выступление на муниципальной стажёрской площадке
презентация к уроку

Анна Михайловна Тарханова

Психололгические аспекты формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon psihologicheskie_aspekty.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2» Психологические аспекты формирования читательской грамотности Составила : Тарханова А.М.

Слайд 2

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга» ( В.А.Сухомлинский) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д.Дидро )

Слайд 3

Процесс ЧТЕНИЯ ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ БЕГЛОСТЬ ОСОЗНАННОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ основы процесса чтения Это совместная работа трех различных анализаторов (подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая прием и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора- рецептор, центральная часть анализатора- мозг. речеслуховой (акустический) система восприятия устной, вокальной и письменной речи речедвигательный ( восприятие и анализ информации от органов речи) зрительный (оптический), обеспечивающий зрительное восприятие и анализ Необходимое условие для осуществления процесса чтения- движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращения назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.

Слайд 5

Процесс чтения состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в ее связи с фонемой ( звуко-буквенные связи); слияние нескольких букв в слоги (слогослияние) слияние нескольких слогов в слово ; интеграция (объединение нескольких слов в законченную фразу). Овладение процессом чтения происходит поэтапно : АНАЛИТИЧЕСКИЙ (буква, слог) Овладение звуко-буквенными обозначениями; послоговое чтение; СИНТЕТИЧЕСКИЙ (слово) ступень становления синтетических приемов чтения; ступень синтетического чтения . АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ (предложение)

Слайд 6

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую

Слайд 8

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения

Слайд 9

« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 10

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство» Это: -Проблемно-поисковые ситуации; -Беседы-дискуссии; -Мозговой штурм; -Визуализации; -Приём устного словесного рисования; -Словарно-стилистическая работа; -Элементы драматизации;

Слайд 11

Технологии развития критического мышления в организации читательского пространства и как стратегия развития смыслового чтения направлена на формирование вдумчивого читателя, который анализирует , сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию

Слайд 12

1. ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Слайд 13

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление ) Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Слайд 14

1. Приём «Чтение с остановками». 2. Приём «Синквейн». 3. Приём «Работа с вопросником» 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». 5. Приём «Мозговой штурм» 6. Приём «Уголки» 7 Приём «Написание творческих работ» 8.Приём «Создание викторины». 9. Приём «Логическая цепочка». .

Слайд 15

ПРОЧИТАЙТЕ, Пожалуйста, данный текст.

Слайд 17

Образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой: 1) личностные результаты – сформированность ценностного отношения к чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения; 2) метапредметные результаты – умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности; 3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др.

Слайд 18

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

Слайд 19

• в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

Слайд 20

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ – необходимое условие для формирования УУД и развития метапредметных компетенций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Приказ департамента образования "Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки на базе Панаевской школы-интерната"

Объявить благодарность руководителю эксперимента Толстиковой Г.Л., директору МОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования», автору проекта эксперимента – Ничковой Т.А., замест...

стажёрская площадка АКИПКРО на базе МБОУ "Гимназия №85"

отзывы о работе учителей русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №85"...

Материалы стажёрской площадки по профстандарту

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеурочной деятельно...

В Похвистневском районе заработала стажёрская площадка по социализации сельской молодёжи

Об открытии стажёрской площадки по социализации сельской молодёжи...