План – конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в страну полезных ископаемых»
план-конспект по краеведению
Данное мероприятие поможет дошкольникам познакомиться с полезными ископаемыми родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
совместной образовательной деятельности
в старшей группе
на тему: «Путешествие в страну полезных ископаемых»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 145» г. Чебоксары
Васильева З.Г.
г. Чебоксары 2019 г.
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о полезных ископаемых Чувашского края: песке, глине, торфе; о их значении для человека.
- Повышать интерес к поисковой деятельности; развивать образное мышление, используя схематические изображения в процессе комплексного представления.
- Развивать устойчивость, переключение внимания в зависимости от полученной инструкции (поиск материала о полезных ископаемых в газетах, журналах, книгах).
- Продолжать развивать внимание, умение выполнять поставленную задачу, способы ее достижения; развивать умение составлять рассказы из 2-4 предложений из личного опыта.
- Развивать творчество и инициативу в процессе выполнения исследовательской деятельности; формировать общение со сверстниками, умение договариваться, слушать высказывания товарищей.
- Ввести в активный словарь выражение «полезные ископаемые».
Индивидуальная работа: вселять уверенность в Лену Б., активизируя ее для высказывания собственного мнения.
Материал к занятию: стенд с газетами, журналами, книгами, дисками о полезных ископаемых; лупы, сито, ёмкости с песком: сухим и влажным, ёмкости для пересыпания, тазики с водой для промывания песка; стол с сухим песком для рисования, бейсболки, бейджики, карта Чувашской Республики с указанием мест добычи полезных ископаемых, вывески «Библиотека», «Лаборатория», «Полезные ископаемые», карандаши, листы бумаги для зарисовки опытов, переносной экран, ноутбук, колонки, компьтерная дидактическая игра «Полезные ископаемые Чувашской Республики», диктофон, видеокамера.
Методические приемы:
- Мотивация: получение письма от друзей из г. Томск.
- Беседа.
- Проблемные вопросы и ситуации.
- Рассматривание карты Чувашской Республики.
- Вопросы о значении слов.
- Д/игра «По кругу».
- Проведение детьми опытов, фиксация результатов (элемент методики И.А.Савенкова)
- Рисование на сухом песке.
- Физкультминутка.
- Развивающая компьютерная игра «Полезные ископаемые ЧР».
Ход занятия:
Восп. (на экран выводится фотография) Ребята, вы узнаете, кто на фотографии? Правильно, к нам приезжали гости из журнала «Добрята» города Томска и проводили с вами интересное занятие. И недавно мы получили от них письмо. Послушайте, что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята. Нам очень понравился ваш город, мы много узнали о вашей республике. Наш город Томск находится на севере нашей страны, а край, в котором мы живем, богат нефтью, каменным углем и другими полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые есть в Чувашии, нам бы очень хотелось это узнать. Ждем вашего письма по почте или по Интернету».
Каким образом мы можем узнать больше о своей республике? Кто нам в этом может помочь?
(ответы детей: телевидение, газеты, журналы, книги, энциклопедии, родители, воспитатель в детском саду, Интернет и др.). Правильно, а как вы думаете, люди какой профессии рассказывают нам об этом со страниц газет, журналов, телевидения?
(журналисты).
Я предлагаю вам побыть в роли журналистов, совершить небольшое путешествие, собрать необходимый материал и отправить по электронной почте письмо в Томск.
(воспитатель предлагает детям надеть бейсболки и бейджики).
Наше путешествие начинается с первой станции, которая называется «Библиотека». В ней размещены книги, энциклопедии, диски, иллюстрации о полезных ископаемых. Как вы думаете, почему полезные ископаемые назвали полезными ископаемыми? (Заслушиваем ответы детей, делаем вывод: полезные – приносят пользу, нужные, необходимые; ископаемые – от слова копать, искать, выкапывать).
Восп. Правильно – полезные ископаемые – это вещества, добываемые из – под земли и приносящие пользу.
Если вы подойдете ближе, то сразу заметите закладки в книгах, открыв которые вы узнаете много нового, своими знаниями вы поделитесь со всеми детьми (дети рассматривают книги, выбирают о чем будут рассказывать).
(Рассказы 2 - 3 детей о том, что они узнали из книг и энциклопедий. Ребенок выходит, выставляет на мольберт книгу и рассказывает в 2 – 4 предложениях).
(Воспитатель вывешивает карту полезных ископаемых).
Восп. А какие полезные ископаемые встречаются в нашей республике?
(песок, глина, торф, известняк и др.)
- Что вы знаете о глине? (ответы детей)
- Что вы знаете о торфе?
Чтобы лучше познакомится с полезными ископаемыми, я предлагаю отправиться в лабораторию.
«Песочная лаборатория» (для детей приготовлены фартуки, столы с инвентарём для опытов, на столах лежат карточки с заданиями.).
(Исследовательская деятельность – элемент методики А.И.Савенкова).
Восп. Вы пришли в научную лабораторию песка. Каждый из вас сам будет проводить опыты, а помогут вам спланировать свою работу эти карточки – подсказки. (У каждого ребенка одинаковая серия карточек, обозначающих исследовательское действие: «глаз» - понаблюдать, «?»-спросить, «рука»-опыт, «восклицательный знак» - подумать самим и карточка с пустыми окошечками для фиксирования результатов.) Возьмите карточки и начинайте работать. (Дальнейшие инструкции, планирование детской деятельности, оказание помощи в проведении опытов воспитатель осуществляет индивидуально).
(Дети работают 6-8 минут, воспитатель предупреждает за 1 минуту до завершения работы).
Восп. Дети, а сейчас мы поделимся друг с другом своими открытиями (предлагает 2-3 детям рассказать по схематическим изображениям в карточке о своей поисковой деятельности).
Восп. Чтобы еще раз вспомнить о свойствах песка мы ответим на вопрос «Какой он?». Я передаю песок по кругу, каждый поделится своими знаниями о песке (Ответы детей про песок - желтое сыпучее вещество, используется при строительстве домов, производстве стекла. Ответы детей подводят итог 2-й части занятия. Если дети не сказали о песке что-то важное, то воспитатель в конце добавляет.)
Восп. Ребята, вы хорошо потрудились и за хорошую работу вам подарок - можете оставить свои рисунки на песке (дети рисуют песком по стеклу).
Восп. Я чувствую, что немного устали и вам не мешало бы немного отдохнуть:
Физкультминутка: Недра земли богатства таят
Их перечислить попросим ребят
Каменный уголь, нефть и руда
Будут нужны человеку всегда
В нашей республике, помни дружок
Есть торф сапропель, глина, песок
(дети сопровождают слова движением). Наше путешествие продолжается.
3-я станция «Кинозал»
Восп. Журналисты, рассаживайтесь в нашем кинозале, для вас приготовлена игра о полезных ископаемых нашей республики. (начинается показ титульного слайда, и первого задания)
- Восп. Назовите, какая картинка здесь лишняя и почему (дети отмечают, что лишняя картинка – это нефть, т.к. нефть не добывается в ЧР.)
- Восп. Посмотрите на экран, и придумайте вопрос к следующему слайду (На слайде: по центру глина, по четырем углам – керамическая посуда, кирпич, игрушка, металлическая ложка. Дети должны задать вопрос «Что сделано не из глины?»).
- (На экране по углам изображены картинки: рассада в стаканчике с черной землей, добыча торфа, горящая печь, светящаяся лампочка. В центре пустой квадрат. Дети должны отгадать, что должно быть изображено в пустом квадрате.)
Восп. Журналисты, придумайте вопрос для данного слайда. (желательно, чтобы дети спросили, какое полезное ископаемое спрятано в пустом квадрате, и сами на него ответили).
Восп. Наше путешествие подошло к концу. С какой целью мы совершили это путешествие? …. Сейчас каждый журналист подумает, что ему больше всего понравилось и о чем он хочет рассказать нашим друзьям из г. Томска. (Детям подносится экран, в который они высказываются).
Теперь журналистам пора снова стать детьми. Вы были любознательными, энергичными, и проделали большую работу (возращение детей в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Путешествие в страну Знаний"
Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, правилах поведения в общественном транспорте, временах года, приметах осени, профессиях, составе чисел, диких и домашних животных, фруктах и овощах. ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в мир искусства"
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Первый этап работы может быть связан с уточнением и расширением представлений у детей об искус...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Встреча королевы Музыки и Математики"
Закрепить умение решать задачи на сложение, делить целое на части,считать до десяти,в окружающем пространстве находить геометрические фигуры, подбирать слова обратного значения....
Конспект совместной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Куда пропала посуда?»
Конспект совместной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по теме: «Куда пропала посуда?»Цель:формировать у детей представление и знания о посуде, её назначен...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе совместного занятия по ознакомлению с природой на тему: «Весна. Труд людей в природе»
представления детей о предметах, облегчающих труд человека в природе; их назначении....
План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"
Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...