Рабочая программа и КТП по СБО в 7 классе (УОД)
рабочая программа (7 класс)

Донских Елена Валентиновна

Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка

Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).

По учебному плану школы в 6 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Используемый учебно-методический комплект:

Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 119 с.

Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков (носят индивидуальный характер), дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).

Программа адресована учащимся 7б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный учебный предмет важен для семиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности

Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса, основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы, к знаниям и умения учеников с тяжёлыми формами развития (Горбунова Д., Мягков Я.) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление о:

  • значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
  • назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
  • необходимости гигиены одежды;
  • назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребёнка);
  • порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, агентстве, заказ);
  • порядке сдачи и получения багажа в камере хранения;
  • о вреде самолечения;
  • том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
  • порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
  • том, сколько денег можно иметь на мелкие расходы.

Учащиеся должны знать:

  • правила соблюдения личной гигиены подростка (юноши, девушки);
  • правила смены одежды и нательного постельного белья;
  • санитарно-гигиенические правила пользования зубной щёткой, расчёской, мочалкой, душем, ванной, унитазом;
  • особенности стирки цветного и белого белья;
  • правила пользования моющими средствами;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
  • последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
  • назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
  • правила подготовки вещей к сдаче в чистку;
  • способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
  • последовательность приготовления блюд;
  • возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
  • правила пользования столовыми приборами;
  • различные тихие и подвижные игры;
  • правила поведения при встрече и расставании;
  • правила поведения в гостях
  • рецепты каши, заварки чая, правила варки яиц разного состояния;
  • хранения продуктов и готовой пищи;
  • правила вручения и приёма подарков;
  • последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
  • способы и периодичность ухода за окнами;
  • виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
  • способы утепления окон;
  • правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;
  • правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
  • правила содержания в доме собаки, кошки, попугая;
  • функции железнодорожного транспорта;
  • виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
  • примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
  • виды справочных служб;
  • виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа4
  • о назначении промтоварных магазинов;
  • о порядке приобретения товаров;
  • ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
  • стоимость отдельных товаров;
  • перечень предметов, посылаемых бандеролью;
  • максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
  • виды и способы упаковки бандеролей;
  • состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
  • местные лекарственные растения;
  • правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
  • правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины);
  • местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
  • названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
  • виды выпускаемой продукции;
  • названия рабочих специальностей;
  • говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
  • составные части бюджета семьи;
  • заработную плату членов семьи.

Обучающиеся должны уметь:

  • ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
  • стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
  • гладить одежду и бельё;
  • готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
  • готовить третьи блюда;
  • оформлять готовые блюда;
  • сервировать стол к обеду;
  • одевать малышей на прогулку;
  • объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
  • помогать первоклассникам при уборке игрушек;
  • выбрать подходящую одежду для визита в гости;
  • культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
  • выбирать подарки;
  • изготавливать простые сувениры;
  • вручать и принимать подарки;
  • убирать жилые помещения;
  • чистить мебель;
  • мыть зеркала и стёкла;
  • утеплять окна;
  • ориентироваться в расписании;
  • приобретать билеты в железнодорожной кассе;
  • обращаться за справкой в справочное бюро вокзала, центральную железнодорожную справочную по телефону, в интернет;
  • приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
  • подсчитывать стоимость покупок;
  • правильно вести себя в магазине;
  • заполнять бланки на отправку бандеролей;
  • составлять опись посылаемых предметов;
  • упаковывать бандероли;
  • пользоваться термометром;
  • готовить настои и отвары из лекарственных растений;
  • обрабатывать раны и накладывать повязки;
  • накладывать временные шины;
  • подсчитывать бюджет семьи;
  • составлять доверенность на получение заработной платы.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во вопросов в изучаемых темах (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

2

0

2

2

ОДЕЖДА

4

0

12

3

ПИТАНИЕ

3

0

12

4

СЕМЬЯ

1

0

4

5

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

2

0

4

6

ЖИЛИЩЕ

4

0

8

7

ТРАНСПОРТ

2

0

4

8

ТОРГОВЛЯ

2

0

4

9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

1

0

6

10

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

3

0

6

11

УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

1

0

2

12

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

3

0

4

Итого

28 часов

0 часов

68 часов

В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой дано количество вопросов, изучаемых внутри 12 предложенных тем, а сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование учебного материала на 2016/2017 учебный год

СБО.  7 класс (VIII вид)

Раздел

ТЕМА УРОКА

№ п/п

Кол-во часов

I

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

2

Личная гигиена подростка

1

1

Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1

2

II

ОДЕЖДА

12

Ремонт разорванных мест одежды, штопка одежды.

1

3

Штопка одежды: заплата нашивная.

1

4

Штопка одежды: заплата декоративная.

1

5

Практическая работа: ремонт разорванных мест одежды, штопка одежды.

1

6

Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.

1

7

Практическая работа: стирка хлопчатобумажного белья вручную.

1

8

Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.

1

9

Практическая работа: глажение белья.

1

10

Практическая работа: глажение брюк.

1

11

Практическая работа: глажение спортивной одежды.

1

12

Химчистка. Виды услуг. Правила пользования.

1

13

Экскурсия  в химчистку.

1

14

III

ПИТАНИЕ

12

Приготовление пищи: обед. Виды питания.

1

15

Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Значение первых блюд.

1

16

Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. Салат.

1

17

Питание. Практическая работа.

1

18

Приготовление первого блюда. Практическая работа.

1

19

Приготовление второго блюда. Практическая работа.

1

20

Третьи блюда. Кисель, компот.

1

21

Питание. Практическая работа.

1

22

Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.

1

23

Сервировка стола к обеду.

1

24

Питание. Практическая работа.

1

25

Питание. Практическая работа.

1

26

IV

СЕМЬЯ

4

Помощь родителям по уходу за младшими детьми.

1

27

Помощь родителям по уходу за младшими детьми. Разучивание «тихих» игр.

1

28

Помощь родителям по уходу за младшими детьми. Сказки, песенки.

1

29

Помощь родителям по уходу за младшими детьми. Подвижные игры.

1

30

V

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

4

Поведение в гостях. Правила приёма приглашения в гости.

1

31

Поведение в гостях. Подготовка к поездке в гости.

1

32

Подарки.

1

33

Культура поведения в гостях.

1

34

VI

ЖИЛИЩЕ

8

Регулярная  и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, к лету.

1

35

Регулярная  и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, к лету.

1

36

Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

1

37

Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

1

38

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др).

1

39

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др).

1

40

Животные в доме (кошка, собака, попугай).

1

41

Жилище.

1

42

VII

ТРАНСПОРТ

4

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.

1

43

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.

1

44

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодо рожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону, интернету). Камера хранения багажа.

1

45

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодо рожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону, интернету). Камера хранения багажа.

1

46

VIII

ТОРГОВЛЯ

4

Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.

1

47

Отделы магазинов.  

1

48

Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товара.

1

49

Торговля. Экскурсия в промтоварный магазин.

1

50

IX

СРЕДСТВА СВЯЗИ

6

Виды бандеролей (простые, ценные, заказные).

1

51

Упаковка. Порядок их отправления.

1

52

Упаковка.

1

53

Стоимость пересылки.

1

54

Заполнение бланков.

1

55

Средства связи. Экскурсия на почту.

1

56

X

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

6

Домашняя аптечка. Термометр.

1

Лекарственные растения.

1

58

Практическая работа: приготовление витаминного чая.

1

59

Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

1

60

Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

1

61

Медицинская помощь. Экскурсия в травмпункт.

1

62

XI

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

2

Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты г.Москвы г.о.Троицк. Названия цехов, отделов. Названия рабочих специальностей. Виды выпускаемой продукции.

1

63

Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты г.Москвы г.о.Троицк. Названия цехов, отделов. Названия рабочих специальностей. Виды выпускаемой продукции.

1

64

XII

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

4

Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.

1

65

Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.

1

66

Практическая работа: определение доходов семьи, составление доверенности на получение зарплаты

1

67

Мелкие расходы.

1

68

Журнал по технике безопасности

на уроках социально бытовой ориентировки в 2014/2015 учебном году

Дата инструктажа

Название инструктажа

Вид инструктажа

Ф.И.инструктируемого

Подпись инструктируемого

Ф.И.инструктора

Подпись инструктора

1

Правила ТБ на уроках СБО

вводный

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

2

Правила безопасной работы с колющими, режущими инструментами при мелком ремонте одежды.

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

3

Правила безопасной работы с СМС и электроприбором (утюг) при стирке и глажении изделий из хлопчатобумажной ткани

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

4

Правила безопасного передвижения по городу  во время проведения экскурсии

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

5

Правила безопасной работы при мытье зеркал, окон.

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

6

Правила безопасного передвижения по городу  во время проведения экскурсии

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

7

Правила безопасного передвижения по городу  во время проведения экскурсии

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

8

Правила безопасной работы при приготовлении пищи: работа с колющими и режущими инстру ментами, кипятком, электрона гревательными приборами. Са нитарно-гигиенические  нормы приготовления пищи

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.

9

Правила безопасного передвижения по городу  во время проведения экскурсии

Целевой

1

Базанов Женя

Варченко Е.В.

2

Голованова Вика

Варченко Е.В.

3

Дёминов Максим

Варченко Е.В.

4

Косолапов Андрей

Варченко Е.В.

5

Литвинов Дима

Варченко Е.В.

6

Логинова Даша

Варченко Е.В.

7

Синенко Женя

Варченко Е.В.