Раздел программы: коррекционно-развивающая область

Тип занятия: методологической направленности (обобщение и систематизация знаний)

Форма занятия: семинар-практикум

Тема занятия: «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями»

Цель занятия: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.

Задачи занятия: знакомство педагогов и родителей с технологиями фасилитации, процессинга; расширение представлений об окружающем мире, развитие речи и мышления, фонематического восприятия, зрительного, целенаправленного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации речи с движениями; совершенствование игровых технологий; развитие творческого воображения; воспитание нравственно-волевых качеств.

Условия проведения: соблюдение санитарно-гигиенических условий, температурного режима, проветривания кабинета перед занятием, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей; чередование поз участников; динамические паузы, подвижная игра, релаксация; психологический климат, наличие эмоциональных разрядок; виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, коллективная работа, создание эмоционального фона восприятия материала (использование музыки, загадок, стихов, наглядного и раздаточного материала).

Материально-техническое обеспечение, оборудование, инвентарь: буклеты, живой кролик, плоскостное изображение домашних птиц, раздаточный материал, крупа (3-4 видов), аттрибуты, костюмы.

Предварительная работа: оформление зоны, выставки детских работ, предварительная беседа для подготовки детей к восприятию произведения, рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Петух и краски», знакомство с домашними птицами, разучивание стихов и песенного материала, лепка фигуры петуха.

I. Встреча гостей

- Эй, люди добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окна глядеть, грустить да печалиться.

Здесь для вас, гостей дорогих,

Будет проходить заседание.

II. Регистрация гостей мероприятия

III. Выставка детских творческих работ «И мир улыбнётся …»

IV. Открытие семинара

Ведущий:         Здравствуйте, гости дорогие!

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучинушках сидели,

Отдыхали от забот –

Говорили, песни пели, кто о чём и как живёт!

Вот и мы, по обычаю, по-старинному посиделки устроили. Удобно ли вам гости дорогие, всё ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Вижу, что вам поговорить захотелось, а какой же разговор без знакомства. К разговору приглашаются…(Представление участников семинара)

- Вы гости, дорогие и наши замечательные дети.

- Слово для приветствия предоставляется….

- Инструкция к проведению семинара: уважаемые участники семинара, предлагаем вам вспомнить краткие характеристики детей с особыми образовательными потребностями:

- отставание или/и искажение всех психических функций;

- кратковременная память;

- механическое запоминание;

- ограниченный словарный запас;

- выраженное недоразвитие двигательной сферы (блиндесмены);

- внимание малоустойчивое;

- неумение пользоваться анализаторами;

- нарушение мелкой моторики;

- низкая скорость восприятия;

- бедность предметных представлений;

- речь ограничена.

        Для данной категории детей в коррекционных целях необходимо создать специальные условия, а в работе использовать специальные приемы и методики, согласно коррекционным задачам, которыми пронизан каждыми элемент урока или занятия. У вас в руках буклеты с перечнем коррекционных задач. Предлагаем Вам выделить коррекционные задачи.

V. Ход семинара

Ведущие:   Кто сказал, что не бывает

В наши дни чудес на свете

Чудеса бывают в сказках

Знают взрослые и дети

Недаром люди любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа

И на любые испытания,

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца

Веточка сосновая на ветру качается

Наши приключения в сказке начинаются.

(Звучит народная музыка, в зал входят дети в сопровождении тьютора и родителей)

Ведущий:  - Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки! Не знаю как вы ребята, а я больше всех на свете люблю рисовать! И сегодня я вам нарисовала…. (снимает занавес с доски) 

- Кто же это? (ответ детей) Но он какой-то странный…  Какой он? (ответ детей: пустой, не настоящий, бесцветный) Чего же не хватает Петуху? (ответ детей: краски, цвета, яркости) Конечно, конечно, он не раскрашенный.

- Поглядите вокруг, все и все имеют свой цвет: подсолнух желтый, а листочек зеленый, небо голубое, а солнце желтое. Ах, бедный, бедный Петух, жаль Петуха? (ответ детей: да!) Что мы можем сделать для него? (ответ детей: раскрасить) Не печалься, тебя просто забыли раскрасить. Наши дети обязательно помогут тебе. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответ детей: да!) В него могут пойти только храбрые молодцы, и красны девицы.

(Звучит музыка, родители и тьютор помогают детям надеть костюмы)

Ведущий А.В.Ю.: - Знаете что, дети, идите к краскам. Справитесь, не побоитесь? (ответ детей: да! нет!).  Прямо, прямо 10 шагов, а там поляна (дети проходят к первому испытанию, их встречают педагоги «Василисы»).

1 и 2 полянка

Тьютор: тук-тук.

Василисы: кто там?

Тьютор и дети: это мы, дети!

Василисы: что нужно?

Тьютор и дети: краски.

Василисы: зачем?

Тьютор и дети: для раскраски.

Василисы: проходите.

Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным.

1 полянка «Рано-рано поутру» (проводит учитель начальных классов).

- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

Ко-ко, не ходите далёко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

- Мы попали на птичий двор. Какой тут шум, гвал. Все кричат по своему.

Ку-ка-реку – кричит, кто …? Ко-ко, кудкудахтахтах – квохчет и кудахчет …? Пи-пи-пи – пищат…? (дети подражают голосам птиц).

- Все домашние птицы любят зерно (пшено, просо, горошек).

Игра средней подвижности «Курочки и петушки». (Дети в течение одной минуты собирают зёрна, разбросанные по полу).

Пальчиковая гимнастика. Инструкция: делать массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её каждым пальчиком).

- Следующее испытание «Накорми цыплят» (дидактическая игра). Возьмите зернышко и прикрепите к тарелочке. Тарелочка должна быть полная.

2 полянка «Птичий двор» 

(проводит педагог-психолог, фоном звучит музыка)

На птичьем дворе,

Шум и гам на заре:

Кричит петушок –

Золотой гребешок.

Рядом курица –

Кудахчет, жмуриться.

Крякают утки –

Набили желудки.

Гогочут гуси –

Просто так от грусти.

На птичьем дворе,

Шум и гам на заре.

(На доске картинки домашних птиц, птичника, птичницы).

- Ребята, вы пришли на «птичий двор» к домашним птицам.

- как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник).

- как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком).

- как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.)

- чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками, пшеном, зерном, овсом).

- Молодцы, дети! Правильно. Переходим с вами к следующему заданию.

Дидактическая игра «Детки потерялись»

- Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!

- Ребята, я раздаю вам картинки, на которых изображены птенцы домашних птиц. Необходимо, с помощью стихов - подсказок догадаться о какой домашней птице говорится и прикрепить на доску (поставить на фланелеграф) рядом с мамой птенца (дети выполняют задание).

- Какие вы молодцы! Каждому птенчику нашли свою маму!

Стихи-подсказки:

Шею вытянул гусенок, озирается спросонок,

Еле-еле крошку сына под крыльцом нашла…гусыня.

Что стряслось у индюшонка? Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой червяка нашла …индюшка.

Эй, утенок, ты куда? Здесь собачья будка

Ждет тебя около пруда твоя мама…утка.

Ну-ка марш, назад цыпленок,

Залезать нельзя на грядки

Ищет тебя, волнуется твоя мама…курица.

Дидактическая игра «Чья тень»

- Ребята, обратите внимание. У вас на столах лежат картинки с заданием.

- Рассмотри картинку.

- Кто изображен на картинке? (Домашние птицы)

- Найди тень каждой домашней птицы, соединяя их линиями.

- Спасибо, дети. Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали, выполняли задания. Я очень рада, что вы многому научились.

- По заслуге и награда, чтобы не грустил петушок вот вам бородка и гребешок. (Педагог дает детям элемент фигуры петушка).

 

3 полянка «Развернись душа» 

(проводит второй педагог-психолог «Аленушка»)

Тьютор: тук-тук.

Василисы:  кто там?

Тьютор и дети: это мы, дети!

Василисы: что нужно?

Тьютор и дети: краски.

Василисы: зачем?

Тьютор и дети: для раскраски.

Василисы: проходите.

Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным.

Алёнушка: Знаю я, нужна игра:

Распотешиться пора,

Становитесь в хоровод,

К нам Маланьюшка идёт.

(Подвижная игра «У Маланьи, у старушки…»)

Алёнушка:- По заслуге и награда, чтоб не грустил Петушок, возьми крылышко, дружок….(Педагог дает детям элемент фигуры петушка).

- Солнце улыбается, сказка продолжается.

4 полянка «В гостях у красок» 

(мастер-класс по интуитивной живописи,проводит преподаватель изобразительной деятельности с детьми и родителями)

Тьютор: тук-тук.

Василисы:  кто там?

Тьютор и дети: это мы, дети!

Василисы: что нужно?

Тьютор и дети: краски.

Василисы: зачем?

Тьютор и дети: для раскраски.

Василисы: проходите.

Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным. (Педагог дает детям элемент фигуры петушка).

«Раскрашивание петуха» (дети собирают пазл из частей тела петуха)

Ведущий: - Пришло время помочь Петуху. Теперь мы точно знаем, что гребешок и бородка будут красными, грудка – жёлтая, крылышко – зелёное, а перья на хвосте синие (дети и родители накладывают детали, на контур изображения) Ну, вот совсем другое дело. Получилось очень красиво! Какой теперь Петух? (ответ детей: настоящий, яркий) Какое у него настроение? (ответ детей: веселое, радостное, счастливый).

- Вы теперь уже не герои сказки «Петух и краски», а дети… Все здесь? Никто не потерялся?

(Музыкальное сопровождение, дети снимают костюмы)

5 полянка «Волшебная свеча». Релаксация

(проводит студентка ЮГУ. Дети садятся на коврик по кругу, скрестив ноги. В центре зажженая свеча. Дети выполняют дыхательные упражнения, самомассаж)

Ведущий: - Но вот уж наш петух поет, дорога в дом вас всех зовет.

Расставаться нам пора, до свиданья детвора!

6 полянка. Общение с контактным животным 

(проводит лектор-экскурсовод ДЮЦ «Прометей»)

Ведущий:- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

(Подведение итогов работы семинара. Сбор пазла «Палитра задач»)

Ведущий: - Как же было приятно и необычно видеть вас уважаемые педагоги, гости на наших посиделках, немного чудных, немного серьезных. От всей души желаем вам крепкого здоровья, профессиональных достижений и весеннего тепла. Любите своих детей, уделяйте им больше времени, и тогда окружающие вас люди обязательно скажут: «Какой у вас замечательный ребенок!» До свидания, до новых встреч!

Литература:

1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.

2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.

4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.

5.  Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П., Союз, 2001.

6. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001.

7. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.

8. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.

9. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология. 1999. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-просветительский проект для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями "В гостях у музыки"

В 21 веке одной из задач социума является предоставление каждому ребенку права на образование, в том числе и детям, имеющим расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения, что закре...

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...

Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"

Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...

Культурно-просветительский проект "В гостях у музыки" для детей с расстройствами аустического спектра и другими ментальными нарушениями.

Культурно-просветительский проект "В гостях у музыки" реализуется путём проведения концертных мероприятий в специализированных учреждениях, в которых осуществляется обучение детей с расстрой...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...