Рабочая программа с дезадаптированными первоклассниками
рабочая программа
Цель программы: создание условий для успешной психологической адаптации ученика первого класса в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_dezadptirovannym_pervoklassnikami2018-19.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Поступление ребёнка в школу является для него своего рода стрессом. В школе у ребёнка начинается совсем другая, школьная жизнь в которой появляются уроки, домашнее задание, расписание и всё меньше остается время для любимых игр. Привыкнуть к новым правилам поведения, слышать и выполнять указания учителя и подружиться с одноклассниками - непростая задача для вчерашнего воспитанника детского сада.
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить самостоятельно. В результате повышается риск возникновения школьной дезадаптации, ранняя диагностика, коррекция и профилактика которой остаётся актуальной проблемой, в том числе, и в нашей школе.
С целью предотвращения явления школьной дезадаптации среди учащихся первых классов мною была разработана профилактическая программа занятий «Первые шаги ребёнка в школе», которая реализовалась в рамках внеучебной деятельности школьников.
Программа составлена на основе: проведённых диагностических обследований и возрастных особенностей первоклассников.
Цель программы: создание условий для успешной психологической адаптации ученика первого класса в школе.
Задачи программы:
- исследовать у учеников первых классов уровень психологической готовности к школе, тревожности;
- способствовать снижению уровня личностной и ситуативной тревожности;
- развивать у детей навыки самоконтроля и саморегуляции;
- развивать у первоклассников коммуникативные навыки и умения;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Ожидаемые результаты:
- у первоклассников снизится уровень тревожности,
- дети научатся контролировать своё поведение,
- учащиеся первого класса освоят навыки общения и будут применять их в повседневной жизни,
- повысится сплочённость коллектива класса.
Способы отслеживания и контроль
Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать следующие диагностические методики:
- наблюдение и анализ;
- проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан);
- Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
Сроки реализации программы: ноябрь-апрель
Продолжительность программы: 12 часов.
Рекомендации к программе:
- Занятия проводить в групповой форме, что поможет каждому из детей выработать новую модель поведения в коллективе.
- Частота проведения занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
- Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно.
Список используемой литературы
- Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной, 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.— Спб.:2000
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.— М.:2001
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). — М.: АРКТИ, 2000.
- . Справочник для практического психолога образовательного учреждения по проблемам готовности ребенка к обучению в школе//Серия «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л.Е. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах.— М.:1998
Календарно-тематическое планирование занятий
профилактики школьной дезадаптации первоклассников
№ п/п | Название раздела. Тема. | Развивающие цели. | Формы организации деятельности. | Кол-во часов |
1 | «Разрешите представиться!» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»; 2.Упражнение «Тропинка»; 3.«Упражнение «Сделай как я»; 4. Упражнение «Меткий стрелок»; 5.Упражнение «Как чихает слон»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
2 | « Я и мои увлечения» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2.Беседа «Мои увлечения»; 3.Упражнение «Прогноз погоды»; 4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»; 5.Упражнение «Подарок»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
3 | «Мы друг другу доверяем» | Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности. | 1.Упражнение «Комплименты»; 2.Беседа «Что такое доверие»; 3Упражнение «Паровоз»; 4.Упражнение «Сиамские близнецы»; 5.Упражнение «Доброе животное»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
4 | «Путешествие в мир эмоций и чувств» | Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства и | 1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»; 2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»; 3.Упражнение «Классификация чувств»; 4.Упражнение «Угадай эмоцию»; 5.Упражнение «Передай с чувством»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
5 | «Чего мы боимся?» | Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»; 2.Беседа «Что такое волнение и страх»; 3.Упражнение «Путаница»; 4.Упражнение «Рисунок на спине»; 5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»; 6.Упражнение «Импульс»; 7.Подведение итогов занятия. | 1 |
6 | «Как быть уверенным, но не самоуверенным» | Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе. | 1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»; 2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»; 3.Упражнение «Пластилин-силач»; 4.Упражнение «Паутинка»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 |
7 | «Мой характер» | Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку | 1.Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»; 3.Упражнение «Волшебная рука»; 4.Упражнение «Движения наоборот»; 5.Упражнение «Комплименты»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
8 | «Как стать смелее?» | Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Кто такой смелый человек?»; 3.Упражнение «Луноход»; 4.Упражнение «Стул желаний»; 5.Упражнение «Пахвалилки»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
9 | «Ледяное сердце» | Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу. | 1.Введение в игровую ситуацию группы; 2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»; 3.Упражнение «Загадки»; 4.Упражнение «Чувства-антонимы»; 5.Упражнение «Шифровка»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
10 | «Спокойствие, только спокойствие» | Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева. | 1.Упражнение–активатор «А я еду»; 2.Упражнение «Рисунок гнева»; 3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»; 4.Упражнение-релаксация «Драка»; 5.Упражнение «Менялки» 6.Упражнение «Подарок»; 7.Подведение итогов занятия. | 1 |
11 | «Скажи себе STOP» | Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»; 3.Упражнение «Толкалки»; 4.Упражнение «STOP»; 5.Упражнение-релаксация «Драка»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 |
12 | «Расслабься» | Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения. | 1. Упражнение-активатор «Блохи»; 2.Упражнение «Бумажные мячики»; 3. Упражнение «Сумка»; 4.Упражнение «Пластилин-силач»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 |
Итого: | 12 ч. |
Занятие №1
Тема: «Разрешите представиться!»
Цель: Знакомство с детьми, установление доверительных отношений.
Задачи:
- Создание доверительной атмосферы на занятии,
- Установление эмоционального контакта с детьми.
- Снижение эмоционального напряжения воспитанников.
- Установление норм поведения на занятии.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Ветер дует…»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Инструкция: Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
2. Упражнение «Тропинка»
Цель: Сплочение группы.
Инструкция: Дети свободно передвигаются по комнате. По команде «Копна» все сбегаются в круг, поднимают над головой руки, наклоняются вперёд и соединяют кончики пальцев с другими деть, по команде «Кочка» дети присаживаются, а по команде «болото» должны встать все в круг, взявшись за руки.
3. Упражнение «Сделай как я»
Цель: Повышение настроения, сплочение коллектива.
Инструкция: Ведущий стоит в центре и показывает разные элементарные движения (присесть, попрыгать на одной ноге и т.п.), остальные игроки повторяют за ним. Тот, кто сбился, становится ведущим и выходит в центр круга.
4. Упражнение «Меткий стрелок»
Цель: Развитие скорости реакции и произвольно внимания.
Инструкция: Участники встают все в круг. Ведущий стоит в центре, вытянув руки вперёд так, будто он держит в руках пистолет. Когда ведущий наводит «пистолет» на одного из игроков и говорит «Ты-дыщ», рядом стоящие игроки присаживаются, а тот, в кого стреляли, стоит. Если игроки ошибаются – они выбывают из игры. В конце остаются двое, и между ними происходит суперигра. Они поворачиваются друг к другу спиной и расходятся в противоположных направлениях. При этом ведущий называет числа. Как только ведущий называет нечётное число – игроки стреляют друг в друга. Кто сделал первым – тот победил.
5. Упражнение «Как чихает слон»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Ведущий спрашивает у детей: - Вы знаете как чихает слон? А хотите узнать?
Группа делится на три равные части, и каждая из них разучивает свое слово:
- Первая группа - ящики.
- Вторая группа - хрящики.
- Третья группа - потащили.
И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно - но каждая группа свое слово.
Вот так чихает слон.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №2
Тема: « Я и мои увлечения».
Цель: Развитие доверительных отношений в группе.
Задачи:
- Создание доверительной атмосферы на занятии,
- Установление эмоционального контакта с детьми.
- Снижение эмоционального напряжения воспитанников.
- Закрепление норм поведения на занятии.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Коллективный счёт»
Цель: Выявление уровня сплоченности группы.
Инструкция: Участники стоят по кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполнятся три условия: во-первых, никто не знает, кто начнёт счёт и кто назовёт следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально и не вербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует начать счёт заново.
2. Беседа «Мои увлечения»
План беседы: Знакомство с ребенком, в ходе которого он рассказывает о себе, о своих любимых занятиях, увлечениях, интересах, о своих не любимых занятиях. Можно попросить ребенка рассказать о свей семье, о том, чего он хочет добиться в будущем.
3. Упражнение «Прогноз погоды»
Цель: научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и адекватно на него реагировать.
Инструкция: Попробуй сейчас нарисовать рисунок, который будет соответствовать твоему настроению. Или просто напиши большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким образом, ты можешь показать, что у тебя сейчас «плохая погода» и тебя лучше не трогать.
Пожалуйста, поощряйте использование «прогноза погоды» детьми, будет здорово, если это станет для них привычным. После следует провести анализ нарисованного рисунка.
4. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
Цель: Снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Инструкция: Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом.
Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.
5. Упражнение «Подарок».
Цель: развитие невербальных способов общения.
Инструкция: В конце занятия, обязательно необходимо похвалить ребенка за его успехи. И предложить ребенку подарить друг другу подарок, но необыкновенный… Сначала ребенок должен придумать и изобразить что же он хотел подарить при помощи мимики и жестов, то есть без слов, а взрослый должен угадать. Затем наоборот взрослый дарит подарок ребенку.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №3
Тема: «Мы друг другу доверяем»
Цель: Развитие доверительных отношений в группе, увеличение сплочённости коллектива детей.
Задачи:
- Формирование понятия «доверие».
- Установление доверительных отношений между членами группы,
- Развитие навыков совместной деятельности.
Ход занятия
1. Упражнение «Комплименты»
Цель: Повышение самооценки, развитие способности видеть положительные качества в других людях.
Инструкция: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Примечание: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
2. Беседа «Что такое доверие»
Ход беседы: Спросить, что дети считают «доверием». Дать понятие «доверия». Обсудить, какому человеку можно доверять, и можно ли доверять им самим.
3 Упражнение «Паровоз»
Цель: Развитие доверия внутри группы, сплочение детского коллектива.
Инструкция: Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки у первого. Перед паровозиком ставится задача — достичь предмет, который ведущий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.
4. Упражнение «Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
5. Упражнение «Доброе животное»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Сейчас все мы встанем в круг и возьмемся за руки. Представьте, что все мы сердце одного большого доброго животного. Мы дружно делаем шаг вперёд, а потом назад, вперёд-назад. Слышите, как стучит сердце доброго животного? А теперь каждый из вас может взять себе кусочек этого сердца, чтобы доброе животное всегда было с вами.
Теперь вы окончательно расколдованы, потому что, пройдя через все испытания, сумели стать дружными.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №4
Тема: «Мы друг другу доверяем».
Цель: Развитие доверительных отношений в группе, увеличение сплочённости коллектива детей.
Задачи:
- Формирование понятия «доверие».
- Установление доверительных отношений между членами группы,
- Развитие навыков совместной деятельности.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Давайте поздороваемся!»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Инструкция: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
2. Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: Развитие чувства доверия и взаимной ответственности между членами группы.
Инструкция: Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
3. Упражнение «Скала»
Цель: Развитие чувства доверия и ответственности друг к другу.
Инструкция: На полу чертится линия. Вся группа выстраивается в один ряд так, чтобы носки обуви касались края этой линии. Стоящий на левом (или правом) краю участник начинает двигаться в сторону противоположного фланга лицом к другим участникам. Движение должно совершаться так, как будто этот человек передвигается по краю пропасти: нельзя пятками заступать за внешнюю границу линии. Участник, заступивший за край, начинает движение сначала.
4. Упражнение «Свеча»
Цель: Развитие доверия.
Инструкция: Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперёд. Выбирается желающий побыть в центре. Он встаёт в центр круга и закрывает глаза. По команде ведущего, доброволец, не отрывая ног от пола, падает на ладони стоящих в круге. Участники осторожно придерживают добровольца за плечи и осторожно передают следующему. В результате, каждый страхует другого, и человек в центре двигается по кругу.
5. Упражнение «Добрые пожелания»
Цель: Развитие доверительных отношений в группе.
Инструкция: В конце занятия дети желают друг другу по кругу что-нибудь хорошее и приятное.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №5
Тема: «Путешествие в мир эмоций и чувств»
Цель: Формирование и развитие способностей к рефлексии и эмпатии.
Задачи:
- Формирование понятий «эмоции» и «чувства».
- Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.
- Повышение сплочённости группы детей.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое-то слово, а игроки «распечатывают» его на «печатной машине»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д.
2. Беседа «Что такое эмоции и чувства»
Ход беседы: Спросить детей, что такое эмоции и чувства, какие эмоции и чувства они знают. Что вы делаете, когда у вас плохое настроение? Почему оно появляется? Что ты делаешь, когда у тебя хорошее настроение? Попросить ребенка узнать эмоции людей, изображенных на картинках.
3. Упражнение «Классификация чувств»
Цель: Развитие способности распознавать чувства других людей.
Инструкция: Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.
4. Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: Развитие эмпатии.
Инструкция: Дети садятся в круг. Ведущий передаёт ребёнку мяч и показывает на лице какую-нибудь эмоцию. Дети должны гадать, что это. Потом следующий участник передаёт мяч уже со своей задуманной эмоцией и т.д.
5. Упражнение «Передай с чувством»
Цель: Развитие невербального способа общения, эмпатии.
Инструкция: Педагог говорит детям: «Представьте, что этот мячик только что родившийся цыплёнок. Передайте его бережно, нежно. А теперь представьте, что это горячая картошка и т.д.»
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №6
Тема: «Путешествие в мир эмоций и чувств»
Цель: Формирование и развитие способностей к рефлексии и эмпатии.
Задачи:
- Снижение эмоционального напряжения.
- Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.
- Повышение сплочённости группы детей
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «А я еду!»
Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение настроения.
Инструкция: Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место не занято никем. В центре – водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «А я еду».
Следующий игрок – со словами «А я тоже». Третий участник говорит «а я заяц» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего – успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается заново.
2. Упражнение «Зеркало»
Цель: Развитие невербального общения, эмпатии.
Инструкция: Группы делится на пары. Один из детей зеркало, а другой тот, который в него смотрит. Задача зеркала повторять все движения смотрящего в него. Затем дети меняются ролями.
3. Упражнение «Согласованность мыслей» (коллективный рисунок)
Цель: Развитие совместной деятельности, сплочение коллектива, диагностика отношений.
Инструкция: Педагог даёт детям задание нарисовать на листе ватмана рисунок группы. Обсуждение, что каждый ребёнок чувствовал, когда рисовал. Кто мешал ему. Получилось ли у них то, что они задумали.
4. Упражнение «Руку выше»
Цель: Устранение эмоционального напряжения, повышение сплоченности группы.
Инструкция: Ведущий говорит следующие слова и показывает соответствующие движения, а все дети повторяют за ним.
Руку выше, палец в рот,
А теперь наоборот.
Волос дыбом поднимите,
Ухо к уху прислоните,
За руки возьмитесь дружно.
А зачем вам это нужно?...
Потому что это ДРУЖБА!
5. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №7
Тема: «Чего мы боимся?»
Цель: Снижение уровня тревожности.
Задачи:
- Формирование понятий: «волнение», «страх», «уверенность».
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения
- Повышение сплочённости детского коллектива.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Педагог задаёт определенный темп счётом «1, 2, 3, 4, 5…» и постукивает карандашом по столу. После последнего, пятого, сигнала нужно мысленно продолжить счёт до заранее оговоренного числа (10, 15…)_ и произвести хлопок в ладоши. Команда побеждает, когда дружно и согласованно выполнила хлопок.
2. Беседа «Что такое волнение и страх»
Ход беседы: Детям даются понятия «волнение» и «страх». Взрослый спрашивает: «А когда люди боятся? А когда вы боялись? А когда волнуетесь? Мешают ли вам страх и волнение?»
3. Упражнение «Путаница»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Инструкция: Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может .Затем водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.
4. Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: Развитие чувства эмпатии, сплочение группы.
Инструкция: Дети салятся в круг, повернувшись друг к другу спиной по часовой стрелке. Сзади сидящий рисует на спине, а впереди сидящий угадывает, что это было. Важно, чтобы прикосновения были нежными и ласковыми, чтобы человеку было приятно. Потом дети поворачиваются против часовой стрелки и рисуют рисунки благодарности на спине соседа.
5. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
Цель: Научить ребенка сохранять спокойствие в самых разных ситуациях при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении.
Инструкция: Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного.
"Ехал грека через реку". А вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: "Видит грека: в реке рак". Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете "издеваться над маленьким" до последней строчки стихотворения
6. Упражнение «Импульс»
Цель: Сплотить коллектив детей.
Инструкция: Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Импульс передается по кругу, пока не вернётся к автору.
7. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №8
Тема: «Чего мы боимся?»
Цель: Снижение уровня тревожности.
Задачи:
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения
- Повышение сплочённости детского коллектива.
- Развитие рефлексивных способностей.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Импульс»
Цель: Сплотить коллектив детей.
Инструкция: Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Импульс передается по кругу, пока не вернётся к автору.
2. Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: Снижение уровня тревожности и количества страхов.
Инструкция: Нарисуй свой страх. Где он живёт? Какой он по характеру? Когда он появился? Как он к тебе относится? Он полезен? Хотел ли ты с ним больше не встречаться?
3. Упражнение «Стряхни»
Цель: Формирование способности преодолевать неудачи, снятие отрицательных эмоциональных переживаний
Инструкция: Взрослый объясняет ребенку, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Наверняка ты видел, как отряхивается промокшая собака. Он трясет спиной головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Ты можешь сделать примерно тоже самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь, все бодрее и веселее, будто заново родились.
4. Упражнение «Спасибки»
Цель: Развитие рефлексивных способностей и чувства благодарности.
Инструкция: После окончания занятия предложить ребенку подарить друг другу так называемые «спасибки» - это небольшие листочки бумаги, какой-нибудь интересной формы. На которых пишется то, за что можно сказать спасибо ребенку, взрослому и даже себе за это занятие.
5. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №9
Тема: «Как быть уверенным, но не самоуверенным».
Цель: Снижение эмоционального напряжения. Повышение самооценки и формирование уверенности в себе.
Задачи:
- Устранение мышечного и эмоционального напряжения.
- Разграничение понятий уверенности и самоуверенности.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Повышение самооценки.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»
Цель: Сплочение коллектива детей.
Инструкция: Ведущий прохлопывает в ладоши простой ритм. Детям нужно его повторить. Каждый из детей последовательно хлопает 1 раз, так вся группа должна прохлопать заданный ритм.
2. Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»
План беседы: Спросить ребенка, каким должен быть уверенный человек? Узнать его представления об уверенности. Рассказать ребенку, что такое уверенность, кто такой уверенный человек. Поговорить о том, что такое самоуверенность, чем отличается уверенность от самоуверенности.
3. Упражнение «Пластилин-силач»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материал: Пластилин, лист картона.
Инструкция: Ребёнок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
4. Упражнение «Паутинка»
Цель: Сплочение коллектива.
Инструкция: Ведущий берёт клубок ниток и говорит: «Сядьте в круг. Сейчас у каждого из вас есть возможность рассказать что-нибудь о себе, например, чем ты любишь заниматься и т.п.» Эту игру начинает ведущий. Он берёт клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и передаёт его ребёнку. Так постепенно образуется паутина из ниток. Можно обсудить следующие вопросы: «На что похожа наша паутинка? Почему она у нас получилась такой?»
5. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №10
Тема: «Как быть уверенным, но не самоуверенным»
Цель: Снижение эмоционального напряжения. Повышение самооценки и формирование уверенности в себе.
Задачи:
- Устранение мышечного и эмоционального напряжения.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Повышение самооценки.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Контакт»
Цель: Развитие саморегуляции, повышение эмоционального настроя.
Инструкции: Один из игроков загадывает слово и говорит, на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы «л». Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву «л» и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит:«Это есть ночью на небе». Кто догадался, говорит «контакт» и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву «л». Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например букв «а» и тогда образуется слог «ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т.д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не могли разгадать.
2. Упражнение «Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Инструкция: Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
3. Упражнение «Солнышко»
Цель: Повышение самооценки.
Инструкция: Предложите ребенку представить, что он сейчас очень замерз и его необходимо согреть. Вы, в свою очередь возьмете на себя роль солнышка. Вместо лучиков можно взять в руки несколько цветных карандашей. И каждый раз говоря ребенку какой он хороший и за что его можно уважать, дарить ему этот лучик тепла. Затем спросить у ребенка, что он чувствовал, и смог ли он согреется.
4. Упражнение «Запачкаться с удовольствием»
Цель: Снижение эмоционального напряжения.
Инструкция: Предложить ребёнку порисовать руками, локтем, пальцами ног, носом, а можно разрисовать лицо и руки, затем дать краске высохнуть и почувствовать и потрогать как оно теперь, когда замазано? Вопросы для обсуждения: Было ли тебе приятно? До какой поры было приятно? Хочется ли тебе всегда ходить запачканным и другие.
5. Упражнение «Подарок»
Цель: развитие невербальных способов общения.
Инструкция: В конце занятия, обязательно необходимо похвалить ребенка за его успехи. И предложить ребенку подарить друг другу подарок, но необыкновенный… Сначала ребенок должен придумать и изобразить что же он хотел подарить при помощи мимики и жестов, то есть без слов, а взрослый должен угадать. Затем наоборот взрослый дарит подарок ребенку.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №11
Тема: «Мой характер»
Цель: Развитие адекватного самовосприятия детей.
Задачи:
- Снижение мышечного и эмоционального напряжения.
- Формирование понятия «характер».
- Развитие способности видеть свои достоинства и недостатки;
- Повышение самооценки.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Импульс»
Цель: Сплотить коллектив детей.
Инструкция: Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Импульс передается по кругу, пока не вернётся к автору.
2. Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»
План беседы: Спросить, что такое характер, какие черты характера существуют. Спросить, кто такой хороший человек, какими качествами он обладает. Спросить ребенка, какие положительные черты есть у него, какие отрицательные, как отрицательные черты характера мешают ему в жизни, если мешают, какие достоинства и недостатки есть у его друзей. Объяснить ребенку, что у каждого человека есть достоинства и недостатки, обсудив пословицу «В чужом глазу соринку видишь, а в своем и бревно не замечаешь».
3. Упражнение «Волшебная рука»
Цель: Развитие самовосприятия. Научить детей видеть свои достоинства и недостатки.
Инструкция: На листе бумаги обвести свою руку. На пальчиках ребенок пишет свои хорошие, на его взгляд, качества, а на ладошке то, что ты хочешь изменить. Провести анализ данной игры.
4. Упражнение «Движения наоборот»
Цель: Преодоление чувства неуверенности.
Инструкция: Выбирается желающий из группы детей. Он встаёт по середине комнаты и показывает какое-либо движение, а остальные должны делать всё наоборот. Если водящий поднимают руку, то все остальные её опускают, если он быстро махнёт рукой справа налево, то остальные должны махнуть медленно слева направо, т.е. делать все движения наоборот. Затем обсуждается, что чувствовал каждый из участников.
5. Упражнение «Комплименты»
Цель: Повышение самооценки, развитие способности видеть положительные качества в других людях.
Инструкция: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
Примечание: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
6. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Занятие №12
Тема: «Мой характер»
Цель: Развитие адекватного самовосприятия детей.
Задачи:
- Снижение мышечного и эмоционального напряжения.
- Формирование понятия «характер».
- Развитие способности видеть свои достоинства и недостатки;
- Повышение самооценки.
Ход занятия
1. Упражнение-активатор «Настроение как погода»
Цель: Развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
2. Упражнение «Павлин» (групповая аппликация);
Цель: Повышение самооценки и развитие адекватного самовосприятия.
Инструкция: Детям читается притча «Ворона и павлин» и предлагается сделать общую аппликацию «Павлин». Сам павлин нарисован заранее на отдельном листке, а дети вырезают перья. Для этого детям предоставляется цветная бумага. Каждое перо символизирует какое-нибудь качество или способность, которую ребёнок в себе ценит. Это качество записывается на перо. Каждый участник может сделать сколько угодно перьев. Все перья затем укладываются в хвост павлина.
Притча «Про павлина и ворону».
В парке дворца на ветке апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволят такой странной птице входить в этот парк. Он вступает так важно, что можно подумать — это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост, как будто о лиса». Ворона прекратила делать замечания и выжидательно замолчала. Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, что твои слова не соответствуют действительности. То. Что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок. В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и на мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне».
3. Упражнение «Руку выше…»
Цель: Устранение эмоционального напряжения, повышение сплоченности группы.
Инструкция: Ведущий говорит следующие слова и показывает соответствующие движения, а все дети повторяют за ним.
Руку выше, палец в рот,
А теперь наоборот.
Волос дыбом поднимите,
Ухо к уху прислоните,
За руки возьмитесь дружно.
А зачем вам это нужно?...
Потому что это ДРУЖБА!
4. Подведение итогов занятия.
Цель: развитие рефлексивных способностей.
Инструкция: Отметь своё настроение на «Аквариумном настроении» или «Паровозике настроения» (синий - плохое настроение, жёлтый – спокойное, красное – хорошее).
Список используемой литературы
- Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Я сам строю свою жизнь — СПб,:2000.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. — Ярославль: 1997;
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: 1997;
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.— Спб.:2000
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.— М.:2001
- Осипова А.А. Общая психокоррекция.— М.:2002
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования.— М.:2003
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. — СПб.: 2008;
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах.— М.:1998
- Шипицына Л.М. Психология детей-сирот.— СПб.:2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”
Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...
Рабочая программа кружка английского языка для первоклассников
Данная программа направлена на ознакомление первоклассников с алфавитом и транскрипцией, а также развитие первичных коммуникативных навыков...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»Предметом обучения физической культуре является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения ...
Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...
Рабочая программа по ИЗО ("Школа будущего первоклассника")
Рабочая программа по изобразительному исскусству в проекте по подготовке детей к школе: "Школа будущего первоклассника"...
Рабочая программа "Малыши - карандаши" по изобразительному искусству для детей, будущих первоклассников
Для каждого гражданина нашей страны было и остается значимым событием ежегодная подготовка к школе, а особенно волнительной кажется подготовка будущих первоклассников. Ребенок с нетерпение...