Введение в мир изобретательского творчества
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка
по теме: «Введение в мир изобретательского творчества»
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Босяцкой Д.Г.
Цель: создать условия для развития индивидуальных способностей личности ребенка на основе интереса к научно-техническому творчеству
Задачи:
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность рассуждать;
- Познакомить ребят с новой для них наукой: теорией решения изобретательских задач;
- Обучать самостоятельности, стремлению к поиску оптимальных решений, возникающих перед ним проблем;
- Воспитывать культуру межличностных отношений в совместной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме: «Введение в мир изобретательского творчества»
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Босяцкой Д.Г.
Цель: создать условия для развития индивидуальных способностей личности ребенка на основе интереса к научно-техническому творчеству
Задачи:
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность рассуждать;
- Познакомить ребят с новой для них наукой: теорией решения изобретательских задач;
- Обучать самостоятельности, стремлению к поиску оптимальных решений, возникающих перед ним проблем;
- Воспитывать культуру межличностных отношений в совместной деятельности обучающихся.
План:
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в мир науки, техники и изобретательства.
У меня есть необыкновенный помощник, который желает с вами познакомиться и станет для вас другом, помощником и талисманом. Как вы думаете, что символизирует наш помощник? Правильно, сова символизирует ум и мудрость.
Сегодня наша работа будет строиться в форме диалога. По окончании занятия мы заполним «Анкету обучающегося».
Ребята, поднимите руки, кто любит:
- заниматься спортом;
- петь;
- танцевать;
- рисовать;
- делать поделки;
- читать книги;
- решать трудные головоломки;
- заниматься техникой.
Как много у нас интересов. И вот мы все такие разные объединились в единую систему, чтобы эффективнее достигнуть главной цели нашей встречи: познакомиться с теорией решения изобретательских задач и узнать может ли быть полезна эта технология для каждого из вас.
Для начала, давайте, попробуем узнать, что это такое. Может кто-то знает?
Замечательно! Значит, каждый из вас стоит сейчас на пороге открытий для себя чего-то нового, неизвестного. А я постараюсь вашу встречу с новым неизвестным сделать интересным. Значит, среди вас есть у меня надежные помощники.
Слово задача и решение вы прекрасно знаете из математики. А вот изобретательские – какие это задачи?
Это задачи, которые на первый взгляд решить невозможно. Но, узнав приемы ТРИЗ, мы сможем решать такие задачи.
А пока попытаемся решить задачу, не зная правил решения:
Слушаем задачу и пытаемся решить проблему.
Изобретательская задача. Время – деньги!
Практически каждый администратор, проводящий совещания, сталкивается с тем, что их участники говорят подолгу, красуясь своим многословием, а, не проясняя суть обсуждаемых вопросов. Один предприниматель решил в своей фирме эту проблему. Время совещаний сократилось с 3 часов до 30 минут. Как он это сделал? (Ребята смело предлагают свои предложения).
Используем:
- принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть);
- принцип «обрати вред в пользу» (убираем стулья, чтобы получить положительный эффект);
- принцип предварительного действия (заранее убрать стулья)
Можно ли научиться приемам изобретательства?
О приемах изобретательства есть книга писателя-фантаста Альтова «И тут появился изобретатель». Ее для вас ребята написал талантливый человек, инженер и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который является автором ТРИЗ.
ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности.
Он уверял еще ваших дедушек и бабушек на страницах известной детской газеты «Пионерская правда», что каждый, кто хочет, может этому научиться, с помощью инструментов ТРИЗ.
Одним из таких эффективных инструментов является знание законов развития технических систем.
А как вы думаете, что такое техническая система?
Это все, что сделал человек.
Чтобы восстановить историю развития технических систем, поиграем в игру
«Хорошо – плохо», т.е. познакомимся с противоречиями.
По названию игры вы уже поняли, что такое противоречие. Это самое необходимое слово-условие в ТРИЗ.
Возьмем, к примеру, техническую систему «утюг».
«Хорошо» «Плохо»
можно гладить можно сжечь вещи
горячий - хорошо гладить горячий - можно обжечься
работает от сети - удобно работает от сети – могут отключить свет
А теперь самостоятельно рассмотрим систему «телевизор»
«Хорошо» «Плохо»
можно посмотреть фильм может испортиться
большой экран тяжелый, пылится
громкий звук ругаются родители
много кнопок для переключения каналов не знаешь, какую кнопку, и когда нажимать
можно подключить другие технические нельзя одновременно смотреть телевизор и системы играть на компьютере
Молодцы! У вас есть задатки изобретателей.
Физкультперемена. Подвижная игра с мячом на когнитивное развитие «Назови признаки предметов наоборот».
- Какой бы сложности вы задачу не решали, очень важно правильно оценивать исходную информацию.
Вот вам логическая задача на смекалку:
За книгу отдали 100 рублей и еще половину стоимости книги. Вопрос: сколько стоит книга?
(дети дают разные ответы).
Если бы вы рассуждали внимательно, последовательно, нарисовали таблицу-схему, то ваши ответы были бы правильными.
Ребята, я уверена, что каждый из вас хоть что-нибудь да изобретал. К изобретениям относятся не только сложные технические системы, но и такие, которые облегчают нашу жизнь дома, в школе, во время отдыха.
Сейчас я вам раздам каждому 4 скрепки, и вы должны создать из них какой-нибудь объект: не соединяя скрепки между собой. Буквы и цифры не составлять! Задание несложное.
Умницы! Все справились с этим заданием. Каждый придумал свой оригинальный объект.
Итог занятия
Вот и подходит к концу наше первое знакомство с ТРИЗ.
Интересно ли было на занятии? Что нового вы узнали сегодня? (Дети сообщают, что они познакомились с новым для них предметом, и об этом обязательно расскажут родителям).
У нас много интересного еще впереди. Вы талантливы, изобретательны. Верю, что вы станете активными творческими личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Статья по ТРИЗ...
Теории решения изобретательских задач
Применение педагогических технологий на уроках истории...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-100367-1352631197.jpg)
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
Какие задачи учит решать современная школа? Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит перед молодым человеком жизнь? ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/28/picture-271079-1372445819.jpg)
Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности".
Презентация явилась иллюстрацией к докладу, где в краткой форме дается информация о создателе теории Г.С.Альтшуллере, а такжк тезися иллюстрирующие цели и задачи теории и области ее применения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1017994-1541308677.jpg)
Введение в научное творчество через материал исследования возможности решения Квадратуры круга
Я, Дениченко Сергей Николаевич, независимый исследователь, через исследование возможности решения задачи Квадратуры круга, хочу показать учащимся "кухню" научного творчества. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096121-1545480653.png)
Методическое пособие «Формирование у младших школьников навыка решения изобретательских задач на материале художественного творчества»
Мною разработан, и опробован «Упрощенный АРИЗ», (алгоритм решения изобретательских задач) который позволяет представить сложный теоретический материал в увлекательной, адаптированной для д...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1385891-1644484691.jpg)
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В МБОУ ДО «ТАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»
Главной целью инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск ...