Визуализация сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства (на примере платформы Moodle)
методическая разработка

Петропавловская Дарья Дмитриевна

Необходимость визуализации информации на современном уроке изобразительного искусства обуславливается тем, что у нынешних учеников, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление». Задачи визуализации — структурировать и представить основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения за короткий промежуток времени (45 минут урока), активизация учебной и познавательной деятельности, формирование зрительного восприятия, представления знаний через образы, передача знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры. В данном случае дистанционный курс выступает в качестве «универсального портфеля» учителя, где благодаря структурированию материал и информация разложены по разделам и темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_petropavlovskaya_d._d.docx754.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работка «Визуализация сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства (на примере платформы Moodle)»

Учитель: Петропавловская Дарья Дмитриевна, учитель, ГБОУ средняя школа № 368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Инфокоммуникационные и дистанционные технологии, интегрированные с образовательной системой, позволяют существенно увеличить эффективность учебного процесса, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в процессе подготовки к экзамену.

Необходимость визуализации информации на современном уроке изобразительного искусства обуславливается тем, что у нынешних учеников, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление[1]». Задачи визуализации — структурировать и представить основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала[2].

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения за короткий промежуток времени (45 минут урока), активизация учебной и познавательной деятельности, формирование зрительного восприятия, представления знаний через образы, передача знаний и распознавание образов, повышение визуальной грамотности и визуальной культуры. В данном случае дистанционный курс выступает в качестве «универсального портфеля» учителя, где благодаря структурированию материал и информация разложены по разделам и темам.

Цель представляемой методической разработки: создание комплекта дистанционных технологий визуализации сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства на основе платформы Moodle.

Задачи:

  1. Разработать пакет дистанционных технологий визуализации сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства на основе платформы Moodle.
  2. Апробировать пакет дистанционных технологий визуализации сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства на основе платформы Moodle;
  3. Внедрить пакет дистанционных технологий визуализации сопроводительного материала на уроке изобразительного искусства на основе платформы Moodle.

Задачи, решаемые в процессе создания и работы с дистанционным курсом:

  • создание комфортной образовательной среды для учащихся (возможность учиться в любое время);
  • переход к креативному обучению по самостоятельно выбранному маршруту;
  • стимулирование индивидуальной и самостоятельной работы обучающихся.

Этапы работы над созданием дистанционных курсов и их использованием в общеобразовательном учреждении:

1.Создание дистанционного курса и разработка удобного интерфейса – 6-12 месяцев;

2.Открытие компьютерного класса для свободного посещения– доступность для учащихся -  в зависимости от материальной базы (от 1-12 месяцев);

3.Создание банка курсов по предмету – от 12 месяцев;

4.Самостоятельный выбор курсов – в один клик в сети Интернет;

5.Прохождение курсов учащимися – в зависимости от количества разделов / модулей (от 6 месяцев).

Результаты работы:

1.включение в образовательную деятельность новейших технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;

2.организация непрерывного процесса обучения для детей, находящихся на домашнем обучении по причине болезни, отъезда;

3.создание открытых образовательных ресурсов для учащихся школы;

4.создание открытой образовательной системы.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний учащегося[3]

Одной из систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и образовательные курсы, является система Moodle.

Современная визуализация материала на уроке Изобразительного искусства позволяет рассмотреть репродукции картин в высоком разрешении, посетить виртуальные музеи. Так, глубокие по содержанию темы, требуют особого внимания, обращения к дополнительным источникам информации. Современные способы визуализации позволяют познакомиться с мнением профессионалов по поводу выставок, представленных в музеях не только Санкт - Петербурга, но и других городов, стран. Благодаря рассмотрению видео, учащимся легче понять новые темы и ответить на вопрос урока.

Визуализация сопроводительного материала актуальна в силу следующих обстоятельств, имея выход в Интернет, можно самостоятельно перейти на страницу виртуального музея, не обладая возможностями реального посещения. Ученик может посетить виртуально многие дворцы и имеет возможность погулять по залам музея виртуально, открыть и рассмотреть репродукции картин детально. Удобство наличия подобной ссылки очевидно. Учитель может на любом уроке подкрепить материал репродукцией или погулять с классом и организовать виртуальную экскурсию. Современные уроки не представляются без сопровождения презентацией. Презентация, созданная на дистанционном курсе удобна тем, что вы можете открыть её в любом удобном формате. Ученики, пропустившие урок, открывают дистанционный курс.

Курс включает в себя обязательный раздел, с помощью которого учащийся может познакомиться со средой обучения, задать вопросы по курсу учителю, обсудить темы, рассмотреть программу курса, познакомиться с новыми терминами, познакомиться с новой литературой, списком книг. Обсуждение интересующих вопросов. Этот раздел представляет собой форум. В нём ученики могут обсуждать задания или задавать учителю интересующие вопросы. Форум отслеживаются каждый день, для того чтобы учитель мог оперативно ответить на каждый из поставленных вопросов. Это очень удобно, т.к. во время каникул, карантина или выходных, при решении тестов могут возникнуть вопросы, на которые требуется ответ.

Схема 1. Структура обучающей среды. Ознакомительный раздел

Следующие разделы курсов являются сопровождениями тем учебника. Рассмотрим курс изобразительного искусства для 4 класса. Включаются такие разделы как: «Мир изобразительного искусства», «Мир декоративного искусства», «Народное искусство», «Мир архитектуры и дизайна».

Скриншот раздела «Мир декоративного искусства»

Каждый раздел включает в себя лекции, презентации, книги, задания, пакеты Scorm (задания с LearningApps.org), пояснения, гиперссылки, опросы, тесты, чаты и форумы.

Обратимся к разделу «Мир декоративного искусства». Раздел знакомит ученика с декоративным творчеством. Здесь ученику предлагается виртуальный учебник, чтобы всегда иметь возможность повторить материал урока. Презентация по теме «Художественное стекло и металл».

Материал подается наглядно, в презентации ученик сразу найдёт на одном из слайдов задание для выполнения, которое он может отправить учителю на проверку. Перед презентацией предлагается ознакомиться с фото, демонстрирующими художественные изделия из данных материалов. Ученику предлагается самостоятельно разобраться, рассмотреть, пролистать слайды, выполнить задание.

Урок, созданный с использованием современных информационно – коммуникационных технологий всегда интересен ученику, на разных этапах урока информацию можно подкреплять фильмами, видеофрагментами, аудио, виртуальными турами и многим другим. 

Скриншот урока ««Художественное стекло и металл»

Определенные темы требуют разных форм подачи. Платформа Moodle предлагает для такого случая элемент «Книга». Книга может быть использована

  • для отображения обучающего материала по отдельным разделам
  • как справочник
  • как портфолио образцов ученических работ

Так, можно на нескольких страницах разместить текст по изучаемому вопросу, презентацию и видео. Для школьника начальных классов удобно, что каждая страница разная, можно сказать, «живая». Это создаёт интерес ученика к предмету, к дальнейшему продолжению знакомства с предметом.

Таким образом, дистанционный курс «Изобразительное искусство. 4 класс» является современной образовательной платформой для учащегося с поддержкой учителем на каждом этапе обучения. В курсе использованы разнообразные формы подачи материала, которые позволят обучающемуся с интересом окунуться в мир изобразительного искусства.

С помощью дистанционного образования происходит включение новейших технологий в образовательную деятельность и создание современного образовательного пространства, где материал заранее проверен учителем на предмет соответствия теме и возрасту. Тем самым, учащиеся с помощью дистанционного курса могут заниматься на уроках и дома, а учитель может быть уверен в предоставленном материале. Дистанционный курс обладает широкими возможностями для визуализации материала на уроке изобразительного искусства. Он является открытым образовательным ресурсом, который может пополняться со временем, трансформироваться под индивидуальные требования. Визуализация выступает средством формирования ценностно - смысловых компетенций учащихся.


[1] http://ecsocman.hse.ru/data/2015/05/05/1251193783/169-176-Dokuka.pdf (дата обращения: 05.04.2019);

[2] https://mgpu-media.ru/issues/issue-16/information-communication-technologies/technical-visualization.html (дата обращения: 05.04.2019).

[3] Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса [Электронный ресурс] / Система дистанционного образования. URL: http://distanceeducation.narod.ru/olderfiles/1/Chapter2.html#Ch_2_1 (дата обращения: 09.04.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства

С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, р...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....

Роль демонстрационного материала на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе II вида.

Роль демонстрационного материала на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе II вида....

Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).

Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....

Понятие формы. Геометрические тела. Многообразие форм окружающего мира.Технологическая карта и раздаточный материал к уроку изобразительного искусства в 6 классе

Технологическая карта урока  разработа с учетом требований современного урока по требованиям ФГОС. Наглядно демонстрирует построение основных геометрических тел в перспективе, нанесение теней и п...