эссе для конкурса "Учитель года"
опыты и эксперименты (5 класс)

Абишева Марина Баймурзовна

Образец педагогического эссе на УГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе учителя17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Моя педагогическая философия

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев

На свете много благородных профессий, врач, инженер, геолог и многие другие, но есть одна, способная изменить многое, даже будущее, профессия, формирующая человека и это безусловно учитель.

Известно выражение «все мы родом из детства» и это действительно так. Многие взрослые несут по жизни тяжелый багаж, который они нагрузили еще в детстве, и большое счастье, если это что-то полезное, например, в виде знаний, ценностей, радостных воспоминаний. Однако есть и те, чей багаж ломится от комплексов, обид, пробелов в знаниях. Почему так случилось, неужели рядом не было людей готовых подать ему руки, готовых указать верный путь…?

Формирование маленькой личности колоссальный труд, это комплексная работа родителей, школы, государства и даже всего общества. О роли родителей говорить можно вечно, государство в свою очередь также предпринимает множество шагов для этого, и особая роль педагога и школы внесет особые штрихи в становление личности.

Какой он истинный педагог? Чему он может научить? Какие у него методы?

Об этом пойдет мое дальнейшее повествование. Прежде всего, учитель, это наставник, он должен правильно сориентировать своего ученика, он тот человек, который укажет путь в мир знаний, сумеет зажечь искру к учебе в сердце ребенка. Учитель, это психолог, он должен суметь найти верное слово, чтобы взбодрить, утешить, выслушать. Учитель, это друг, он всегда готов помочь своим подопечным. Учитель, это актер, он должен так вести урок чтобы ученик был увлечен предметом.

За годы работы сотни и даже тысячи учеников пройдут через руки педагога, но разве он забудет хоть одного из них?! Каждый оставил след в сердце своего учителя. И всякий педагог будет горд слышать слова «Ученик превзошел учителя», пусть каждый из них будет лучше, чем были мы, тогда и будет в нас уверенность, что трудились не зря.

Каждый учитель мастер своего дела, но мир так быстро меняется, что слова «век живи, век учись» для учителя не просто слова, а жизненное кредо. Возможно коллеги, как и я, задавались вопросом как сделать так чтобы урок запал в разум и душу ученика, на что сделать основной упор?

Каждый урок будет лишь один раз в жизни, а значит в нем все должно быть прекрасно, от начала и до конца. Каков итог этого урока? С одной стороны, нужно вложить предметные знания, с другой провести мосты к метапредметным умениям, а еще привить патриотизм и гражданственность, это возможно сделать за 40 минут?

В вопросе воспитания патриотизма и гражданственности неоценимым подспорьем для меня является волонтерская и музейная работа с учениками.  На протяжении почти двух лет функционирует наш школьный волонтерский отряд «Твори добро». Отрадно, что количество его активистов растет, сегодня активно включились ученики 6,7, 8 классов. Конечно нельзя объять необъятное, но даже небольшой вклад нуждающимся в нашей помощи, дает мощнейший заряд продолжать работу в этом направлении и дальше. Дети учатся брать на себя ответственность за животных, природу, людей, которые рядом и ждут дружеской руки. Пожалуй, так и рождается гражданственность.

Для формирования патриотизма помогает наш военно-патриотический музей. Возможность наглядно увидеть экспонаты посвященные Великой Победе есть не в каждой школе. Ребята охотно занимаются во внеурочное время в музее.

Что касается предметных знаний, то прежде всего нужно понимать, что фактический материал запоминается прежде всего теми учениками, которые готовятся использовать эти знания в будущем, возможно при сдаче экзаменов. Однако основная масса забывают о полученной информации после того, как исчезает необходимость их использовать. Тогда они должны быть сориентрованы на ключевые предметные знания и для них важнее будет личностная составляющая, гордость за Отчизну, формирование патриотических чувств и гражданственности, готовности брать на себя ответственность за ее будущее.

Согласитесь, что поток информации в современном мире колоссальный, причем она весьма противоречива, при правильной подаче может запутать не только незрелые умы детей, но и взрослых. Однако большинство представителей старшего поколения имеют сформировавшееся мировоззрение, а души детей наивны и готовы верить, как уберечь их от заблуждений и ошибочных выводов? Есть такое оружие, нужно научить детей критически мыслить.

 На свете есть истина, есть заблуждение, есть ложь. Дорога к истине терниста, но оправданна, заблуждение от невежества, а ложь творится преднамеренно, чтобы запутать людей во имя достижения своих целей.

 Один из возможных переводов термина критика с греческого языка, это суждение, т.е. учитель должен научить ребенка рассуждать, выводить причинно-следственные связи, почему, что, для чего происходит?

Использование метода критического мышления не нова, ее зачатки можно обнаружить в трудах античных мыслителей, они любили все подвергать сомнению, и требовали практических доказательств. Окончательно сформировался подход к критическому мышлению в трудах французского мыслителя Рене Декарта, который призывал обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться». Сегодня эта технология апробирована многими европейскими образовательными системами, а сегодня активно внедряется и в России.  

На самом деле это целое искусство, научиться которому весьма сложно. Как же нужно действовать? Прежде всего ученик должен уметь находить слабые места в суждениях, уметь работать с понятиями, аргументированно выражать свои мысли. А для этого нужно научить ребенка ставить правильные вопросы.

Мыслители открыли два пути к получению знаний (истины), первый самый простой и по нему идет большинство педагогов, а за ними и учеников, это простое вдалбливание, а с другой стороны восприятие знаний. От ученика требуют только одного, воспроизводи, и здесь он напоминает зеркало, он лишь отражает полученную от учителя информацию. Безусловно этот метод имеет свои достоинства, главный из которых, он дает фундамент. Как можно критиковать если нет базовых тезисов?!

Второй путь для тех, кто достойно прошел первый, его можно сравнить с просеиванием песка через сито, а как известно, когда все лишнее уйдет, останется главное знание-золото.

С чем работает ученик на уроке, прежде всего с текстом, письменным или устным неважно. Любой текст имеет смысловую нагрузку, как понять, что этот текст не введет нас в заблуждение. Для этого, ученик должен рассматривать текст с определенной стороны, каковы: цель, проблема, точки зрения, интерпретации, выводы, следствия. Если он способен ответить хоть на часть этих вопросов ввести его в заблуждение будет весьма затруднительно.

Подводя итог своему изложению мыслей, хочу обратить внимание, что современное образование воспитывает человека мыслящего, способного отделить зерна от плевел, критическое мышление это наше настоящее и будущее, информационная война не оставляет нам иного выхода. Но где та тонкая грань, когда критическое мышление не сводится к отвержение чужого умозаключения, только потому что оно нам не нравится, а возможно просто мы не поняли его сути?

Учитель истории и обществознания МБОУ «СШ№7» Абишева М.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе (конкурс "Учитель года")

Педагогическое  эссе «Моя педагогическая философия». Учителя русского  языка и литературы Созиновой И.Н.МКОУ  Кумылженской СОШ №1Кумылженского района Волго...

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...

Эссе конкурса "Учитель года - 2019"

Я - учитель. Для каждого эти слова звучат особым образом. Здесь я попыталась объяснить это выражение для себя....

Эссе на "Учитель года-2020". Тема: "Учиться, чтобы учить"

quot;Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......

Конкурсное испытание «Я - учитель» для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание «Я - учитель» для  конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".  В современной сис...