Урок мужества "Женщины на войне"
классный час

Елисеева Елена Сергеевна

Урок мужества, мне кажется, наиболее полно может приобщить ребёнка к пониманию храбрости, отваги, осознанию того, что люди, которых мы называем героями могут быть рядом с нами. Можно и в себе найти эти качества, нужно только обратить взор в глубину своей души.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок мужества "Женщины на войне"237.44 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

Урок мужества «Женщины на войне»

Автор - составитель педагог ДО

Е.С.Елисеева

2020

Цель:

 историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи:

 - воспитание у подрастающего поколения  любви к Родине, гордостью за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

- формирование глубокого осознания гражданского и воинского долга перед своим Отечеством;

- сохранение памяти о воинской славе России, её героях, содействие проявлению заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины.

До Великой Отечественной войны женщины в частях Красной Армии не служили. Но нередко «несли службу» на пограничных заставах вместе со своими мужьями-пограничниками.

К августу 1941-го года стало очевидно, что без женщин никак не обойтись.

Первыми на службу в Красную Армию заступили женщины- медработники: развёртывались медсанбаты (медико-санитарные батальоны), полевые подвижные госпитали, и санитарные эшелоны, в которых служили молоденькие медсёстры, врачи и санитарки. Потом в Красную Армию стали призывать связисток, телефонисток, радисток. Дошло до того, что почти все зенитные части были укомплектованы девушками и молодыми незамужними женщинами в возрасте от 18 до 25 лет. Стали формироваться женские авиационные полки. К 1943-му году в Красной Армии служили в разное время от 2 до 2.5 миллионов девушек и женщин.

Призывали в армию самых здоровых, самых образованных, самых красивых девушек и молодых женщин. Все они показали себя очень хорошо: это были храбрые, очень стойкие, выносливые, надёжные бойцы и командиры, были награждены боевыми орденами и медалями за храбрость и отвагу, проявленную в бою.

Разные профессии пришлось осваивать женщинам в ВОВ.

Например, полковник Валентина Степановна Гризодубова, Герой Советского Союза, командовала авиационной бомбардировочной дивизией дальнего действия.

У фашистской Германии были союзники, которые тоже воевали с нашей страной.  Это её 250 бомбардировщиков ИЛ-4 вынудили в июле-августе 1944 года капитулировать Финляндию.

Под любой бомбёжкой, под любым обстрелом они оставались у своих орудий. Когда войска Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов замкнули кольцо окружения вокруг вражеских группировок в Сталинграде, немцы попытались организовать воздушный мост с занятой ими территории Украины в Сталинград. Для этого весь военно-транспортный воздушный флот Германии был переброшен под Сталинград. Наши русские девушки-зенитчицы организовали зенитный заслон. Они за два месяца сбили 500 трёхмоторных германских самолётов Юнкерс 52.

Кроме того, они сбили ещё 500 самолётов других типов. Такого разгрома немецкие захватчики не знали ещё никогда и нигде в Европе.

Женский полк ночных бомбардировщиков подполковника гвардии Евдокии Бершанской, летая на одномоторных самолётах У-2, бомбил немецкие войска на Керченском полуострове в 1943-м и в 1944-м годах. А позже в 1944-45 гг. воевал на первом Белорусском фронте. Называли их Ночные ведьмы.

Самолёты У-2 (с 1944 г. - По-2, в честь конструктора Н.Поликарпова) летали ночью. Базировались они в 8-10 км от линии фронта. Взлётно-посадочная полоса им нужна была небольшая, всего метров 200.  За ночь в боях за Керченский полуостров они делали по 10-12 вылетов. Нёс У2 до 200 кг бомб на расстояние до 100 км в немецкий тыл. За ночь они сбрасывали на немецкие позиции и укрепления каждый до 2-х тонн бомб и зажигательных ампул. К цели они подходили с выключенным двигателем, бесшумно: у самолёта были хорошие аэродинамические свойства: У-2 мог спланировать с высоты 1 километр на расстояние от 10 до 20 километров. Сбить немцам их было трудно. Я сам видел много раз, как немецкие зенитчики водили крупнокалиберными пулемётами по небу, пытаясь найти бесшумный У2.

Раиса Ермолаевна Аронова родилась в Саратове. Училась в институте механизации. Затем перевелась в Московский авиационный институт. Воевала с мая 1942 года до Победы в составе 4-й воздушной армии. В 1943 году была ранена, тем не менее продолжила службу. Летом 1944 года Ароновой пришлось спасать знамя полка. В Белоруссии недалеко от места базирования полка появились разрозненные группы немецких войск. Во время выполнения боевых заданий в штаб передали информацию, что эти группы могут выйти на полк. Дежурным по части была Рая Аронова. Она сняла знамя с древка, свернула, положила его в брезентовый мешок и обернула вокруг своего тела – под гимнастеркой, потуже затянула ремень. Аронова знала, что потеря знамени – позор для воинской части, это приведет к расформированию полка. Но все закончилось благополучно. За военное время осуществила 941 боевой вылет.

Были среди женщин и снайперы. В Приморской Армии воевала одна среди мужчин – моряков девушка – снайпер. Людмила Павличенко. К июлю 1942 года на счету Людмилы было уже 309 уничтоженных германских солдат и офицеров (в том числе 36 снайперов противника).

Санинструктор полка (медицинская сестра) Зина Туснолобова воевала в стрелковом полку на Калининском фронте под Великими Луками.

Шла в первой цепи вместе с бойцами, перевязывала раненых. В феврале 1943 году в бою за станцию Горшечное Курской области, пытаясь оказать помощь раненому командиру взвода, сама была тяжело ранена: ей перебило ноги. В это время немцы перешли в контратаку. Туснолобова попыталась притвориться мёртвой, но один из немцев заметил её и попытался добить санитарку.

Ночью, подающая признаки жизни санитарка была обнаружена разведгруппой, перенесена в расположение советских войск и на третий день доставлена в полевой госпиталь. У неё были отморожены кисти рук и нижние части ног, пришлось ампутировать. Вышла из госпиталя на протезах и с протезами рук. Было ей всего лишь 23 года. Но она не пала духом.

Зина Туснолобова - автор письма-призыва к воинам 1-го Прибалтийского, она получила более 3000 откликов, и вскоре лозунг «За Зину Туснолобову!» появился на бортах многих танков, самолётов и орудий.

Письмо Зинаиды зачитывали солдатам в частях перед штурмом Полоцка:

«Русские люди! Солдаты! Я была вашим товарищем, шла с вами в одном ряду. Теперь я не могу больше сражаться. И я прошу вас: отомстите! Вспомните и не щадите проклятых фашистов. Истребляйте их как бешеных псов. Отомстите им за меня, за сотни тысяч русских невольниц, угнанных в немецкое рабство. И пусть каждая девичья горючая слеза, как капля расплавленного свинца, испепелит ещё одного немца.

Друзья мои! Когда я лежала в госпитале в Свердловске, комсомольцы одного уральского завода, принявшие шефство надо мной, построили в неурочное время пять танков и назвали их моим именем. Сознание того, что эти танки сейчас бьют фашистов, даёт огромное облегчение моим мукам…»

Были на фронте и женщины – танкистки.

У танкиста очень тяжёлая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы, работать лопатой, ломом, кувалдой, таскать брёвна. И чаще всего под вражеским огнём.

На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа. 

Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста: «Я умею водить автомобиль, стрелять из пулемета, бросать гранату, оказывать медицинскую помощь и имею специальность телефонистки, — признается Октябрьская. — Что же я сижу в глубоком тылу? Ведь я подготовленный воин!»

Сталин приказал принять Марию Октябрьскую в Ульяновское танковое училище, обучить её, дать ей танк Т-34. После окончания училища Марии было присвоено воинское звание техник-лейтенант механик-водитель.Её послали на тот участок Калининского фронта, где воевал её муж.

Катя Петлюк – одна из девятнадцати женщин, чьи нежные руки водили танки на врага. Катя была командиром лёгкого танка Т-60 на Юго-Западном фронте западнее Сталинграда.

Кате Петлюк достался легкий танк «Т-60». Для удобства в бою каждая машина имела свое имя. Имена танков все были внушительные: «Орел», «Сокол», «Грозный», «Слава», а на башне танка, который получила Катя Петлюк, было выведено необычное – «Малютка».

Танкисты посмеивались: «Вот уже в точку попали – малютка в «Малютке».

Танк её был связным. Она шла позади Т-34, и, если какой-то из них был подбит, то она подходила на своём Т-60 к подбитому танку и помогала танкистам, доставляла запчасти, была связной. Дело в том, что не на всех Т-34 были радиостанции.

Лишь спустя много лет после войны старший сержант из 56-й танковой бригады  Катя  Петлюк узнала историю рождения своего танка:  оказывается, он был построен на деньги омских детей-дошкольников, которые, желая помочь Красной Армии, отдали на строительство боевой машины свои накопленные на игрушки и куклы. В письме к верховному Главнокомандующему они просили назвать танк «Малютка». Дошкольники Омска собрали 160 886 рублей…

Вот вы и узнали о некоторых героях-женщинах.

Теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать танк. Мы будем это делать в виде графического диктанта.

Находим точку, от которой будет начинаться наш рисунок. Внимательно считаем клеточки. После того, как нарисовали черту,  чтобы не  запутаться, зачёркиваем цифру и стрелочку. При затруднениях я подойду к каждому, для этого надо поднять руку.

G:\фото с занятий\IMG_20200303_152146.jpgG:\фото с занятий\IMG_20200303_152204.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...

Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....