Использование дистанционного обучения
статья

Описание   и анализ способов организации дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дистанционного обучения

Школа, как социокультурный институт, отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. К числу современных тенденций мирового развития относится

переход к постиндустриальному, информационному обществу, в связи с чем особую важность приобретает фактор коммуникативности, т.е. умения передавать с информацией, находить преобразовывать и усваивать ее в соответствии с потребностями.  Технологии дистанционного обучения позволяют использовать новые формы работы с информацией и способы организации образовательного процесса.

Вопросы дистанционного обучения и, в частности, применение дистанционных технологий в образовании рассматривают многие авторы, например, Р. В. Колбин, В. и. Снегурова, М. В. Лапёнок,С. И. Денисенко, Г. А. Черновалова,С. А. Муликова, А. А. Жумабекова,  Е. В. конькова, С. В. Панюкова и др. Исследователи рассматривают дистанционное обучение как новую, специфичную форму обучения, несколько отличную от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные организационные формы обучения, средства, методы, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.

Дистанционная форма обучения обусловлена спецификой используемого учебного предмета, а также компьютерными технологиями, компьютерных теле- коммуникаций в комплексе с печатными средствами, организация интерактивного виртуального взаимодействия школьников и учителей. Большинство современных школьников и педагогов активно используют компьютер в процессе обучения, как в стенах образовательного учреждения, так и дома, поэтому дистанционное обучение является актуальным и востребованным в современных условиях.

Тем не менее, можно выделить некоторые недостатки при организации дистанционного обучения.

Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и технические, которые обусловлены несовершенством содержания учебных пособий, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры.

 Непрерывное изменение в информационных технологиях, приводит к быстрому устареванию разрабатываемого педагогами и внедренного учебно-методического материала, в результате появляется необходимость постоянного внесения корректировки в уже разработанные материалы.

К наиболее значимому преимуществу дистанционного обучения стоит отнести возможность организации учебного процесса даже при невозможности обучающегося  находиться в школе.

Рассмотрим и проанализируем некоторые из средств, позволяющие обеспечить организацию дистанционного обучения при удалённом доступе обучающихся, например, во время актированных дней, карантина или  организации обучения  на дому для отдельных категорий обучающихся.

  1. Проведение Интернет-занятий с использованием бесплатного приложения “Skype”. В процессе занятия преподаватель и обучающиеся видят (при наличии Web–камеры) и слышат друг друга, могут обмениваться как голосовыми комментариями, так и текстовыми сообщениями. Преимуществом такой формы является бесплатность установки приложения, возможность визуального контакта, а также одновременное проведения занятия как для обучающихся, которые находятся в классе, так и тех, кто обучается дистанционно. К недостаткам следует отнести ограниченное количество подключаемых точек,  невозможность работы в режиме конференции.
  2. «Zoom»  - платформа для проведения онлайн-занятий, в режиме индивидуальных и групповых занятий. Бесплатное приложение позволяет организовать дистанционное обучение  одновременно до ста человек длительностью до 40 минут (это можно рассматривать как недостаток, но при необходимости новые конференции можно запускать  неоднократно). К преимуществам стоит также отнести простой способ установки, возможность визуального контакта, демонстрации рабочего стола (например,  при использовании презентации), обсуждение в  индивидуальном или общем чате. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников, есть возможность делать записи занятия как на компьютер, так и на облако.  По сравнению с приложением “Skype” платформа «Zoom» предоставляет гораздо больше технических возможностей, но при это необходимо  более детально инструктировать обучающихся при организации работы.
  3. «Mirapolis Virtual Room» - платформа для проведения вебинаров. По сравнению с предыдущими ресурсами предлагает еще больше возможностей: запись с интерактивной доски,  ведение статистики и некоторые другие. При этом для организации работы на данной платформе требуется технический исполнитель, который заранее организуют занятие и рассылает доступ (в виде ссылке). К тому же приложение является платным, размер оплаты зависит от количества точек одновременного подключения.

Вне зависимости  от  выбора используемых приложений одной из ключевых проблем  такой организации обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Как правило, контроль знаний со стороны учителя осуществляется в форме тестирования, как эффективного способа проверки знаний. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение и обработку итогов контроля. С другой стороны, далеко не всегда возможно определить степень самостоятельности выполнения задания.

Организация  учебной деятельности в онлайн форме в школе привычно  входят  в систему  обучения на всех  уровнях,  стала одними из востребованным компонентом современного  образовательного  пространства.  Происходит изменение роли учителя на уроке, который направляет учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации в среде локальной и глобальной сети, заранее находит выбор путей реализации, оценку своей деятельности. Повышается  информационная грамотность и формируется информационная культура как педагогов так и обучающихся. Результатом использования дистанционных технологий обучения является  формирование информационно-коммуникационной компетентности, что соответствует требованиям ФГОС, а также позволяет человеку быть успешным в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традицион...

Использование дистанционного обучения в работе учителя иностранного языка

Для работы с одаренными детьми полезно использовать дистанционное обучение. Оно также пригодится вам в процессе подготовки ваших учащихся к итоговой аттестации. В работе автор делится своим опытом раб...

Использование дистанционного обучения

В «Средней общеобразовательной школе №2» г. Балаково Саратовской обл. методикой дистанционного обучения владеют многие учителя, они широко её используют при подготовки своих учеников к Итоговой аттест...

Использование дистанционного обучения при изучении информатики.

Статья описывает возможность использование портала дистанционного  обучения в реализации индивидуального учебного плана ученика, находящегося на надомном обучении....

Использование дистанционного обучения

Описание   и анализ способов организации дистанционного обучения....