Анализ введения ФГОС в МБОУ Вершининская НШ-Д/С 2011-2012 учебный год
материал по теме

Шляпина Наталья Владимировна

Уважаемые коллеги предлагаю материал из опыта введения ФГОС в 2011-2012 учебном году в МБОУ Вершининская НШ-Д/С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vershina_analiz_fgos.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

    МБОУ  Вершининская НШ-Д/С

   Анализ итогов введения ФГОС НОО в 2011-2012 уч. г.

директор Шляпина Наталья Владимировна

           С 1 сентября 2011 года в МБОУ Вершининская начальная школа-детский сад в  первом классе введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС  НОО).

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО осуществлялось через:

- создание совета  и рабочей группы по введению ФГОС НОО;

- координацию деятельности администрации школы, педагогического совета и рабочей группы учителей начальных классов,

   - создание нормативно-правовой  базы, регламентирующей внедрение ФГОС;

   - приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, учителей начальных классов,  классных руководителей,  воспитателя ГПД);

- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения: осуществление  подбора и расстановки кадров; прохождение курсовой переподготовки кадров;

 -совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;  

  - составление плана деятельности школы по внедрению ФГОС НОО;

   - разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС  НОО;

   -определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС  НОО;

    - разработку на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования  основной образовательной программы МБОУ «Вершининская начальная школа-детский сад»;

   -составление  рабочих образовательных  программ по учебным дисциплинам;

  - проведение  систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС НОО;

  - оказание методической помощи классным руководителям, учителям;

            В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде  нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработаны и утверждены Положения о рабочей группе, о Совете, составлены план-график, план рабочей группы по введению и апробации ФГОС.   План  по введению  ФГОС второго поколения, содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

             Возможность апробации  введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях: Совета ОУ, педагогическом совете школы, родительских собраниях. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности обучающихся.

             Накануне 2011 - 2012  учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы., учебным планом, годовым календарным учебным графиком, режимом работы ОУ.             Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении 2011-2012 годов   шло активное освещение и  разъяснение  концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников школы.

              Составлен график повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам внедрения ФГОС НОО. В настоящее время прошли  курсы повышения квалификации: директор школы Шляпина Наталья Владимировна, учителя начальных классов: Баранова О.И, Митренга О.В, Митренга О.С, Стренковская В.Ф. , Стемплевская И.П. - 100% от числа педагогов.

       С родителями обучающихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Первый месяц  введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назрело. Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды.

             На начало 2011 - 2012 учебного года в 1 классе обучалось 8 детей прибыло 2 ребенка, на конец  2011 - 2012 учебного года обучалось 10 первоклассников. Учитель Баранова Ольга Иосифовна стаж педагогической работы 24 года, образование высшее, педагогическое, категории нет.

             Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Организовано двухразовое питание: дети своевременно завтракают, обедают. Каждая минута, проведённая в школе дала детям положительный опыт общения, позволила проявить себя как активную, творческую личность, расширило его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом - в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что  является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

             Выполнение этих требований осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая  является принципиально новым требованием  ФГОС  НОО.

            С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных  кружков и. Тем не менее, в документах, материалах сопровождения ФГОС неоднократно подчеркивается, что воспитание в школе — это не специальные мероприятия или комплекс мероприятий. «…подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни» (Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование)).

             Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности школы, сельского клуба и польского дома,  как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.              

            Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в  первом классе, и в частности, выбора  ее содержательных направлений, прежде всего, ориентировались на запросы родителей, законных представителей первоклассников, на приоритетные направления деятельности школы.

          Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на  внеурочную деятельность, использовались по желанию обучающихся и в формах, отличительных от урочной системы обучения.

         Согласно требованиям ФГОС  НОО (Утверждён  приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в  Базисном  учебном плане отводится 10 часов  еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в 1 классе школы представлена следующими направлениями:

1. Спортивно-оздоровительное направление -  3 часа в неделю

2. Духовно-нравственное-1 ч

3. Социальное-1 ч

4. Общеинтеллектуальное – 4 ч

5. Общекультурное – 1 ч

         1-му классу выделили 10 часов на организацию внеурочной деятельности. После окончания занятий первоклассники  отдыхали  1ч 30 минут. После перерыва в 13 ч 30 мин начинались внеурочные занятия продолжительностью 2 занятия по 30 минут.

 В школе  обучающиеся занимаются в одну смену, поэтому проблем с кабинетами  не было.

 Вся система внеурочной деятельности в школе  предоставила  возможность свободного выбора детьми программ,  которые близки им по природе, отвечали  внутренним потребностям, помогали удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

           Активно привлекаются к организации  внеучебной деятельности учителя начальных классов. Так за 2011-2012 год совместно с ними были проведены такие мероприятия как: «День урожая», «Праздник Азбуки», «Новый год».

          Одним из важнейших условий реализации  основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приобретен проектор BENQ , настенный экран, кабинет оснащен ПК.

           Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накоплены и сохранены материалы о личностном развитии обучающихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности обучающихся), дифференцированно составлены планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной  учебной деятельности обучающихся  школа  оснащена печатными  и электронными  носителями учебной (образовательной) информации, мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами. Имеется доступ в Интернет.  

            Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования,  в 2011 - 2012 учебном году школа   решала  следующие проблемы:

 - обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов 100% обеспечение

- своевременное обеспечение комплектом учебников для 1-4 классов - в 2011 - 2012 учебном году обеспеченность учебниками составила 100%

- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения - подготовлена рабочая тетрадь с  комплексными и предметными проверочными работам, задания разного уровня сложности (базового и повышенного) по каждому планируемому результату.

            В рамках ШМО учителя начальных классов посетили уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка, а на заседании школьного методического объединения проанализировали их.

На уроках и при проведении внеурочной деятельности шла активная реализация требований к реализации освоения общеобразовательной программы – формированию предметных, метапредметных, личностных результатов.

         16 марта 2012 года на открытом классном часе « Огонь друг, огонь враг» дети получили историческую справку появления огня, ознакомились  с профессией пожарного, принимали активное обсуждение правил пожарной безопасности.

         С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

       Диагностический анализ дал  возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого обучающегося, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения обучающихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать обучающихся по успешности обучения.

       В начале сентября в  классах был проведен  мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:

        - анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

        -   восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

          - восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

         Входные диагностики  были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 25% учащихся имеют высокий уровень, 50%- средний уровень и 25% -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

          Результаты  комплексной работы, проведенной в 1-м классе, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД позволило:

  - Поднять интерес обучающихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

   - Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

              Итоговое оценивание школьника за  год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителем 1-го  классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.

Уровни сформированности УУД первоклассников 2011-2012 учебный год

( приведены в приложении "Мониторинг сформированности УУД))

К концу  года был собран соответствующий накопительный материал.

              Таким образом, подходы стандарта предопределяют  аналогичный тип отношений между учителем и обучающимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития обучающихся.

           Проделана огромная работа по внедрению ФГОС в школе, но не полностью реализованы все требования стандартов.

         

Выводы:

1. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

2.Анализ  деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость.

       

           

               Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.

            Для успешной реализации ФГОС второго поколения  на 2012 - 2013 учебный год поставлены следующие задачи:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания обучающихся во второй половине дня.

 4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в 6 классе за 1 полугодие 2011-2012 учебного года

В документе приводится анализ воспитательной работы в 6 классе. Дан анализ мероприятий, проводимых в 1 полугодии, работа с родителями, с "трудными" детьми, работа по самоуправлению в классе....

Анализ воспитательной работы 5 «а» класса за 1 полугодие 2011-2012 учебного года.

Эта стаья рассказывает о проделанной работе с  классным коллективом  за первое полугодие 2011-2012г....

анализ работы школьного МО учителей математики, физики, информатики за 2011 - 2012 учебный год

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение     Средняя общеобразовательная школа  п. Усть - Уда...

Мониторинг формирования УУД в МБОУ Вершининская НШ-Д/С 2011-2012 учебный год

Материал содержит анализ формирования УУД у обучающихся 1 класса в 2011-2012 учебном году....

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

Анализ воспитательной работы МКОУ СОШ №4 п. Тавричанка за 2011/2012 учебный год

Анализ  воспитательной работы МКОУ СОШ №4 п. Тавричанка за 2011/2012 учебный год...