РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с одарёнными детьми» 5 – 9 класс
рабочая программа

Магомедова Мадина Гаджиевна

     Рабочая  программа  «Работа с одарёнными детьми» (5 – 9 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного  общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ «Гимназия№35».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rabota_s_odarennymi_detmi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №35»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

«Работа с одарёнными детьми»

5 – 9 класс

 

(по подготовке к участию в предметных олимпиадах).

                                                                       Махачкала

     Рабочая  программа  «Работа с одарёнными детьми» (5 – 9 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного  общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ «Гимназия№35».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

     Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.  У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. В условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. Материальный и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития способностей учащихся. Одним из направлений этой работы является развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса к углублённому изучению предмета, интереса к определённой науке. Системная, научная организация работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов в реализации данной программы

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающимся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

    Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

     Реализация программы позволит обучающимся побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, существенно поможет при подготовке к ОГЭ, будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.

Цель программы:

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  • проводить конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие обучающимся проявить свои способности.
  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  • воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  • поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Принципы построения программы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Сроки реализации программы: 4 года.

Ожидаемы результаты реализации программы:

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счёт учёта индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их социальных характеристик.
  • Формирование системы работы с одарёнными детьми.
  • Создание базы для развития одарённости и таланта в современных условиях общеобразовательной школы.
  • Совершенствование форм работы с одарёнными и способными детьми.
  • Формирование банка данных «Одарённые дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одарённости.
  • Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
  • Обобщение и систематизация материалов, презентация опыта работы.

Показатели эффективности реализации программы:

  • Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных  детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Выявление одарённых детей.

    Диагностика одарённости младших школьников по методике А.И.Савенкова; диагностика познавательной сферы ребёнка (Богданова Т.Г.); диагностика уровня творческой активности учащихся (Альбом с замаскированными изображениями).
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Составление индивидуальных карт на одарённых детей.

Работа учителем с одарёнными детьми в урочную деятельность.

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.

Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок -творческая мастерская, урок-лекция.

Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.

Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.

Участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, олимпиадах.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.

Организация и проведение школьных предметных олимпиад.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.

Привлечение к научно-исследовательской деятельности.

Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.

Развитие детей через дополнительное образование.

Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций.

Основные формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия;
  • кружковая работа;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в конкурсах;
  • предметные недели;
  • работа по индивидуальным планам.

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направление работы

Мероприятие

Сроки проведения

1

Методическая работа

Составление плана работы с детьми на учебный год.

Август

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми.

Сентябрь

2

Выявление способных и одарённых детей

Диагностика одарённости обучающихся 5 – 9 классов

Сентябрь

Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

В течение года

3

Анализ успехов и достижений ученика

Создание портфолио обучающихся.

В течение года.

4

Работа с родителями обучающихся

Тематические родительские собрания.

Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков.

1 раз в год

5

Работа учителя с одарёнными детьми на уроке

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.

В течение года.

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.

Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.

Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.

Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.

6

Участие в школьных, муниципальных, региональных, международных олимпиадах и конкурсах.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.

В течение года

Организация и проведение школьных предметных олимпиад.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.

7

Привлечение к научно-исследовательской деятельности.

Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.

Февраль- март

8

Развитие детей через дополнительное образование.

Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций.

В течение года

Участие в конкурсах творческих работ разного уровня.

9

Создание банка нестандартных заданий

Создание методической копилки по работе с одарёнными детьми:

- отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов;

- создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной сложности по предметам);

- формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям);

- отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.


Показатели эффективности реализации программы:

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...