Конспект урока по предмету " Литературное чтение" по теме " "Кукушка" Ненецкая народная сказка"" 8.11.2017 г. 2 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» по теме
« «Кукушка» Ненецкая народная сказка» 8.11.2017 г. 2 класс УМК «Перспектива»
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования умений анализировать и передавать собственные переживания, понимать внутреннее состояние персонажа, формировать у учащихся нравственные понятия.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать виды сказок и их отличительные особенности;
- знать названия сказок народов России, главных героев;
- уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать.
Личностные результаты:
развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте на основе иллюстраций.
Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других;
оформление своих мыслей в устной форме;
умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке в совместной деятельности с учителем;
учиться работать по предложенному учителем плану.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Речевая разминка.
Прочитайте текст стихотворения про себя.
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
- Прочитайте медленно (ещё: с ускорением, грустно, весело).
- Прочитайте выразительно.
3. Актуализация ранее усвоенных знаний .
–Как называется раздел, по которому мы совершаем путешествие? (Мир народной сказки)
– Что такое сказка? (произведение с вымышленными героями и событиями)
– Какие виды сказок вам известны? (волшебные, о животных, бытовые)
– По каким приметам мы можем узнать, что произведение – это сказка? (зачин, концовка, троекратный повтор, волшебные герои и события, присказка)
Игра «Угадай – ка»
– Сейчас мы поиграем и вспомним названия сказок по одному предложению из них.
- «Сестрица Аленушка, я пить хочу!
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка);
- «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»
(«Лисичка-сестричка и волк» – русская народная сказка);
- «Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали!»
(«Зимовье», русская народная сказка)
- «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как меня ноги унесли!»»
(«У страха глаза велики», русская народная сказка).
- «А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела»
(«Лиса и журавль», русская народная сказка)
- «Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась»»
(«Айога», нанайская народная сказка)
– Что общего у этих сказок, что их объединяет? (они народные)
– Какая сказка в викторине не является русской? («Айога»)
– Какой народ ее сочинил? (нанайский).
4. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки «Айога».
Физкультминутка Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
5. Постановка целей урока.
– Наша страна – Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы, которые пишут прекрасные сказки.
– Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, как нанайцы. А сейчас мы с вами мысленно отправимся вновь на север страны в заснеженную тундру.
Тундра – холодные северные безлесные пространства. Безлесные, потому что там постоянно холодно, дуют сильные ветры и вечная мерзлота.
В тундре живут коренные жители Севера - это ханты- манси, ненцы, чукчи, якуты. Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
Их основное занятие- оленеводство, рыболовство. Ведут они кочевой образ жизни в поисках корма для своих оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает коренное население.
Сегодня мы познакомимся с ненецкой сказкой
– Откройте учебники на странице 82, рассмотрите рисунок.
– Кого вы видите на рисунке?
– Где происходят события?
– Как вы думаете, о чём эта сказка?
- Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав сказку.
5. Работа по теме урока.
Знакомство со сказкой.
Чтение сказки хорошо читающим учеником.
- Какие чувства вы испытали во время чтения?
- Что вас особенно тронуло в этой сказке?
Словарная работа.
- Какие слова и выражения вам были непонятны?
- Объясните значение слов и выражений.
(обращение к толковому словарю в учебнике)
чум, малица, напёрсток
Физминутка. Скачет шустрая синица.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Повторное чтение сказки.
Жужжащее чтение.
Физминутка Гимнастика для глаз.
Птичка полетела вверх, (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо, (смотрят вправо)
Птичка улетела влево, (смотрят влево)
И спряталась на полу. (смотрят на пол)
Чтение по цепочке.
Работа по вопросам и заданиям учителя.
- Почему заболела мама?
- Что оказалось важнее для детей: свои дела или просьбы матери?
- Как вы думаете, почему мать превратилась в птицу и улетела от своих детей? (предложенные варианты на доске)
1. Мать не любила своих детей.
2. Мать хотела птицею долететь до воды.
3.Матери было тяжело видеть, что ее дети растут черствыми и равнодушными.
-Какими были дети? (беззаботными, безжалостными, злыми, глупыми, бесчувственными, легкомысленными, ленивыми, неблагодарными).
- Поняли ли дети свою ошибку?
– Работа в парах «Собери пословицу»
– На партах у вас в конверте слова. Достаньте их, разложите. Попробуете собрать из этих слов пословицу
Получаются такие пословицы:
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Материнское сердце в детках, а детское в камне.
При солнышке тепло, при матери добро.
– Какие пословицы у вас получились?
– Объясните, как вы понимаете их смысл.
- Какие из этих пословиц можно использовать в качестве названия к ненецкой народной сказке?
6. Рефлексия. Итог.
Закончи предложения:
Я прочитал (а)….
Она заставила меня задуматься о (об)….
Сказка меня научила….
Мне на уроке понравилось…
Я испытывал затруднения в…..
7. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
План-конспект урока по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности : Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Класс: 9
Цельработы-создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «терроризм», «международный терроризм» и формирования умений действовать в случае террористического акта;-способствовать воспи...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Изменение глаголов по числам" 7 класс
Урок письма и развития речи по теме "Изменение глаголов по числам". 7 класс...
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
Конспект урока"Три склонения имен существительных" 9 класс....
Конспект урока по предмету Человек на тему: "Мое тело. Волосы" в 3 с классе (сложная структура дефекта)
Вашему вниманию представлен конспект урока для учащихся со сложной структурой дефекта....
Конспект урока по предмету «Альтернативная коммуникация» на тему сказки «Теремок».
Конспект урока по предмету «Альтернативная коммуникация»на тему сказки «Теремок». Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой "Теремок&qu...