МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
материал

Сиркина Наталья Николаевна

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_kraevedeniyu_v_shkole.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ

Ощутите связь с прошлым - и вы можете на него опереться.

                                                                                Авессалом Подводный

Введение.

       Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д

      Краеведение помогает раскрывать учащимся связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Оно помогает формировать у учащихся знания о родном крае и чувства привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

    Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.

       Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее действие.

 

 Школьное краеведение сегодня.

       У учащихся  каждого региона России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона, всемирной истории.

       Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет себе такие возможности довольно широко.

      Важно, чтобы в краеведческой работе не было поспешности. Эта работа должна основываться на добровольности. Принудительные меры могут нанести только вред.

     Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

         При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в любом уголке нашей необъятной Родины.  

          Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего  села, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным. Так же в краеведческой работе надо учитывать уровни познавательной краеведческой работы обучающихся.

            Деятельность краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать. Главное это то, что краеведение способствует решению социальной адаптации учащихся, формировать у них готовность жить и трудиться в родном селе и участвовать в его развитии.

              В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы к проведению краеведческих исследований в походах и экспедициях. В основе таких факультативов и кружков лежат уроки краеведения.

        Формы внеклассной краеведческой работы:

  Массовые формы краеведческой работы – вечера, олимпиады, викторины, конференции. К данной форме работы можно отнести создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий. 

  Групповые формы внеклассной работы по краеведению – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции.

  Индивидуальные формы работы по краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работа с документами.

           Историко-краеведческие кружки.

 В программе работы кружка важно выделить два момента: единство истории края, его частей с историей страны в целом и особенности исторического развития края.

Годовой план работы кружков составляется, включая время летних и зимних каникул. Кроме задач кружка в плане пишутся различные формы его работы: встречи, конференции…

Работа кружков заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции. На итоговом занятии заслуживается краткий отчет, а также 2-3 самых лучших доклада, характеризующие основные направления работы кружка.

Основным методом работы кружка является самостоятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно над ней работает.  Каждый член кружка овладевает умениями и навыками самостоятельной исследовательской деятельности.

 

        Школьный историко-краеведческий музей.

       Популярность музеев в последнее время возросла необычайно.  

Музей – это научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры.

            В последние десятилетия во многих школах стали организовываться музеи – комнаты боевой славы, исторические музеи.

           В нашей школе в 2015году открылся историко-краеведческий музей. Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, осуществлять поддержку творческих способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

          Основная работа нашего музея - пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории. 

         Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

          Основные задачи музея:
1. Сбор и оформление информации о педагогах школы.

2. Изучить историю возникновения и деятельности пионерской организации школы

3. Исследовать школьные традиции прошлого.

4.Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

5.Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

6. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

7. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свое село.

8.На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского и мордовского народов, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

9. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

           Экспозиция музея состоит из девяти разделов:

«История школы», «Из истории села Оброчное»,  «Село мое родное», «Председатели колхоза», « Земля родная, есть у тебя герои!»,

« На службе Отечеству», «Всё для фронта, всё для победы!»,

«Вечная память павшим», « Следы жилья ветрами размело»

    В нем собрано более 900 экспонатов, 500 фотографий, документы, имеются  альбомы, папки  с газетными вырезками, рассказывающие о прошлом нашего села, нашего талантливого, трудолюбивого народа.

         Все это собрано учителями и учащимися, подарено их родителями из домашних архивов, а также ветеранами войны и труда, знаменитыми людьми, гостями музея.

        Поражает высочайшая эстетическая культура оформления каждого стенда, витрин, альбомов, размещение экспонатов. Продуман и с любовью оформлен каждый сантиметр площади музея.

    Создание музея – это долгий и кропотливый путь. Много было сделано силами  учителей и обслуживающего персонала школы.

На витринах нашего музея представлены:

- Почётные грамоты ветеранов педагогического труда

-Пионерская атрибутика

-Награды и медали тружеников сельхозпредприятий в разные периоды времени.

-ордена и медали, а также наградные документы участников войны и тружеников тыла

-фотографии, грамоты, награды сегодняшних защитников Отечества.

-Ордена Трудовой славы 3 степени

   Эти награды говорят о трудолюбии жителей наших сёл, о высоких достижениях.

           В музее проводятся уроки истории, экскурсии, конференции, посвященные памятным датам.

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научную ценность. Из всего этого вытекают цели и задачи школьных музеев. Они имеют сходство с государственными музеями, но и обладают своими, специфическими особенностями

           Во-первых, школьный музей имеет учебно-педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы в школе.

          Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся.

           В-третьих, школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории, но и место научно-педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по истории и другим предметам.

           Школьный музей может быть создан лишь в результате широкой историко-краеведческой поисковой работы школьников. Только она дает возможность в полной мере реализовать цели и задачи, поставленные перед собой школьными краеведами.

           Поисково-собирательная работа имеет следующие аспекты: музееведческий и педагогический. Музееведческий аспект предусматривает знание основ музейного дела, умение правильно оформлять документы, знание и использование следующей формы научного описания документов, которая позволяет систематизировать каждый исторический источник, поступающий в музей:

          Педагогический аспект состоит в том, чтобы привлечь к поиску исторических источников максимально широкий круг учащихся. Хорошим методом вовлечения всех учащихся школы в поиск являются задания Совета музея каждому классу, выполнение которых проверяется на сборах, собраниях в конце учебного года. Элемент соревнования между классами является хорошим стимулом активной работы по поиску исторических материалов.

           Особенностью экспозиции школьного музея является учет школьной программы и необходимость постоянного обновления экспозиций. Для этого пользуются различными приемами: введение новых дополнительных разделов и экспозиционных комплексов, частичная замена некоторых экспонатов новыми, выставка новых пополнений, оживляет работу музея организация переносных выставок в классах.

        В школьном музее проводятся следующие виды учебной и внеклассной работы:

· экскурсия;

· урок – экскурсия;

· использование музейных экспонатов в качестве учебно-наглядных пособий на уроках;

· организация и проведение конференций;

· встречи с интересными людьми;

· заседания исторических клубов и кружков и т.д.

Педагогическая ценность работы в музее заключается в том, что информация в музее конкретна, эмоциональна и, кроме того, сама необычность музейной обстановки разрушает стереотип урока, дает возможность активизировать восприятие ребят.

                 Заключение.

 

       Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.

Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

         В настоящее время историческое краеведение достигло многого, однако, есть еще и слабые места, нерешенные вопросы.

Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.

           Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяется его важной ролью в учебно-воспитательном процессе.

           Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.

Источником для школьного исторического краеведения могут служить все известные наук виды исторических источников. Работа с ними отличается значительным своеобразием, как по своей конечной цели, так и по методам.

              Работа учителя – краеведа более многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование. Учитель должен постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала –общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный.

Доказано, что историческое краеведение является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов и является одной из важных отраслей исторического образования.

           Главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.

Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.

Литература

1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение.- 1980.

2. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. – М., 1972.

4. Горбунов Б.И. Структура и содержание курса Народоведения.// Преподавание истории в школе. – 1999.- № 8.-С. 53-54.

5. Историческое краеведение./Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.

6. Историческое краеведение./Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.

7. История Ставропольского края с древнейших времен до 1917 г. / Под ред. В.П. Невской. – Ставрополь: СКИПКРО, 1996.

8. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.

9. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К.Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. – 1999. - № 2. – С. 40-48.

10. Методика историко-краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...