Статья на тему: Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу.
статья

Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу.

 

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.  Особенно остро  проблема перехода в среднее звено обучения стоит перед детьми с умственной отсталостью.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник!

 

 В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиленный интерес к проблеме адаптации.

 

 Понятие адаптации долгое время являлось центральным понятием биологии и психофизики, но во второй половине двадцатого века, оно стало широко использоваться в качестве теоретической категории и в психологических концепциях.

 

 На данный момент, изучение адаптации является одной из ключевых проблем в современных исследованиях социальной психологии. Однако, адаптационная проблематика не только имеет большое методолого-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач социальной психологии личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы перехода учащихся из начальной в среднюю школу.

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.  Особенно остро  проблема перехода в среднее звено обучения стоит перед детьми с умственной отсталостью.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник!

 В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиленный интерес к проблеме адаптации.

 Понятие адаптации долгое время являлось центральным понятием биологии и психофизики, но во второй половине двадцатого века, оно стало широко использоваться в качестве теоретической категории и в психологических концепциях.

 На данный момент, изучение адаптации является одной из ключевых проблем в современных исследованиях социальной психологии. Однако, адаптационная проблематика не только имеет большое методолого-теоретическое значение, но и занимает важную проблемную область с точки зрения решения прикладных задач социальной психологии личности.

 Отечественный психолог А.В.Петровский определяет адаптацию как одну из стадий развития личности в процессе социализации.

 Проблема социально-психологической адаптации актуальна и при изучении личности школьника. Переход к школьному обучению является одним из важнейших моментов в развитии личности ребенка. Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует периода адаптации, в ходе которого меняются привычные стереотипы поведения в соответствии с новыми условиями. У младшего школьника уже есть основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения. Для более быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни, учителю необходимо создать благоприятную атмосферу, соответствующие условия для адаптации ребенка к обучению в школе.

 Если учитель недостаточно четко представляет себе цели и возможности психолого-педагогического анализа адаптационного периода, не владеет навыками его осуществления, то успешная адаптация не укладывается в рамки методики передачи знаний. Процесс тогда протекает болезненно для детей и приводит к неблагоприятным последствиям - психогенной школьной дезадаптации. Эффективность воспитательно-дидактических воздействий на данном этапе во многом определяется особенностями педагогического общения учителя с учащимися, так как учитель является центральным действующий лицом и субъектом учебно-воспитательного процесса, влияющим на важнейшие изменения в психической сфере ребенка и формирование его личности.

 Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их обучению, образованию и развитию.

 Как предмет научного исследования адаптация детей младшего школьного возраста в зависимости от влияния стиля педагогического общения предстает в качестве системы многообразных проблем, принципиальные аспекты которых находят отражение в психологической, педагогической и научно-методической литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Особенности перехода учащихся из начальной в среднюю школу

При  переходе у учащихся из начальной школы в среднею может возникнуть феномен школьной дизадаптации. Что же это такое?  Нарушения приспособления личности школьника к сложным меняющимся усло...

Трудности и проблемы перехода учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения

В данной статье мы рассмотрели трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5 класса, сделали аспект на их эмоциональное состояние личности и обратили внимание родителей на неотъемлемую психологическую...

Статья на тему:"Экологическое воспитание учащихся в начальной школе"

Статья на тему:"Экологическое воспитание учащихся в начальной школе"...

Статья на тему "ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ШКОЛАХ, ЛИЦЕЯХ, ГИМНАЗИЯХ"

Автор: Бовина А.С., студентка магистратуры ИТМО, педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБОУ СОШ №547.Ключевые слова: педагогика, воспитательная работа, внеурочная деятельность старш...

Статья на тему "Проблема обучения детей-инофонов в условиях общеобразовательной школы"

Проблема обучения детей-инофонов в условиях современной школы, безусловно, актуальна.Решение проблем школьного образования этих детей в первую очередь легло на плечи учителя-филолога. При работе с так...

Коммуникативно-речевой материал дидактических инструкций для учителя и учащихся (для начальной и средней школы)

В методическую разработку входят:1. Основные фразы и инструкции на уроке.2. Раздаточная карточка "Тalking about weather"3.Раздаточная карточка "Фразы приветствия"3.Раздаточная карт...