Открытый урок
учебно-методический материал

Кузиева Людмила Сергеевна

ПОПС-формула

как интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.57 МБ
Файл Конспект 19.15 КБ
Файл Приложения2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОПС – формула как интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся

Слайд 2

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Слайд 3

Р оссийских выпускников девятых классов в новых заданиях Основного государственного экзамена (ОГЭ) будут проверять на умение искать и анализировать информацию , а также рассуждать на определённые темы.

Слайд 4

Предмет Спецификация Задание Биология Умение проводить критический анализ полученной информации, объяснять, делать выводы на основе полученных данных, обосновывать ответ. № 27, 28, 29, 30 (задания с развернутым ответом) География Умение приводить примеры, объяснять. № 12, 28, 29 (задания с развернутым ответом) История Умение объяснять, высказывать собственные суждения. № 16, 17, 18, 21 (задания с развернутым ответом) Литература Уметь развернуто рассуждать, аргументировать. № 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 2. (связный ответ на вопрос) Математика Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений. № 25 (задание с развернутым ответом) Обществознание Уметь объяснять, приводить примеры. № 6, 12, 22, 23, 24 (задания с развернутым ответом) Русский язык Уметь писать сочинение-рассуждение. № 9 (сочинение-рассуждение) Физика Умение объяснять. № 21, 22 (задания с развернутым ответом)

Слайд 5

П — позиция; О — объяснение; П — пример; С — следствие.

Слайд 6

О : Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь ? П : Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение.

Слайд 7

П : Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести примеры, основываясь на теоретические знания или собственный опыт. Важно быть убедительным на этой стадии ответа. С : Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Слайд 8

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Можно ли погибнуть от употребления алкоголя?

Слайд 9

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Согласны ли вы с тем, что специализация работников, иными словами, разделение труда, способствует росту общественной производительности?

Слайд 10

АВТОР В РОМАНЕ Можно ли считать Пушкина реальным действующим лицом романа « Евгений Онегин»?



Предварительный просмотр:

ПОПС-формула

как интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. ПОПС-формула поможет ученику понять, достаточно ли знаний получено, чтобы дать полноценный ответ на вопрос. Ответ, содержащий твердую позицию ученика, ответ, подкрепленный аргументами и имеющий вывод.

Проекты контрольных измерительных материалов основного госэкзамена на 2020 год опубликованы. Пресс-служба Рособрнадзора сообщила, что российских выпускников девятых классов в новых заданиях Основного государственного экзамена (ОГЭ) будут проверять на умение искать и анализировать информацию, а также рассуждать на определённые темы. Из чего можно сделать вывод, что учить рассуждать (т.е. заявлять свою позицию, аргументировать ее, делать вывод), развивать устную инициативную речь нужно на всех уроках, которые предполагают работу с текстом.

Посмотрим, как экзаменационные задания 2020 года отражают эти требования.

Предмет

Спецификация

Задание

Биология

Умение проводить критический анализ полученной информации, объяснять, делать выводы на основе полученных данных, обосновывать ответ.

№  27, 28, 29, 30 (задания с развернутым ответом)

География

Умение приводить примеры, объяснять.

№ 12, 28, 29 (задания с развернутым ответом)

История

Умение объяснять, высказывать собственные суждения.

№ 16, 17, 18, 21 (задания с развернутым ответом)

Литература

Уметь развернуто рассуждать, аргументировать.

№ 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 2. (связный ответ на вопрос)

Математика

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений.

№ 25 (задание с развернутым ответом)

Обществознание

Уметь объяснять, приводить примеры.

№ 6, 12, 22, 23, 24 (задания с развернутым ответом)

Русский язык

Уметь писать сочинение-рассуждение.

№ 9 (сочинение-рассуждение)

Физика

Умение объяснять.

№ 21, 22 (задания с развернутым ответом)

        Для того чтобы научить ребят устно и письменно обозначать свою позицию, объяснять, аргументировать ее, делать выводы, я предлагаю использовать на уроках такой интерактивный прием, как ПОПС-формула.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет ученикам в рамках урока в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. В рамках экзамена ПОПС-формулу нужно использовать как план, позволяющий логично выстроить развернутый ответ.

Что из себя этот прием представляет?

П — позиция;

О — объяснение;

П — пример;

С — следствие/суждение.

Для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

П: Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… — эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.

О: Потому что…/ Так как… — на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?

П: Например…/ Я могу доказать это на примере… — чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести примеры, основываясь на теоретические знания или собственный опыт. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.

С: Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… — эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Сейчас, анализируя тексты той ил иной учебной области, мы попробуем показать, как данный прием «работает», помогая ученикам лаконично выражать свои мысли.

(Работа с текстами «Влияние алкоголя на организм человека», «Специализация», «Автор в романе»)

Сегодняшняя работа показала, что применять ПОПС-формулу как своеобразный план или шаблон для развернутого ответа на вопрос необходимо, причем большинство уроков, строящихся в основном на работе с текстом, обладают значительной базой для отработки умения обозначать свою позицию, пояснять ее, доказывать и делать вывод. Важно, что умение давать развернутый ответ - одно из ключевых, проверяемых на экзаменах практически по всем предметам.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...