ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
статья

Федотова Надежда Михайловна

Цифровые ресурсы - актуальность номер один.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. УДК 37.013
  2. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ СМЕШАННОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Е.Р.Жемчужникова1, Н.М.Федотова2, Л.Ф.Галлямова3

1МБОУ «Гимназия №75», Казань, 2 МБОУ «Гимназия №75», Казань

3 МБОУ «Гимназия №75», Казань

Аннотация. На сегодняшний день существенно расширяется спектр видов учебной деятельности, в которые вовлекаются учащиеся, при этом процесс обучения направляется в русло практического применения полученных знаний. Тотальная информатизация образовательного пространства предполагает повсеместное внедрение в процесс обучения интерактивных и мультимедийных технологий. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с информацией и поиском источников, необходимых для решения учебных задач. Как результат, происходит формирование особых и крайне важных компетенций -  ориентироваться в многообразии информационных потоков, умение анализировать, воспроизводить и понимать текстовые и числовые массивы.

Одной из наиболее интересных и эффективных форм обучения на уроках естественно-математического цикла является смешанное обучение, которое предполагает дистанционное освоение школьниками теоретических аспектов курса и их практическое воплощение в формате «классической» очной системы уроков.

Ключевые слова: педагогика, математика, образование, информационные технологии, смешанное обучение, дистанционное обучение, педагогические практики, школа, школьное образование.

INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS LESSONS

E.R.Zhemchuzhnikova1 , N.M.Fedotova2, L.F.Galliamova3

1 MBOU «Gymnasium №75»,Kazan

2MBOU «Gymnasium №75»,Kazan

3 MBOU «Gymnasium №75»,Kazan

Abstract. Today, the range of types of educational activities in which students are involved is expanding significantly, while the learning process is being directed towards the practical application of the knowledge gained. Total informatization of the educational space involves the widespread introduction of interactive and multimedia technologies into the learning process. Students improve their skills in independent work with information and the search for sources necessary for solving educational problems. As a result, special and extremely important competencies are formed - to navigate in the diversity of information flows, the ability to analyze, reproduce and understand text and number arrays.

One of the most interesting and effective forms of teaching in the lessons of the natural-mathematical cycle is blended learning, which involves the remote learning by students of the theoretical aspects of the course and their practical implementation in the format of a “classical” full-time class system.

Keywords: pedagogy, mathematics, education, information technology, blended learning, distance learning, teaching practices, school, school education

Создание инновационной образовательной среды является приоритетным направлением развития российского государства. Как известно, новый федеральный образовательный стандарт устанавливает совершенно иную модель обучения, направленную на формирование компетенций в противовес классическим «знаниям» и «умениям». Для достижения высоких результатов в рамках усвоения компетенций педагогу необходимо использовать достижения современного технологического развития, а именно – информационно-коммуникативные технологии.

Главной задачей информатизации учебного процесса на сегодняшний день остается формирование практических навыков учащихся, способных к самостоятельному анализу обширных текстовых и числовых массивов. Умение находить и воссоздавать причинно-следственные связи, производить необходимые вычисления, осваивать нужную информацию – все это становиться целью современного школьного образования.

Интересной и, на взгляд авторов, весьма эффективной образовательной формой сегодня является смешанное обучение. Смешанное обучение – это синтез «классической» академической классно-урочной системы с дистанционным образование, в результате чего учащимися осваивается в сжатые сроки более обширный материал, а также увеличивается эффективность формирования практического навыка.

Система смешанного обучения подразумевает, что теоретическую информацию (данные из учебников и пособий, лекционный материал учителя, дополнительные знания по теме) учащийся осваивает дистанционно. Такое освоение может проходить как с участием преподавателя (просмотр записанных педагогом видео лекций, предоставление учителем электронных учебников и справочных материалов), так и самостоятельно учеником (учитель лишь задает тему). А практическая информация прорабатывается школьниками совместно с педагогом в рамках классических учебных занятий. Во время урока учитель не затрагивает теоретические аспекты, а занимается лишь проработкой практических навыков.

На наш взгляд система смешанного обучения максимально эффективно реализуется применительно к освоению предметов естественно-математического цикла, а именно – школьного уровня математики. Теория по темам учебного плана составляет не столь большой объем часов, однако, ее самостоятельное усвоение учащимся в формате дистанционного обучения существенно экономит время занятий и позволяет большее внимание уделить решению задач и примеров. Кроме того, во врем дистанционного освоения теории учащийся может самостоятельно выбирать форму усвоения материала – записывать, воспроизводить аудиовариант учебника в наушниках, слушать лекцию учителя во время обеда и т.д. Ни для кого не секрет, что эффективные способы усвоения информации разняться от личности к личности, в связи с чем дистанционное образование открывает широкие возможности укоренения теоретических знаний по курсу.

В задачи педагога в рамках смешанного образования входит создание дистанционного курса по теоретическим аспектам учебного плана освоения дисциплины «математика», а именно – запись видео лекций, создание презентаций, аудио-подкастов, подборок электронных учебников и образовательных ресурсов для самостоятельного освоения учащимися. Такая форма обучения не только является крайне эффективной, но и открывает широкий простор для реализации творческого потенциала учителей математики.

Литература и источники

  1. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4)
  2. Петрище С. А. Информационные технологии в преподавании математики в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 991–995. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96113.htm. (дата обращения: 10.09.2019).
  3. Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/112/28735/ (дата обращения: 10.09.2019)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Материалы XVIIМеждународной конференции «Применение новых технологий в образовании», (Тровант, 2006г., 750 экз., стр.587-590.) ...

Доклад по теме"Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках естественного - математического цикла

В своём докладе мне хочется осветить применение" Круглого стола" на уроках математики при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам ГИА....

Здоровьесберегающие технологии на уроках естественно-математического цикла

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» (Сократ)...

Доклад "Использование компьютерных технологий на уроках естественно-математического цикла"

Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни. Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана «обеспечить всеобщую компьютерную грамотность». Решение э...

Развитие творческой личности на уроках естественно-математического цикла

Выступление на семинаре для учителей естественно-математического цикла, слушателей курсов ИРО ТР...

Презентация Формирование образовательной компетенции учащихся на уроках естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А.

Презентация Формирование образовательной компетенции  учащихся на уроках  естественно-математического цикла. Автор: Хруцкая Н. А....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Захарова Марина Анатольевна,учитель математики, МБОУ «Гимназия № 52», г. КазаньРАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛАОбычно обучение математике ограничивается решение...