Программа по финансовой грамотности 5-9
элективный курс (5 класс)

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Программа эллективного курса финансовая грамотность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

г. Татарска Новосибирской области

Рабочая программа

«Основы финансовой грамотности»

для 5 – 9 класса, реализующих  ФГОС второго поколения

Составитель:   Смирнова Екатерина Геннадьевна

Одобрена  методическим советом

Протокол №          от                        г.

Принята на заседании педагогического совета

 Протокол  №        от                         г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №       от

             Директор школы:                                                  С.В. Демьяненко

г. Татарск

                                                         2019г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» соответствует ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9классов в сфере экономики семьи.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий авторского коллектива:  Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Курс рассчитан на 85 часов: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов  в 7 классе , 17 часов в 8 классе, 17 часов в 9 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты   представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. класс

1.Умение  самостоятельно  определять  цели  обучения,  ставить  и формулировать новые        задачи в учебе и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

2.Умение планировать пути достижения целей.

Обучающийся сможет:

  • находить из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

3.Умение осуществлять контроль своей деятельности.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность;

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Обучающийся сможет: оценивать свои действия по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

Обучающийся сможет:

  • соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • определять причины своего успеха или неуспеха;

6 класс

1.Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • выдвигать версии решения проблемы;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;определять/находить, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • определять возможные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
  1. Умение осуществлять контроль своей деятельности

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов  и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • оценивать свою деятельность;
  • осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.

Повышенный уровень:

  1. Формулировать гипотезы, прогнозировать конечный результат;
  2. Составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
  3. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  4. Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  5. Принимать решения в учебной ситуации и нести за него ответственность.

7класс

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи;
  1.   Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Повышенный уровень:

  1. Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и

обосновывая логическую последовательность шагов);

  1. Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности.
  1. класс

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности по завершении деятельности;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Обучающийся сможет:                                                                                                        анализировать        и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

Повышенный уровень:

  1. Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  2. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

4.Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности.

9  класс

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Повышенный уровень:

  1. Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  2. Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
  3. Для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные  УУД :

  1. Класс

1.Умение обобщать, классифицировать, делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • вычленять из текста ключевые слова;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать;
  • делать выводы на основе наблюдений

2.Умение создавать и применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; строить (простую) схему, алгоритм действия

3.Смысловое чтение.

          Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться   в   содержании   текста,   понимать   целостный смысл  текста;        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

4.Формирование и развитие экологического мышления.

Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; выделять явление из общего ряда других явлений;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • строить схему, алгоритм действий.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет: анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения 5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.

Повышенный уровень:

  • Объединять        предметы        и        явления        в        группы        по        определенным        признакам,        сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
  • Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
  • Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке.
  • Создавать абстрактный или реальный образ предметами или явлениями.
  • Резюмировать главную идею текста.

 7  класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке;
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Повышенный уровень:

  • Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией.
  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; выявлять и называть причины события, явления
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить        сложную        по        составу        (многоаспектную)        информацию        из        графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста. 4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • выражать свое отношение к природе через сочинения, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;        соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Повышенный уровень: 

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);\
  • собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст.
  1. класс

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод

собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный текст критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет: прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Повышенный уровень:

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные УУД:

5 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Обучающийся сможет:
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме план собственной деятельности; 3.Формирование ИКТ компетентности.

Обучающийся сможет:

  • искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций.

6 класс

  1. Умение        находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
  1. Формирование ИКТ компетентности.

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • использовать компьютерные технологии при создании текстовых документов и презентаций; использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

        Повышенный уровень:

  1. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  2. Критически относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  3. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  4. Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков.

7класс

  1. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; 

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Повышенный уровень:

  1. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  2. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  3. Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  4. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

8 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • создавать        информационные        ресурсы        разного        типа        и        для        разных аудиторий,        соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Повышенный уровень:

1.Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

2.Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

3.Формировать        множественную        выборку        из        поисковых        источников        для        

объективизации результатов поиска.

9 класс

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование        и        развитие        компетентности        в        области        использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • использовать компьютерные технологии        для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
  • создавать        информационные        ресурсы        разного        типа        и        для        разных        аудиторий,        соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Повышенный уровень:

  1. Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  2. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др..

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах:

Обучающийся научится:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта и валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

Обучающийся получит возможность научиться:

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 8-9 классах:

Обучающийся научиться:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

Обучающийся получит возможность научиться:

• владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций,  о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена;  о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

2. Основное содержание предмета, курса

5 класс

Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое

поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы

семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.

6 класс

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.

7 класс

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их

надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба.  Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.

8 класс

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

Тема 1. Происхождение денег.  Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

9 класс

Модуль 3. Риски в мире денег.

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность».

 4ч      

1

1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

                   1ч

2

1.2.От чего зависит благосостояние семьи.

3

1.3.Учимся оценивать финансовое

поведение людей.

4

1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. 

13ч

5

2.1.1.Деньги: что это такое.

6

2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги».

7

2.1.3.Из чего складываются доходы

семьи.

8

2.1.4.Учимся считать семейные доходы.

                   1ч

9

2.1.5.Исследуем доходы семьи.

10

2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

11

2.1.7.Как появляются расходы семьи.

12

2.1.8.Учимся считать семейные расходы.

13

2.1.9.Исследуем расходы семьи.

14

2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

15

2.1.11.Как сформировать семейный бюджет.

16

2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

17

2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2.

6 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-3

Повторение изученного в разделах 1 и 2.

Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

                   14ч

4-5

3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

6

3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо.

7

3.2.4.Что и как можно страховать.

8

3.2.5.Ролевая игра «Страхование»

9

3.2.6.Контрольная работа за 1 четверть.

10

3.2.7,8Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

11

3.2.9.Как определить надёжность страховых компаний.

12

3.2.10.Как работает страховая компания.

13-14

3.2.11,12Учебные мини-проекты «Страхование»

15-16

3.2.14.Обобщение результатов изученного раздела 3.

17

3.2.15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься»

7 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделе 3.

Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

 7ч      

3

4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

                  1ч

4

4.3.2.Что такое налоги и почему их

надо платить.

                   1ч

5

4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран.

6

4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

7

4.3.5.Как работает налоговая служба.  

8

4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

9

Какие социальные пособия получают люди.

Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

10

5.4.1.Для чего нужны банки.

11

5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады.

12

5.4.3. Что такое кредиты и надо ли их брать.

13

5.4.4. Какими банковскими услугами пользуется семья.

14

5.4.5. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

15

5.4.6. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

16

5.4.7. Что такое валюта и для чего она нужна.

17

5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5.

8 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделах 4,5.

Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

 9ч      

Тема 1. Происхождение денег.  

3

6.1.1.Деньги, что это такое.

4

6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

5

6.1.3.Какие бывают источники доходов.

6

6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов.

7

6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

8

6.1.6. Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

Тема 4. Построение семейного бюджета.

9

6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить.

10

6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет.

11

6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6.

Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

12

7.2.1.Для чего нужны финансовые организации.

13

7.2.2.Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

14

7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

15-16

7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

17

7.2.6.Обобщение по разделу 7.

9 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-2

Повторение изученного в разделах 6,7.

Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег.

 6ч      

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

3

8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  

4

8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

5

8.3.3.Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски.

6

8.3.4.Какие бывают финансовые риски.

7

8.3.5. Что такое финансовые пирамиды.

8

8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи.

9

9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен.

10

9.4.2.Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес.

11

9.4.3.Что такое бизнес.

12

9.4.4.Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  

13

9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен.

14

9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи.

15

10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить.

16

10.5.2. Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. 

17

10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева

Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева. Содержит  личностные, предметные и метапредметные результаты освоениякурса, содержание и календарно...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

программа по финансовой грамотности 5-6 класс

В файле представлена программа по финансовой грамотности для 5-6 класса. Добавлено поурочное планирование...

Программа по финансовой грамотности

Материал содержит программу по финансовой грамотности, рассчитанную на 34 часа....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...