История глиняной игрушки, узоры из пластилина, полученные раскатыванием
план-конспект

Смирнова Людмила Ивановна

Данный урок поможет вам познакомить с историей глиняной игрушки, научить делать узоры из пластилина, повторить

приемы  лепки из пластилина, развивать эстетический вкус и мелкую моторику  рук, воспитывать

аккуратность и терпение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов в школе № 59

Приморского  района. Педагог ГПД Смирнова Л. И.

Тема:  « История глиняной игрушки, узоры из пластилина, полученные раскатыванием»

Цели: Познакомить с историей глиняной игрушки, научить делать узоры из пластилина, повторить

приемы  лепки из пластилина, развивать эстетический вкус и мелкую моторику  рук, воспитывать

аккуратность и терпение.

Оборудование: пластилин разных цветов, листы бумаги, скалка, круглая баночка, пластиковая доска,

образцы глиняных игрушек, рисунки игрушек, магнитофон, 3 крышечки от пластиковых бутылок,

магнитофон с записью веселой музыки, счетные палочки, стаканчики от йогурта.

Рекомендации: принести готовые игрушки из глины, чтобы дети пощупали их руками, увидели

натуральные размеры. Выставку готовых игрушек провести в виде яр марки. Каждый ребенок должен

сделать рекламу своей игрушке, как коробейник.

        Ход урока:

1. Вводная часть:


* Приветствие.

* Организация рабочего места.

 2. Работа по теме:

1). Рассказ «История глиняной игрушки»

Ребята, у вас дома есть игрушки. Они сделаны из разных современных материалов: пластмассы, резины,

металла, меха. Но наряду с ними до сих пор пользуются большим спросом народные игрушки.

Отгадайте загадку:

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В  посуду  превращается. (Глина)

Лепить из глины люди начали  давным  –  давно. Сначала это были разнообразные сосуды.

Сосуды были хрупкими, пропускали воду. Для прочности глиняные сосуды сушили на солнце.

С «приручением» огня человек научился обжигать глину. Огонь сделал посуду из глины прочной,

а красивой ее сделали руки и фантазия людей. Обожженные изделия из глины называются керамикой.

Это кувшины, вазы, тарелки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.

Много полезных вещей можно вылепить из глины, но самыми интересными являются игрушки.

Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры,

а служит для украшения народного быта. Давайте, ребята, познакомимся с наиболее  распространенными видами глиняной игрушки.

Филимоновская  деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, кошки, павлины

И солдатики – войска цвет.

(Показ иллюстраций и рисунков  Филимоновских  игрушек)

Лепят Филимоновскую игрушку из очень пластичной глины – «синюшки» методом вытягивания  из

одного куска. Поэтому игрушки наделяют  особым удлиненным силуэтом. Изображения людей

монолитны, без лишних деталей. Неширокая юбка – колокол плавно сужается на талии, от  узких

плеч отходят округлые руки, конусообразная голова составляет единое целое с шеей, прямо из головы

вытягивают раструб, который превращают в манерную шляпку. Так же лепят фигурки животных –

свистулек. У фигурок собак, коней, коров тонко,  тонко  перехваченное в талии туловище, плавно

изогнутая шея с маленькой головкой. Только по форме рогов и ушей можно отличить одного зверя

от другого. Например, у барана рога, как круглые завитки, у коровы – большим полумесяцем,

загнутых вверх.  Главное, что поражает в  Филимоновской  игрушке – ее смелая роспись. Белый

сочетается с малиновым, с зеленым,  лимонно – желтым. Животные и птицы всегда расписываются

по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы и только

голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом.

Каргопольская игрушка берет свое начало из Каргополя Архангельской области. Старая Каргопольская

игрушка была неяркой, даже блеклой. Для украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –

настоящих красок тогда не знали. Делали в Каргополе свистульки. Это  бородатый мужик с трубкой,

женщина – крестьянка с ребенком, деревенская модница в пестром платье, быстрая тройка белых коней,

- все образы наделены живыми характерами. Нередко использовали мастера элементы фантастики.

Например, образ полуконя – полу человека, нареченного на  Руси  Полканом – кентавром.

Своеобразная роспись  Каргопольских  игрушек. Цвета неяркие, приглушенные: розовые,

зеленые, сиренево – синие, желто – оранжевые бледных оттенков.

Гжель – это известный центр народного керамического искусства, расположенный недалеко от Москвы.

 Край Гжельский издавна был богат прекрасными гончарными глинами. Большое  внимание  уделяется

форме изделия. Назначение его порой отодвигается на второй план. Сказка соединяется с вещью. Гжель

больше  известна  посудой, сделанный из белой глины и расписанной синими красками. Делали  на

промыслах  и  игрушки.

Тверская игрушка, эту игрушку придумали в городе Торжке Тверской области. Жар – птица, царь –

рыбы, птицы – синицы, медведи – эти игрушки – свистульки ты узнаешь сразу.

Все фигурки покрыты

чешуйками и оборками, которые очень ярко расписаны и нарядно смотрятся на красно – коричневом

фоне  обожженной глины.

Игрушки расписывают гуашью ярких, контрастных цветов: красным, желтым, оранжевым, голубым.

Узоры и орнаменты у этих игрушек самые разнообразные.

Но наибольшей известностью, ребята, среди всех глиняных игрушек пользуются изготовленные в

слободе Дымково, что возле Вятки (Кировская область). Этот промысел возник в глубокой древности.

В слободе Дымково, где делали игрушки, были отличная глина и песок, пригодные для  керамического

промысла. Проводились здесь весенние гуляния и ярмарка, так называемая «свистунья». Взрослые и дети свистели в глиняные свистульки. Игрушку лепят по частям. Выполняя фигурку барыни или

кормилицы, вначале делают юбку – широкий и пустотелый внутри конус. На него насаживают торс,

оттягивают шею, формируют круглую головку, а к плечам присоединяют  руки. А теперь игрушку

можно украсить, сделать прическу, надеть шляпку. Готовую фигурку покрывают белилами. Затем

наносят геометрические узоры: разноцветные полоски, клеточки, круги и веселые пятна. Характерные

цвета росписи – желтый, синий, зеленый, малиновый. Часто игрушки украшают золотым орнаментом.

           Пластилин был изобретен в 1887 году английским учителем по изобразительному искусству

Уильямом  Харбутом.  Первый  пластилин был серого цвета и изготавливался вручную. Пластилин –

искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается

из очищенного порошка глины с добавлением воска, сала, «красителей» и других веществ, препятствующих высыханию.

2). Повторение базовых форм лепки:

Пластилин выпускается различных цветов. Он легко смешивается и соединяется. Прилепляется одна

деталь к  другой. Повторим основные базовые формы, которые можно слепить из пластилина

1.Шар (кусочек пластилина катать по кругу между ладонями до получения шара).

2.Яйца (скатать шар и слегка покатать между ладонями вперед – назад, надавливая, на один край ладоней сильнее).

3. Капля  (скатать шар,  защипнуть  шарик  в одном  месте  пальцами  и слегка  вытянуть. Сгладить

поверхность руками).

4.Колбаска  или  жгутик  (прокатать  кусочек  пластилина  между  ладонями; если  нажимать  сильнее

и растягивать, получится жгутик).

5.Лепешка (скатать шарик и расплющить скалкой).

3).Последовательность изготовления  дымковской игрушки:

Глиняная игрушка рождается трижды: сначала она лепится, потом обжигается и раскрашивается.

Мы с вами сделаем образцы  дымковской игрушки из пластилина с узором. Вначале изготовьте

основу – пластину из пластилина.

* Как сделать узор «круги»?  (Положить  шарик  на  раскатанную  основу  слегка  вдавить  его,

положить сверху бумагу и раскатать «скалкой».) Дети выполняют.

* А  как получить узор «колечки»? (Уложить  один на другой  разные  по величине  шарики,

расплющить и прокатать поверху «скалкой».)

* Как  получается  узор « (Наложить на раскатанную основу тонкие жгутики  прямые

или волнистые и раскатать слегка сверху через бумагу «скалкой».)

4). Практическая работа «Барыня»

Посмотрите на игрушку. Как она называется? В стиле  какой народной игрушки она выполнена?

Составим алгоритм лепки барыни:

1.Выбери узор для юбки.

2.Сделай каркас для юбки из двух крышек от пластиковых бутылок.

3.Определи размер выкройки юбки.

4.Раскатай основу для юбки и нанеси узор.

5.Слепи юбку – низ с узором и верх без узора.

6. Сделай волан, закрепи волан на юбке.

7. Слепи туловище и руки.

8. Прилепи туловище с руками на юбку.

9. Слепи головку с шеей, аккуратно выполни лицо.

10. Слепи кокошник и украшение для него, а также жгут.

11. Закрепи кокошник и жгут на голове.

12. Закрепи голову на туловище.

13. Закрепи воротник.

14. Одень воротник на барыню.

Начинайте лепить  барыню. (Дети лепят, учитель контролирует, помогает). Слепили барынь,

посмотрите на них. Все похожи друг на друга. Как их различить?  Подумайте, что бы такое

слепить, с чем ваша барыня пойдет гулять. Может, это будет ребенок на руках, может, зонтик,

корзинка, сумочка или собачка на поводке?

5). Игра «Коробейники»

Придумайте рекламу своим барыням. Представьте, что вы за прилавком и продаете  свои игрушки.

Как  вы  будете это делать? (Дети рекламируют  свои игрушки.)

6). Изготовление собачки.

Посмотрите на дымковскую игрушку собачка, какая она красивая. Ориентируясь на образец,

лепите ее самостоятельно.

3. Итог занятия:

Что узнали нового, чему  научились на занятиях по лепке? (Лепить  игрушки,  подражая

 дымковским игрушкам и делать узоры. Узнали о народной глиняной  игрушке,  о пластилине.)

Приводим в порядок рабочее место.  Домашнее задание: повторить, что можно

сделать с пластилином;  и слепить Гнома, по типу дымковской игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....

Народная глиняная игрушка

ИКТ для урока изобразительного искусства в 5-ом классе...

план урока "Глинянная игрушка"

План-конспект урока ИЗО (5 класс) «Глиняная народная игрушка. Выполнение эскиза игрушки по народным мотивам»...

Открытый урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки"

Урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Л.П. является завершающим в теме "Авторская глиняная игрушка в развитии товрческ...

Глиняные игрушки

Виды глиняных игрушек...

Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....