«Средства индивидуальной защиты»
план-конспект

Методическая разработка учебного занятия«Средства индивидуальной защиты»

Цель: ознакомление учащихся с основными средствами индивидуальной защиты

Задачи:

 

  1. Обучить правильному пользованию средствами индивидуальной защиты
  2. Развивать патриотический потенциал подрастающего поколения
  3. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_zanyatiya1.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г.Юрги»

        «Средства индивидуальной защиты»        

Методическая разработка учебного занятия

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

от _____________ № _______

Утверждено

Приказом директора

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

от _____________ № _______

Автор-составитель:

Кириченко Дмитрий Сергеевич,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юрга

 2019


Содержание

Введение

3

Конспект занятия

5

Литература

10

Приложение. Анкета

11


Введение

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.

Так что же такое патриотизм? Существует несколько определений понятия «патриотизм»

1) Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

2) Патриотизм – (от греч. patris - родина, отечество), любовь к Родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.

Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: "Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную". Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. "В основе патриотизма, - писал И.А. Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа ". Система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. "Ты должен посвятить Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек" (Д.И. Фонвизин).

3) Патриотизм – глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее.

Любить Родину, не зная ее истории невозможно, так же как и достойно её защищать, не обладая специальными знаниями и умениями в области оружия и средств индивидуальной защиты.


Учебное занятие  по программе «Патриоты России»

План-конспект

Тема: «Средства индивидуальной защиты»

Тип занятия: Комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с основными средствами индивидуальной защиты

Задачи:

  1. Обучить правильному пользованию средствами индивидуальной защиты
  2. Развивать патриотический потенциал подрастающего поколения
  3. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.

Форма занятия: очная, групповая

Методы:  словесные, наглядные.

Место проведения: МБУДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги».

Продолжительность: 45 минут

Оборудование и инвентарь: плакаты ГО, противогаз ГП-5 

Ход занятия

  1. Организационный момент.  (2 минуты)

Построение, приветствие, сообщение цели, задач

  1. Основная часть (25 мин)
  1. Обсуждение вопроса: что включает в себя понятие «средства индивидуальной защиты» (СИЗ) и для чего они предназначаются? (5 мин) Педагог обобщает итоги обсуждения:

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

  1. Рассмотрение средств индивидуальной защиты. (10 мин)

Противогаз ГП-5

Противогаз ГП-5 предназначен для защиты органов дыхания, зрения и лица человека от отравляющих веществ (ОВ), радиоактивной пыли (РП), биологических аэрозолей (БА) и других вредных примесей. Значительно отличается от предыдущих моделей удобством лицевой части, имеет более совершенную переговорную мембрану и более надёжную систему клапанов вдоха и выдоха. Форма их лепестков обеспечивает более быстрое и надёжное запирание камер клапанной коробки, а также не допускает их деформации в процессе старения. Независимый обтюратор позволяет находиться в противогазе значительное время без появления неприятных ощущений, оказывая меньшее давление на лицо, и обеспечивает надёжную герметизацию подмасочного пространства даже в случае повреждения ремней наголовника. Обеспечивает меньшее сопротивление дыханию и более высокую степень защиты. Определить размер шлем-маски ГП-5 можно двумя способами. При первом способе размер определяют по данным двух измерений головы: первое — по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, второе — по линии, соединяющей отверстия ушей и проходящей через надбровные дуги. Результаты обоих измерений складываются, и по таблице определяется размер противогаза. При втором способе для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице.

Размер шлем-маски\результаты измерений

А (см)

Б (см)

0

до 63.5

до 92

1

от 63.5 до 65.5

от 92 до 95.5

2

от 66.0 до 68.0

От 95.5 до 99

3

от 68.5 до 70.5

от 99 до 102.5

4

Более 71

Более 102.5

  1. Сдача норматива «Надевание противогаза» (10 мин)

Наименование норматива

Надевание противогаза или респиратора

Условия выполнения норматива

Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, в боевой или специальной технике, ведут боевые действия, отдыхают на привале и т. п. Противогазы и респираторы в «походном» положении.

Порядок выполнения норматива

Руководитель занятия неожиданно подает команда «ГАЗЫ» или «Респиратор - НАДЕТЬ». Обучаемые, затаив дыхание и закрыв глаза, надевают противогазы или респираторы, делают глубокий выдох и возобновляют дыхание.

Время выполнения норматива отсчитывается от подачи команды «ГАЗЫ» или «Респиратор - НАДЕТЬ» до возобновления дыхания обучаемым после надевания противогаза (респиратора).

Методические указания по отработке норматива

Правила надевания противогаза в различных положениях определяются Наставлением по пользованию ИСЗ. Однако надевать противогаз можно и другими приемами, но их применение должно обеспечивать быстрое и правильное надевание и сохранность лицевой части противогаза.

Если в процессе использования противогаза дышать стало труднее, необходимо легким постукиванием рукой по коробке стряхнуть пыль или снег с чехла. Если и после этого дышать трудно, то, не снимая противогаза, снять чехол, стряхнуть с него пыль или снег и быстро надеть на коробку.

По окончании использования противогаза в «боевом» положении снять с коробки чехол и стряхнуть с него пыль. Противогаз снимать по команде «Противогаз - СНЯТЬ» или «Средства защиты - СНЯТЬ», а складывать в противогазовую сумку по команде «СЛОЖИТЬ».

После каждого использования респиратора произвести его дезактивацию удалением пыли с наружной части полумаски (выколачиванием, вытряхиванием или легким постукиванием о какой-либо предмет). Внутреннюю поверхность полумаски протереть влажным тампоном, при этом полумаску не выворачивать. Затем респиратор уложить в пакет, который загерметизировать кольцом и поместить в сумку для противогаза.

Респиратор снимать по команде «Респиратор - СНЯТЬ» или «Средства защиты - СНЯТЬ», а складывать в противогазовую сумку по команде - «СЛОЖИТЬ».

Порядок выполнения норматива № 1

Действия руководителя

Действия обучаемого

Порядок выполнения приема

1. Подает команду, например: «Напра - ВО» («ВСПЫШКА СПРАВА», «К БОЮ»).

Выполняет строевой прием или другую, поданную руководителем занятия, команду.

 

2. Подает команду, например:«ГАЗЫ» или«Респиратор - НАДЕТЬ».Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку.

1. При надевании противогаза по команде «ГАЗЫ»:

     надевает противогаз

Обучаемый задерживает дыхание, закрывает глаза, при необходимости кладет оружие на землю (берет «на ремень», ставит его у опоры или зажимает между ног).

Снимает стальной шлем и головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад.

Вынимает противогаз из сумки. Берет шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее.

Прикладывает нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натягивает ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз.

Устраняет перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, делает полный выдох, открывает глаза и возобновляет дыхание.

2. При надевании респиратора по команде «Респиратор – НАДЕТЬ»:

     надевает респиратор

Обучаемый, при необходимости кладет оружие на землю (берет «на ремень», ставит его у опоры или зажимает между ног).

Снимает стальной шлем и головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад.

Вынимает респиратор из сумки и пакета, надевает респиратор, расправляет его на лице, прижимает концы носового зажима к носу и делает 2-3 глубоких выдоха.

3. После возобновления дыхания останавливает секундомер, возвращает обучаемого в исходное положение и подает команду «ЗАПРАВИТЬСЯ».

Выполняет строевой прием или другую, поданную руководителем занятия команду.

После надевания противогаза обучаемый надевает головной убор и стальной шлем, берет оружие на ремень, заправляет обмундирование и закрепляет противогаз на туловище.

После надевания респиратора обучаемый надевает головной убор и стальной шлем, заправляет обмундирование, укладывает пакет с кольцом для герметизации в сумку и застегивает клапан сумки для противогаза.

Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1

Категория обучаемых

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Военнослужащий

7/11

8/12

10/14

Расчет (отделение)

8/12

9/13

11/15

Взвод

9/13

10/14

12/17

Рота (группа, батарея)

10/14

11/15

13/18

 

Примечание. В числителе указано время надевания противогаза, в знаменателе – респиратора.

Ошибки, снижающие оценку

На один балл

До «неудовлетворительно»

1. при надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или после надевания не сделал полный выдох;

2. шлем-маска противогаза (фильтрующая полумаска респиратора) надета с перекосом;

3. концы носового зажима респиратора не прижаты к носу;

4. не отрегулирована нерастягивающаяся тесьма респиратора.

1. допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникать под шлем-маску противогаза (фильтрующую полумаску респиратора);

2. не герметично присоединена противогазовая коробка.

  1. Заключительная часть (8 мин)

 Анкетирование (6 мин) (см.приложение). Построение, подведение итогов занятия (2 мин)


Литература

1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 - ФЗ «О гражданской обороне».

2. Федеральный закон РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

3. Федеральный закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о ГО в РФ».

5. Приказ МЧС РФ № 993 от 21 декабря 2005 г. «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

6. Приказ МЧС РФ №140 от 10.03.2006г. «О внесении изменений в Правила использования и содержания СИЗ, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27.05.2003г. №285.

7. Безопасность и защита населения в ЧС [Текст]: Учебник для населения/ Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264с.: ил.


Приложение

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:        

  1. Считаете ли вы себя патриотом?
  1. Да
  2. Нет
  3. Частично
  4. Не знаю
  1. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
  1. Центр технического творчества
  2. Школа
  3. Родители
  4. Окружающие люди, друзья
  5. СМИ
  6. Органы власти
  7. Другое _____________________________________________________________
  1. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу
  2. Непримиримость к представителям других наций и народов
  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России
  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения
  5. Любовь к родному дому, посёлку Тисуль, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни
  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того чтобы государство, в котором ты живёшь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире
  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодёжи
  8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка
  1. Закончите предложения
  1. Каждый из нас верит …
  2. Каждый из нас имеет …
  3. Каждый из нас готов …
  4. Подвиги героев заставили нас задуматься …
  5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и …
  6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то …
  7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ(СИЗ), ПРАВИЛА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ....

Презентация_Средства индивидуальной защиты

Презентация "Средства индивидуальной защиты" для 10 класса...

Средства индивидуальной защиты

Реферат на тему: Средства индивидуальной защиты....

Средства индивидуальной защиты населения

На уроке актуализируются  и расширяются  знания обучающихся о средствах защиты кожи (СЗК) либо и медицинских средствах индивидуальной защиты (МСИЗ)....

Средства индивидуальной защиты, урок 10КЛ, презентация

10 класс, урок с презентацией "Средства индивидуальной защиты" и рабочей картой...