Программа курса "Миф и культура" 10-11 классы
календарно-тематическое планирование (10, 11 класс)
Элективный курс ддля общеобразовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание курса «Миф и культура» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783).
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 г. № 1403).
Цель данного курса – привлечь внимание к мифологии как к одному из важнейших источников наших знаний о различных народах мира, что очень важно в период современного процесса глобализации.
Задачи курса:
- Привлечение внимания учащихся к истории как важнейшей гуманитарной дисциплине, изучение древнейших исторических пластов с нетрадиционного ракурса
- Познакомить учащихся с различными науками и показать особенности методов исследования, которые в них применяются.
- Ознакомление с научными методами работы: сбор информации, анализ собранного материала, интерпретация на основе собранного материала.
- Воспитание толерантности, на основе изучения древнейшей истории, осознание ценности каждого народа для мировой цивилизации.
Данный курс содержит познавательный, развивающий, воспитывающий компоненты.
Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с основами мифологии как важнейшего источника знаний о древних эпохах, использование научных методик анализа мифа, расширение представлений учащихся об истории, культуре и быте народов, создавших мифы.
Развивающий компонент предполагает усовершенствование навыков устной и письменной речи, навыка получения и систематизации информации, умения вести дискуссию на научные темы, использовать специальную терминологию, освоение и применение межпредметных связей при анализе мифа.
Воспитательный компонент предполагает понимание и принятие учащимися духовных ценностей разных народов и понимание их самобытности, новое осмысление человеческой истории, что способствует воспитанию уважения к разным народам и к внутреннему миру отдельного человека.
Главная цель курсовой подготовки – преумножение знаний, расширение кругозора учащихся, формирование умения работать в команде.
Главная цель домашней подготовки – формирование умений провести самостоятельный анализ источника.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Программа элективного курса для общеобразовательных учреждений «Миф и культура» и методические рекомендации . разработанные научными сотрудниками Института художественного образования РАО.: Программа элективного курса / авт.-сост. Е.С. Медкова. –Москва «Просвещение»: 2009.
Место предмета в базисном учебном плане.
Авторский элективный курс «Миф и культура» рассчитан на 34 часа. Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение.
Всего часов:
по программе – 34 часа.
в неделю-1 час.
Умения и навыки:
- текстологический анализ мифа;
-определение причинно-следственных связей мифов и истории;
- соотношение мифов и реальной истории;
- соотношение мифов и культуры;
- устные художественный рассказы на основе мифов;
- подбор аргументов и доказательств;
- работа в творческой группе;
- самостоятельный анализ и систематизация групп мифов;
- научные выступления по заданным темам;
- усвоение исторической терминологии.
Теоретическая и практическая подготовка учащихся направлена на решение следующих стратегических задач:
- Формирование мотивации к выбору профиля своего будущего обучения в старшей школе;
- Ознакомление с различными науками и методами их работы в данной прикладной области;
- Реализация интереса к данной области знаний;
- Реализация творческого потенциала учащихся.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны:
- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;
- Примерная программа основного общего образования по музыке;
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Кол-во часов по программе | Планируемое кол-во часов | КР |
1. | Роль мифа в культуре | 3 | 3 | |
2. | Мифологическое мышление | 4 | 4 | |
3. | Бинарные оппозиции мифа | 4 | 4 | |
4. | Кодовые системы мифа | 2 | 2 | |
5. | Числовые символы в культуре | 4 | 4 | 1 |
6. | Универсальные комплексы в мифологии и культуре | 4 | 4 | |
7. | Мифологическая модель мира | 3 | 3 | |
8. | Роль ритуала в мифологии и культуре | 2 | 2 | |
9. | Миф и современность | 3 | 3 | |
10. | Миф и реклама | 3 | 3 | |
11. | Миф и массовая культура | 3 | 3 | 1 |
На изучение курса Миф и культуры в 10-11 классах программой отводится 34 часа.
В рабочей программе запланировано 34 часа
Система оценивания
Текущий контроль в преподавании курса «Миф и культур» представляет определенную трудность. Прежде всего, пока еще плохо разработаны критерии такого контроля. Мировая художественная культура – предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, которые приобретает учащийся в процессе освоения курса МК, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа.
Конкретные задания, с помощью которых учитель способен контролировать учеников на уроке МК, можно разбить на три группы. В первую группу входят задания информативного характера. В таких заданиях можно проверить и оценить лишь общеучебные навыки, но не навыки, приобретенные непосредственно при изучении МК.
Вторую группу заданий составляют задания с частичной творческой направленностью. Здесь уже ученики должны показать начальные умения разбираться в произведении искусства. В основном, все задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения. И большая часть работы по выработке навыков на уроках МК как раз и должна проходить на этом уровне. Ведь главная задача в преподавании этого предмета вовсе не «научить восхищаться прекрасным». Главное научить видеть как сделано то или иное произведение искусства (технология), и почему оно сделано именно так, а не иначе (смысл).
Третья группа заданий самая специфическая для уроков МК. Это творческие задания. Здесь выявляется вся особенность данного предмета, где творчество разворачивается не на уровне творения прекрасного, а на уровне его осмысления.
Критерии оценивания контрольной работы
«Отлично» - работа выполнена в полном объёме, присутствуют все уровни анализа, предложена оригинальная интерпретация и собственная оценка мифа, произведения искусства, работа демонстрирует богатый лексический запас учащегося, знание искусствоведческой терминологии.
«Хорошо» - работа выполнена в полном объёме, присутствуют все уровни анализа, но предложенная интерпретация мифа, произведения искусства не является оригинальной, нарушена логика изложения материала.
«Удовлетворительно»- работа выполнена не в полном объёме, присутствуют не все уровни анализа, работа демонстрирует бедный лексический запас, отсутствие знания искусствоведческой терминологии.
«Неудовлетворительно"- учащийся не приступал к работе.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса
Учащиеся должны
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МиК 10-11 КЛАСС.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Цели урока | Тип урока | Оборудование | Глоссарий | Домашнее задание | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Роль мифа в культуре (3 часа) | ||||||||||||
1 | Неделя 1 | Миф как основа мировоззрения | 1 | Изучение мировоззренческих мифов разных народов | Лекция. | Иллюстрации по теме. | Миф мировоззрение | |||||
2 | Неделя 2 | Миф как основа культуры | 2 | Историческое исследование «Мифы и реальности флоры и фауны». | Урок презентация | Иллюстрации по теме. Презентация | Культура | Выписать из конспекта основные понятия по теме. Выучить их. | ||||
3 | Неделя 3 | Миф – источник образов | Изучение космогонических мифов разных народов | Лекция. | Презентация | Модель, макет, мировоззрение | ||||||
Мифологическое мышление (4часа) | ||||||||||||
4 | Неделя 4 | Мифы как этнографический источник | 2 | «Мифы о животных и растениях» | Урок-путешествие. | Иллюстрации по теме. | Этнография | Подготовить доклады на предоставленные темы. | ||||
5 | Неделя 5 | Мифология для литературоведов | 1 | Литературный анализ Обсуждение «Илиады» и «Одиссеи» как литературных источников | Урок-лекция. | Иллюстрации по теме. Презентация | Метафора | Подготовить сообщения на выбранную тему. | ||||
6,7 | Неделя 6,7 | Мифология для философов | 1 | О важнейших вопросах бытия – о смысле жизни и смерти Изучение космогонических мифов разных народов
| Урок-конференция. | м/медия, иллюстрации по теме. | Философия | |||||
Бинарные оппозиции мифа(4 часа) | Мифология для психологов | |||||||||||
8 | Неделя 8 | Двоичные противопоставления | 1 | Метафоры и символах, содержащихся в мифах, как инструмент для терапии. Мини-тренинг. Знакомство с эзотерикой и экстрасенсорикой | Урок-путешествие. | м/медия, иллюстрации по теме. | Дуализм | Подготовить выступление о мифах Древней Эллады. | ||||
9 | Неделя 9 | Миф как способ медиации | 1 | Урок-конференция. | м/медия, иллюстрации по теме. | Медиация | ||||||
10 | Неделя 10 | Двоичные противопоставления в русских сказках | 1 | Урок-исследование. | м/медия, иллюстрации по теме. | Прочитать дополнительный материал в | ||||||
11 | Неделя 11 | Двоичные противопоставления в произведениях фантастики и фэнтези | Урок-путешествие. | м/медия, иллюстрации по теме подборка книг | ||||||||
Кодовые системы мифа (2 часа) | ||||||||||||
12 | Неделя 12 | Кодовые системы в мифах | 1 | О важнейших вопросах бытия – о смысле жизни и смерти Изучение космогонических мифов разных народов | Урок-лекция. | м/медия, иллюстрации по теме. | Коды | |||||
13 | Неделя 13 | Кодовые системы в русских сказках. | 2 | Практикум | м/медия, иллюстрации по теме. | |||||||
Числовые символы в культуре (4 часа) | ||||||||||||
14 | Неделя 14 | Число – образ мира | 2 | Дать понятие о числе в сказке, легенде, рассказать о достижениях культуры. Магические практики | Урок-семинар. | м/медия, иллюстрации по теме. | Метафора, миф | |||||
15,16 | Неделя 15, 16 | Магия чисел. Нумерология | 1 | Практикум | м/медия, иллюстрации по теме. | Прочитать дополнительный материал. | ||||||
17 | Неделя 17 | Контрольная работа | 1 | Ответить на вопросы. | ||||||||
Универсальные комплексы в мифологии и культуре (4 часа) | ||||||||||||
18 | Неделя 18 | Архетипы в мифах | Рассмотреть архетипы в искусстве народов мира | Урок-лекция. | м/медиа, иллюстрации по теме. Презентация | Архетип | ||||||
19 | Неделя 19 | Древнегреческие архетипы | 1 | Урок-семинар. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Подготовиться к семинару. | ||||||
20 | Неделя 20 | Скандинавские архетипы | 1 | Урок-семинар. | м/медиа, иллюстрации по теме. | |||||||
21 | Неделя 21 | Славянские архетипы | 1 | Урок-семинар. | м/медиа, иллюстрации по теме. | |||||||
Мифологическая модель мира(3 часа) | ||||||||||||
22 | Неделя 22 | Макро и микрокосм | 1 | Сравнительная таблица космогонии разных народов | Урок-лекция. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Подготовиться к семинару. Распределить темы. | |||||
23 | Неделя 23 | Антропоцентризм в мифологии | 1 | Урок-семинар. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Антропоцентризм | ||||||
24 | Неделя 24 | Сакральные модели мира | 1 | Сравнительный анализ древнейших географических карт и текстологический анализ мифов (о Гильгамеше, о Геракле, об аргонавтах) | Урок-лекция. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Модель, макет, мировоззрение | Подготовиться к семинару. | ||||
Роль ритуала в мифологии и культуре(2часа) | ||||||||||||
25 | Неделя 25 | Ритуал – синтез жеста и позы | 1 | Ритуал – средство спасения, возобновления и регулирования. Инициации | Урок-семинар. | м/медиа, иллюстрации по теме. | Ритуал |
| ||||
26 | Неделя 26 | Ритуалы и обряды | 1 | Урок-лекция. | м/медиа, иллюстрации | Обряд | ||||||
Миф и современность(2 часа) | ||||||||||||
27, 28 | Неделя 27, 28 | Роль мифа в формировании общественного сознания | 2 | Метафоры и символы, содержащихся в мифах, как инструмент для терапии. | Урок-презентация | м/медиа, иллюстрации по теме. | Подготовить сообщения на предложенную тему. | |||||
Миф и реклама (3 часа) | ||||||||||||
29, 30 | Неделя 29,30 | Мифотехнологии в рекламе | 2 | Активизация архетипического содержания в коллективном мышлении | Круглый стол. Семинар | м/медиа, иллюстрации по теме. | Реклама пиар | |||||
31 | Неделя 31 | Современная мифология | 2 | Практикум | м/медиа, иллюстрации по теме. | . | Написать сочинение или эссе на предложенную тему. | |||||
Миф и массовая культура (3часа) | ||||||||||||
32 | Неделя 32 | Миф – база современной массовой культуры | Процесс взаимопроникновения смежных искусств в третьем тысячелетии. Компьютерное искусство и цифровая фотография - их роль в формировании новой мифологии. | Урок - презентации | Элита Массовая культура | |||||||
33 | Неделя 33 | Мифы в массовой культуре | 2 | Практикум | м/медиа, иллюстрации по теме. | Субкультуры | ||||||
34 | Неделя 34 | Контрольная работа по 2 разделу |
Литература:
1) М.И.Стеблин-Каменский, "Миф", Ленинград 1976 г.
2) С.А.Токарев, "Что такое мифология?", Москва 1983 г.
3) С.А.Токарев, "Ранние формы религии и их развитие", Москва 1985 г.
4) К.Леви-Строс, "Структура мифа", Санкт-Петербург 1992 г.
5) М.И.Шахнович, "Первобытная мифология и философия", Москва 1984 г.
6) А.М.Золотарев "Родовой строй и первобытная мифология", Киев 1991 г.
7) Энциклопедия "Мифы народов мира", Москва/Минск/Смоленск 1994 г.
8) Философский словарь, Москва 1975 г.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
Дополнительная литература для учителя:
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. – Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2008
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Древняя Греция. Древний Рим – Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2008
- Вачьянц А.М. Вариации прекрасного.7 чудес Древнего мира. – Москва: АЙРИС ПРЕСС, 2208
- Львова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века.- ПИТЕР, 2008 + CD ROM
- Львова Е.П. Мировая художественная культура. Эпоха Просвещения. - ПИТЕР, 2008 + CD ROM
- Львова Е.П. Мировая художественная культура.XIX век. - ПИТЕР, 2008 + CD ROM
Дополнительная литература для учащихся:
- Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1980.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981
- Ю.А. Пархоменко «Я познаю мир. Мировая художественная культура». – АСТ «Ермак», 2003
- Современная школьная энциклопедия «Искусство». – Москва: РОСМЭН. 2008
Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники:
http://www.school.edu.ru/default.asp
http://www.gramota.ru
http://festival.1september.ru/subjects/28/
http://pedsovet.org/m/
http://www.uchportal.ru/load/149
http://www.rubricon.com/
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.tretyakovgallery.ru/
http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm
http://www.rusmuseum.ru/museum/
http://www.russianculture.ru/
http://www.icon-art.narod.ru
http://www.artsalon.ru
http://www.rusiskusstvo.ru/
http://www.nenaidesh.ru/lib/Book-6-64.html
- Библейские образы. [Электронный ресурс]. – М.: ООО New Media Generation, 2005.
- Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и Средневекового Востока. [Электронный ресурс]. – М.: ЗАО «Новый диск», 2005.
- Сокровища мирового искусства. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2004.
- Древнерусская культура и искусство. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», ЗАО «Новый диск», 2004.
- Православная икона. [Электронный ресурс]. – М.: ООО «ДиректМедия Паблишинг», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....