Опыт работы учителя физики
материал

Мамишева Нафисет Руслановна

 «Мы придаем такое важное значение детским играм,

 что если б устраивали учительскую семинарию,

то сделали бы там теоретическое

 и практическое изучение детских игр

 одним из главных предметов».

 К.Д.Ушинский

 

Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса. В нем главная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает формирование у школьников обще учебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Выступая в качестве учебного предмета в школе, физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, раскрывает роль науки в культурном и экономическом развитии общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_mamisheva.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мы придаем такое важное значение детским играм,

 что если б устраивали учительскую семинарию,

то сделали бы там теоретическое

 и практическое изучение детских игр

 одним из главных предметов».

 К.Д.Ушинский

Образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса. В нем главная роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся и предусматривает формирование у школьников обще учебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Выступая в качестве учебного предмета в школе, физика вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, раскрывает роль науки в культурном и экономическом развитии общества.

В формировании познавательной активности учащихся определенная роль отводится нетрадиционным формам уроков. Такие формы урока помогают в формировании базовых понятий, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся. Нетрадиционные формы урока позволяют применять полученные ими знания в жизни, развивают эрудицию, интеллект. Сегодня перед школой стоит задача формировать детей с новым типом мышления, творческих, инициативных личностей, компетентных, смелых в принятии решений. С внедрением ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения.

Начать свое представление педагогического опыта работы хотелось бы со слов неизвестного французского писателя Жана Жака Руссо: « Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»

В связи с этим, хотелось бы познакомить вас  с теми способами, приемами и методами своей работы с использованием  современных педагогических технологий при изучении физики.

Целью своей работы считаю, выявление возможностей современных  педагогических технологий , как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения. 

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • применение педагогических технологий на уроках физики как средства повышения результативности обучения; 
  • обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках физики.

Я систематически углубляю и совершенствую знания по теории и методике по предметам, которые преподаю.  Периодически обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Почему я решила применять на своих уроках нетрадиционные формы? В каждом классе обучаются сильные, способные и слабые ученики. Впервые месяцы работы видно, что учащиеся 7 класса, в частности слабоуспевающие, постепенно начинают терять интерес к изучению предмета. Физика для семиклассника это новый предмет. Начало курса 7 класса не связано с изучением сложных процессов и формул, нет объемных вычислительных операций. Поэтому на первых уроках все дети заинтересованы и активны. Со временем новизна предмета исчезает, учебный материал усложняется и для некоторых детей становится малопонятным. У старшеклассников ослабевает мотивация к активному изучению предмета и получению высоких результатов из-за того, что физика не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе. Для большинства учеников школьный курс физики не интересен и непонятен. А для относительно небольшой части учащихся, которые нацелены на науку и технику,  данный курс малоэффективен. Поэтому, используя только традиционную организацию учебных занятий, нельзя добиться стопроцентной заинтересованности детей своим предметом.

Я думаю, что именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Применение игровой технологии на уроках позволяет решить проблемы перечисленные раннее. Это не только возможность заинтересовать учащихся содержанием предмета, но и способствовать их социальной адаптации, освоению детьми новых социальных ролей. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку.

Использовать игровые технологии можно не только в 7-8-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель видит, с каким азартом работают дети.    

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

По характеру педагогического процесса:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

Место игры на уроках физики может быть различным. Например, при опросе учащихся с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания провожу игру «Отгадай закон», где сами учащиеся формируют вопросы для опроса в игровой форме.

При закреплении знаний можно использовать игры «Ты лишний» , где ученики являются природными явлениями которые связанны логически, третий игрок, обычно не связан с предыдущими логически. Участники игры должны определить лишнего игрока.

На уроках повторения пройденного материала использую игры  «Знаешь ли ты физические приборы?»В эту игру с успехом могут играть ученики любого класса. При проведении этой игры в классе можно устроить выставку приборов. Тогда ученик, кроме правильного ответа, должен показать прибор всем играющим.

«Лото» - игра, построенная по принципу парных картинок. Такие лото применяю в целях проверки и закрепления знаний учащихся по большой теме курса; для упражнения в использовании физических законов, формул; для развития у учащихся умения логически правильно и связно обосновать высказываемые мнения.

При выполнении домашнего задания – подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий. Самостоятельное составление игр заставляет учеников неоднократно обращаться к учебнику. Ученик это делает добровольно, просматривая по учебнику больший, чем обычно, по объему материал.

Подобные домашние задания позволяют мне соединить в единый процесс закрепление нового материала и повторение пройденных ранее тем, уступая роль ведущего хорошо успевающим ученикам.

Воспитательное значение игры: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил. Игра как метод обучения широко используется в современных технологиях обучения, альтернативных авторитарным методам.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

  • игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;
  • игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры;
  • обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие:

  • игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;
  • игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;
  • игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдении следующих условий:

  • соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • доступность для учащихся данного возраста;
  • умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • различные виды внеклассной работы по физике (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  •  игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
  • в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

  Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому в данной статье я представила некоторые игровые ситуации , которыми пользуюсь на уроках .

Однако следует заметить, что и в выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Если отказаться от традиционных уроков, а все уроки делать нестандартными, то общая картина учебного процесса будет неблагоприятна.

В общей системе обучения место нетрадиционных уроков определяется самим учителем в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и, конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.

Применяя нетрадиционные уроки, мне удается  повысить интерес к урокам физики.

Результаты:

  • создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
  • развиваются коммуникативные качества и общеучебные умения, повышается интерес к знаниям;
  • развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме;
  • увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности;
  • использование различных видов работы в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость,  перенапряжение.

И в заключении хочу пожелать учителям: «Играйте на уроке!»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой

В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...