«ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В МБОУ ДО «ТАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»
материал

Вакилова Галина Валентиновна
Главной целью инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_soveshchanii.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Тазовский районный Дом творчества»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ РАЙОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В МБОУ ДО «ТАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»

Подготовила:

методист Вакилова

Галина Валентиновна

Тазовский,

2017 год

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия общего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность и др.;

– пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия.

Именно в рамках этих пространств возникает возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Другой особенностью новых стандартов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

– личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

– метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

– предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС общего образования:

– не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы;

– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности;

– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

– имеют место перегрузки детей;

– реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;

– «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО;

– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя пространства взаимодействия могут быть намного шире;

– организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

– не определены условия финансирования внеурочной деятельности.

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС нового поколения в рамках многих экспериментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и качество образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и авторитет.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

– возможности работы в социуме, социального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требованиям стандарта, в самом дополнительном образовании должны, произойти изменения. И они уже происходят.                                                                        -Составлен и коллектив МБОУ ДО ТРДТ работает по плану  интеграции с МБОУ ТСОШ, МКОУ ТШИ, ДЮЦ с. Газ-Сале, МКДОУ детский сад «Рыбка» (в рамках общеобразовательной программы (ДОУ-ОО-УДОД), МБУ «Тазовский районный краеведческий музей», а также с ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ», ОГИБДД ОМВД России по Тазовскому району, «ОПС ЯНАО по Тазовскому району» филиал ГКУ ПС ЯНАО. Данный план  реализовывался  на протяжении всего учебного года. Были проведены беседы, лекции, встречи, акции, родительские собрания, интеллектуально-развлекательные и коммуникативные игры, развлекательно-игровые и конкурсные программы, открытые занятия, мастер - классы, семинары, экскурсии, поездки и другие мероприятия.Анализ результатов данной деятельности показал, что такая работа необходима, так как имеет огромную роль в воспитании подрастающегопоколения.

Основная проблема, над решением которой работали педагоги Дома творчества: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования».  

Основными задачами были:

- обновление содержания образовательных программ дополнительного образования детей: введение в программы элементов проектной, исследовательской деятельности;

- развитие проектно-исследовательских компетентностей педагогов и обучающихся;

- усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий;

- совершенствование педагогического мастерства руководителей, педагогов МБОУ ДО «Тазовский РДТ»;

- выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов;

- обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития МБОУ ДО «Тазовский РДТ»;

- развитие учебно-материальной базы, соответствующей современным требованиям образования.

    Главной целью инновационной деятельности в МБОУ ДО «Тазовский РДТ» является развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

     Качество предоставляемых Домом детского творчества образовательных услуг подтверждается результативным участием обучающихся в конкурсах различных уровней: 633 воспитанника Дома творчества приняли участие в 91 конкурсе, из них:

международного уровня – 9 (участников – 34, призовых мест – 27);

всероссийского уровня – 19 (участников – 91, призовых мест – 85);

регионального уровня – 7 (участников – 19, призовых мест – 11);

муниципального уровня – 56 (участников – 498, призовых мест – 277).

 Всего призовых мест – 400, из них: Грант – 5,

 Стипендия – 2,  Лауреат премии 1 степени – 2,

Лауреат 2 степени – 4, Гран-при – 2 ,

Дипломов 1 степени –121,

Дипломов 2 степени – 109,

Диплом 3 степени –102,

Дипломов победителя –5,

Диплом лауреата – 6,

Диплом в номинации –1,

Дипломов за участие, сертификатов – 41.

На базе Дома творчества с сентября 2013г. функционирует «Ресурсный центр по работе с одаренными детьми», в настоящее время руководителем центра является Ворожцова Елена Сергеевна - директор МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества».

     Цель деятельности ресурсного центра: организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в работе с интеллектуально и творчески мотивированными обучающимися.

     Проект «Обучение инновационному техническому творчеству» успешно реализуется через работу по программам объединений технической направленности: «Техническое моделирование и конструирование», «Художественная обработка дерева». Обучающиеся самостоятельно выбирают тему исследования, выполняют предварительный эскизный проект, расчет и обоснование габаритных размеров экспериментальной модели, изготавливают и проводят натуральные испытания, готовят работу на юниорские конкурсы.

Для успешной работы по выявлению обучающихся с признаками одаренности в МБОУ ДО «Тазовский РДТ» создан банк диагностических методик. По итогам проведенной диагностики в начале учебного года были выявлены обучающиеся с признаками одаренности, разработаны индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты. С целью мониторинга количества обучающихся, имеющих признаки одаренности, создан электронный банк данных детей с признаками одаренности, который системно обновляется.

В июне 2015 года по существующим методическим наработкам и проведенным исследованиям была подготовлена программа дополнительного обучения детей (учебно-исследовательская программа обучения одаренных детей естественным наукам, связанных с изменением климата Арктической зоне Западной Сибири) «Эврика». Срок реализации программы 2 года. Возраст детей 14-17 лет (8-11 классы).

       В настоящее время творческое объединение "Тазовские следопыты" при МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», действующее в составе Молодежного движения "Следопыты Русского географического общества" в Ямало-Ненецком автономном округе, активно сотрудничает со следующими организациями: Югорским государственным университетом, г. Ханты-Мансийск, музеем Арктики и Антарктики, г. Санкт-Петербург, отделом археологии Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного  комплекса им. И.С. Шемановского, Тазовским территориальным отделом ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов  ЯНАО».

Базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.

     Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую    необходимо решить в целях повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС в МБОУ СОШ №6 п. Гончарка

Внеурочная деятельность, отраженная в сетке часов учебного плана,организована школе с учетом:         - запросов родителей как основных заказчиков образов...

Анализ введения ФГОС в МБОУ Вершининская НШ-Д/С 2011-2012 учебный год

Уважаемые коллеги предлагаю материал из опыта введения ФГОС в 2011-2012 учебном году в МБОУ Вершининская НШ-Д/С...

Программа работы МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на 2015-2019 гг.

     В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, с активной граж...

Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

      Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в Тазовском районном Доме творчества на 2021-2022 учебный год

Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога и педагогов дополнительного образования, направленное на оказание психолого-педагогической помощи ода...