Рабочая программа "Юнармия"
материал

Сухарев Михаил Сергеевич

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юнармия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_yunarmiya.docx18.2 КБ
Файл rp_yunarmiya.docx51.14 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование программного материала   

1час в неделю- 35 часов

№ урока

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата    проведения

План

Факт.

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ»

    

  1. 1.

Обязанности военнослужащего. Техника безопасности на занятиях.

1

Знакомство, обсуждение плана работы.

  1. 2.

Общие положения.

Строи и управление ими.

1

Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.

  1. 3.

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка: выполнение команд «Становись», «Заправиться»,  «Равняйсь», «Смирно».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка: выполнение команд «Становись», «Заправиться»,  «Равняйсь», «Смирно».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Строевые приемы и движение без оружия. Повороты на месте «Налево», «Неправо», «Кругом».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Строевые приемы и движение без оружия. Повороты на месте «Налево», «Неправо», «Кругом».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Движение.

 «Шагом – МАРШ», «На месте шагом – МАРШ», «Прямо».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Движение.

 «Шагом – МАРШ», «На месте шагом – МАРШ», «Прямо».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Движение.

Повороты в движении «Направо», «Налево», «Кругом – МАРШ».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Движение.

Повороты в движении «Направо», «Налево», «Кругом – МАРШ».

1

Выполнение строевых приёмов в составе отделения.

Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него.

1

Одиночная строевая подготовка

Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него.

1

Одиночная строевая подготовка

Строи отделения. Развернутый строй. Походный строй.

1

Выполнение воинского приветствия в строю в движении.

Строи отделения. Развернутый строй. Походный строй.

1

Выполнение воинского приветствия в строю в движении

История создания ВС России.

Военная реформа Ивана Грозного в середине 16 века.

1

Организация Вооружённых сил Московского государства.

История создания ВС России Военная реформа Петра Первого, создание регулярной армии, ее особенности.

1

Создание Флота России. Первые победы на море.

История создания ВС России  Военная реформа в России во II половине XIXв.

1

Создание массовой армии.

История создания ВС России  Военная реформа в России XXI в.

1

От Рабоче-крестьянской до современной армии.

Материальная часть автомата Калашникова (АКМ).

1

Назначение и боевые свойства, общее устройство автомата Калашникова.

Устройство и работа автомата.

Стрельба из макета АКМ

 (электронный тир)

1

 Практическое занятие

Стрельба из макета АКМ

 (электронный тир)

1

  Практическое занятие

Не полная разборка и сборка АКМ.

1

Порядок разборки сборки. Практическое занятие

Не полная разборка и сборка АКМ.

1

Порядок разборки сборки. Практическое занятие

Не полная разборка и сборка АКМ.

1

Порядок разборки сборки. Практическое занятие

Индивидуальные средства защиты. Использование, хранение, применение.

1

Разновидность противогазов. История создания.

Правила одевания и снятия противогаза ГП-5

1

Практическое занятие

Правила одевания и снятия противогаза ГП-5

1

Практическое занятие

Знакомство с ОЗК порядок одевания и снятия.

1

Практическое занятие

Действия личного состава в условиях применения оружия массового поражения.

1

Практическое занятие

СССР в годы Великой Отечественной войне

1

Просмотр фильма.

Памятные даты. Блокада Ленинграда.

1

Просмотр фильма.

Памятные даты. Курская битва

1

Просмотр фильма.

Памятные даты. Сталинград.

1

Просмотр фильма.

Памятные даты .Битва за Москву.

1

Просмотр фильма.

Подведение итогов.

1

 



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

МАОУ СШ №6

 на 2016-2017  учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения                  «Средняя общеобразовательная школа №6»

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы Рабочей программы

страницы

Пояснительная записка

 3

Отличительные особенности курса

  4

Ценностные ориентиры содержания курса

15

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

16

Содержание внеурочного курса

 9

Тематическое планирование с определением основных видов  деятельности

 17

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

16

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

17

Приложения:

Календарно-тематический план

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа создана  в рамках внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности  в основной школе для учащихся 5 -7-х классов  и составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта второго поколения основного  общего образования и  написана на основании следующих нормативных документов:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. №1897
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  Устав  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6».
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6».
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ «Средняя школа №6» от 31.12.2014 № 799

 2. Предмет, цели и задачи Движения

Предметом и целями Движения является:        

1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4) сохранение и приумножение патриотических традиций;

5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Движение решает следующие задачи:

- воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма;

-изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

- развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;

- формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- укрепление физической закалки и физической выносливости;

- активное приобщение молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;

- развитие материально-технической базы Движения.

 Структура Движения

Движение является общероссийским общественным объединением, имеет структурные подразделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации. Движение осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Структуру Движения составляют Региональные и Местные отделения (Юнармейскиие отряды). Также в территориальную структуру Движения могут входить созданные в соответствии с настоящим Уставом филиалы и представительства Движения.

Права и обязанности Движения

 Для осуществления уставных целей Движение имеет право:

- участвовать в управлении делами Движения;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в порядке, предусмотренном в Федеральном законе «Об общественных объединениях»;

- проводить Слеты, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, связанным с деятельностью Движения, вносить предложения в органы государственной власти;

- выступать учредителем других некоммерческих организаций;

- вступать в качестве члена в общественные объединения, быть участником общественных объединений, а также совместно с другими некоммерческими организациями создавать союзы и ассоциации;

- поддерживать прямые международные контакты и связи;

- открывать свои обособленные структурные подразделения (отделения, филиалы и представительства) на территории субъектов Российской Федерации и в иностранных государствах;

- самостоятельно определять организационную структуру Движения, утверждать штатное расписание аппарата Движения, определять систему оплаты труда, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, систему премирования в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению уставных целей Движения, и соответствующую этим целям. Доходы от приносящей доход деятельности Движения не могут быть перераспределены между учредителями и (или) участниками Движения и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Движение может осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующие уставным целям и задачам Движения.

Движение обязано:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы своей деятельности, а также нормы, предусмотренные настоящим уставом;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность для ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного Движения, о продолжении своей деятельности, указывая действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа (Главный штаб), его наименование и данные о руководителях Движения;

- представлять по запросу органа, принявшего решения о государственной регистрации общественного Движения решения руководящих органов и должностных лиц Движения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, принявшего решение о государственной регистрации Движения, на проводимые Движением мероприятия;

- оказывать содействие представителям органа, принявшего решение о государственной регистрации Движения, в ознакомлении с деятельностью Движения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

- информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Движения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Обоснование выбора программы.

Для разработки рабочей программы  выбрана примерная программа:  Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Выбор определяется тем, что примерная программа составлена Министерством образования РФ в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования(основное общее образование и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по данному курсу.

          Выбор программы обусловлен преемственностью между уровнями образования, что обеспечивает непрерывность обществоведческого образования в МАОУ СШ №6.

В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов  курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Согласно учебному плану, программа ориентирована на обучение детей 5-7 класса и составлена с учётом их возрастных особенностей. При организации учебного процесса учтена такая психологическая особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том, же деле.

Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.

Этот возраст благоприятен для творческого развития. Обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Программа предоставляет возможность изучения предмета на базовом уровне.

В программу внесены дополнительные дидактические единицы (темы) на выбор учителя, расширяющие темы для обучающихся (классов), имеющих повышенную учебную мотивацию к изучению предмета. В программе они прописаны курсивом.  

          Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм занятий, в т. ч. методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

  • технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; технология опорных схем (автор В. Ф. Шаталов); технология развивающего обучения (автор Л. В. Занков); технология эвристического обучения; «задачный» подход; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

Данные технологии обучения:

  • вовлекают каждого обучающегосяв процесс само - и соуправления своим развитием;
  • способствует раскрепощению в каждом ученике  творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
  • пробуждает деятельное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Формы организации занятий:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция с элементами беседы, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: самостоятельная работа, проверочная работа.

   Типы занятий::

урок изучения нового материала

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

урок – семинар

урок – практикум

Методы обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности. 

Для достижения целей учитель сам выбирает  учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА

Курс  предназначен  для  подготовки  подрастающего  поколения  к  службе   в  Вооруженных  Силах,  выполнение  конституционного  долга  по  защите  Отечества, патриотическое  воспитание   старшеклассников,  а  также  направлен, прежде всего, на морально-психологическую и правовую подготовку юношей к военной службе, а также на получение первоначальных знаний и практических навыков допризывной подготовки.

Курс направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание  ответственности  за  личную  безопасность,  безопасность  общества  и  государства,  ценностного отношения  к  здоровью  и  человеческой  жизни,  чувства  уважения  к  героическому  наследию  России,  ее Государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;
  • подготовка  юношей  к  защите Отечества;
  • формирование  умений  и  навыков,  необходимых  при  действиях  в экстремальных условиях и ЧС в процессе прохождения военной службы;
  • формирование  умений:  оценки  ситуаций,  опасных  для  жизни  и  здоровья;  использование  средств  защиты; оказания первой медпомощи при неотложных ситуациях;
  • воспитание молодого поколения на боевых традициях ВС, символах воинской чести.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания обучающихся в области военной службы, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.

Основные задачи рабочей программы:

  • формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;
  • изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
  • приобретение навыков в области гражданской обороны;
  • изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
  • практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов.

Таким образом, в основе содержания обучения ОЗОО лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной.

  • Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомленность обучающихся о предусмотренным программой кругом знаний.
  • Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы).
  •  Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на составные части, на которых будет основываться процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
  • Общекультурная компетенция. Здесь под общекультурной компетенцией понимается осведомленность обучающихся об основах в области обороны как элементе общечеловеческой культуры, а также ее роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о высокой практической значимости основ знаний в области обороны с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли её с точки зрения формировании таких значимых черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.

 Основными  целями  и  задачами  реализации  указанной  предметной  области Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». остаются следующие:

 Становление  внутренних  установок  личности,  ценностных  ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения  и  деятельности,  чувством  любви  к  своей  родине,  уважения  к  народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Задачами обучения  являются:

формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам;

изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

приобретение навыков в области гражданской обороны;

изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому.Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

 

Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

 – является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

 – способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

 – развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать

Вклад учебного предмета в общее образование

На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед педагогами, является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности. Объектом пристального внимания при этом является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Развитие общего образования  направлено на реализацию национальной  образовательной инициативы «Наша новая школа», которая сформулировала основное требование государства школе: «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации», т.е. выдвигается задача развития в человеке способностей преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал.

     Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью связиста, кинолога, водителя, санинструктора. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

  Движение призвано закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания , привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера. Уроки по движению являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы.   Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер.

Естественно, что на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации процесса обучения вообще и  в частности, акценты в котором должны быть смещены с простой трансляции знаний  на  включение обучающихся в активную познавательную деятельность.

Движение в этом плане обладает исключительными возможностями,  которое содержит мощный исследовательский потенциал.

Таким образом, движение в школе займёт одно из важных мест не случайно. Это очень удобный предмет для развития интеллектуальных и творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний. Все это позволяет формировать у обучающихся такие качества как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески. Все эти качества очень необходимы для творческой личности.

К основным концептуальным положениям преподавания Движения в школе относятся следующие утверждения:

  1. Знания  необходимы для юношей допризывного возраста.
  2. Уровневая и профильная дифференциация обучения должна обеспечивать гармоничное сочетание в обучении интересов личности и общества, соответствовать идеям личностно-ориентированного обучения.
  3. Усвоение знаний возможно только через анализ всей мыслительной и социокультурной ситуации, в которой (или с помощью которой) они были получены в образовательном процессе.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в т. ч. методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

  • технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения ситуационных задач; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс); технология проблемного обучения (авторы А. М. Матюшкин, И. Я. Ленер, М. И. Махмутов); технология поэтапного формирования знаний (автор П. Я. Гальперин); технология «имитационные игры»; компетентностный подход; деятельностный подход; технология творческого обучения.

Данные технологии обучения  

  • вовлекают каждого обучающегося в процесс само - и соуправления своим развитием;
  • способствует раскрепощению в каждом обучающемся  творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
  • пробуждает деятельное начало, пронизывающее все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для обучающегося.

       

 Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.  

   Типы уроков:

урок изучения нового

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

урок – семинар

урок – зачет

урок – практикум

   

 Методы обучения:  

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). 

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, практический во внеурочной деятельности.                                                                  

Для достижения целей учитель сам выбирает  учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

           

          Регламент прав и обязанностей  участников образовательного процесса 

           Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса

является необходимым условием реализации целей образования.

Обучающиеся имеют право: на выбор уровня изучения  ; на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия,  психолого-педагогическую помощь.                    Обучающиеся обязаны выполнять Правила для обучающихся; соблюдать Устав школы.

Родители имеют право: на информирование о существующих учебных                    программах и их содержании; на информирование о результатах                                 выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка.                                                                                       Родители обязаны создать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.

Учитель имеет право: на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий;        на применение санкций при невыполнении учащимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.              Учитель обязан: создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем обучающимся.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Актуальность вопроса обусловлена тем, что абсолютное большинство молодых солдат в первые дни службы находится в состоянии, близком к стрессовому. Главными причинами этого являются резкое изменение условий жизни, слабое знание той обстановки, в которой они оказались, отсутствие навыков в выполнении требований, предъявленных к ним.

Опыт убеждает, что наиболее сложно, тяжело и долго привыкают к условиям воинских коллективов люди, не осознавшие необходимость строгой дисциплины, считающие любое распоряжение командира ущемлением их прав и свобод, слабо подготовленные физически, не имеющие первичных навыков в выполнении строевых приемов. Процесс адаптации молодых солдат усложняется страхом, боязнью выглядеть хуже других. При ответе на вопрос: «Что больше всего вас пугает в армии?» учащиеся на первое место ставят строгость дисциплины, на второе – физическую нагрузку, далее – «дедовщину», плохое питание.

Практика Вооруженных Сил РФ показывает, что условиями безболезненной и быстрой адаптации юношей к военной службе являются:

- знание особенностей воинских коллективов, реальной жизни казармы, не приукрашенной, но и не показанной только с негативной стороны;

- хорошая физическая подготовка;

- наличие навыков в выполнении строевых приемов;

- осознание необходимости соблюдения воинской дисциплины и четкого выполнения приказов и распоряжений командиров;

- овладение еще в школе знаниями и навыками допризывной подготовки.

Важнейшим элементом морально-психологической подготовки юношей к военной службе является усвоение ими сущности и значения единоначалия в Вооруженных Силах. Важно разъяснить учащимся, что единоначалие в ВС РФ заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой власти по отношению к подчиненным и возложением на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражено в праве командира (начальника) отдавать приказы и добиваться их выполнения. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или неисполнение приказа – воинское преступление. Объясняя требования воинской дисциплины и обязанности солдата, преподаватель проводит их сравнительный анализ с требованиями дисциплины и обязанностями учащихся, подводит к выводу о том, что существенной разницы между ними нет.

Очень важно довести до сознания учащихся, что солдаты, совершившие нарушение установленного порядка и дисциплины, несут ответственность в зависимости от характера и тяжести проступка.

Говоря об обязанностях военнослужащих и требованиях воинской дисциплины, преподаватель разъясняет правовое положение солдата как гражданина, чьи права и личное достоинство находятся под защитой законов РФ, и то, как он должен поступить в случае противоправных действий сослуживцев по отношению к нему.

Исходя из вышеизложенного следует, что морально-психологическая подготовленность обучающегося к военной службе – это его уверенность в успешном начале военной службы, в быстрой и безболезненной адаптации к жестким армейским будням, основанная на знании им особенностей воинских коллективов, прав и обязанностей солдата, умении выполнять строевые приемы и преодолевать физические нагрузки, понимании необходимости и важности военной службы как особого вида государственной службы.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В ходе преподавания  , работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • творческое решение учебных и практических задач;
  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • самостоятельная  организация  учебной  деятельности;  
  • оценивание  своего  поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена

общества и учебного коллектива.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие среднее общее образование, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Требования к уровню подготовки  

В результате изучения внеурочного предмета «Юнармия» выпускники средней общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, подготовится к службе в армии РФ.

Требования к уровню усвоения знаний:

Знать/понимать:

  • историю создания Вооружённых сил РФ;
  • основы российского законодательства об обороне государства,  о воинской обязанности и военной службе граждан;
  • состав и предназначение Вооружённых сил РФ;
  • права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;
  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту;
  • особенности альтернативной гражданской службы;
  • боевые традиции Вооружённых сил;
  • символы воинской чести.

Уметь:

  • применять положения законов в практической деятельности;
  • перечислять основные положения военной доктрины Российской Федерации;
  • характеризовать основные особенности военной службы по призыву и контракту.

Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни:

  • готовиться к профессиональной деятельности военнослужащего;
  • грамотно действовать в опасных ситуациях;
  • соблюдать положения законов Российской Федерации.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Библиотечный фонд

Печатные пособия

Комплект плакатов «Ордена и медали», «Военная форма», «Боевая техника», «Знаки различия», «Текст военной присяги», «Огнестрельное оружие», «ГО и ЧС», «Оказание первой помощи».

Оборудование и приборы:

Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты.

Макет инженерных сооружений коллективной защиты населения.

Макеты АКМ.

Пневматическое оружие.

Электронный тир.

Биатлонная установка.

Учебные гранаты.

Учебный манекен для проведения сердечно-легочной реанимации.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор, настенный экран.

Экранно - звуковые пособия видеофильмы  по темам курса.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки обучающихся.

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

      Для обучения предоставлен 1 кабинет (№ 311),  кабинет снабжен учебниками, методическими материалами. 

Кабинет № 311:

  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • противогазы;
  • дидактический материал;
  • Тесты. 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...