план работы кружка по генетике
материал

Хартова Елена Вячеславовна

программа кружка по генетике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_genetike.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

кружка

«Генетика»

на 2019 -2020 уч.г.

Руководитель кружка

Е.В.Хартова

Пояснительная записка

Генетика является сложной научной и учебной дисциплиной, и как показывает педагогическая практика ее усвоение вызывает серьезные затруднения у студентов. Выправить сложившееся положение способны кружковые занятия по генетике. Они позволяют удовлетворить естественный интерес учащихся к вопросам наследственности и изменчивости и способствуют лучшему усвоению учебного материала.

Целью обучения является формирование у студентов знаний об основных закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов, обоснование материальной основы наследственных преобразований.

Достижение данной цели осуществляется за счет решения следующих задач:

  • сформировать у кружковцев понятие о методах генетического анализа;
  • обосновать значение ДНК, генов, хромосом в хранении и передаче наследственной информации;
  • обосновать роль генотипа и среды в формировании фенотипа;
  • обосновать значение мутаций для эволюции и селекции;
  • ознакомить с методикой решения генетических задач;
  • ознакомить с методикой составления родословной анализа типа наследования по ней;
  • сформировать навыки вычисления критерия соответствия;
  • сформировать навыки составления вариационных рядов по имеющейся выборке;
  • сформировать навыки вычисления важнейших биометрических показателей;
  • сформировать понятие о наследственных болезнях человека и их причинах;
  • обосновать вредное влияние мутагенов, курения, употребления алкоголя на наследственность, развитие потомства;
  • развивать умения работать с дополнительной литературой и справочниками.

Генетика является логическим продолжением предыдущих разделов биологии, таких как «биология клетки», «биология размножения и развития». Поэтому усвоение этих тем необходимо для начального этапа обучения генетики и способствует формированию некоторых генетических понятий.

Содержание образовательной программы

1.    Вводное занятие

Ознакомление с планом работы по образовательной программе "Генетика". Организационные вопросы. Основные понятия генетики. Генетический язык и символика. Основные задачи и значение генетики.

2.   История генетики

История возникновения генетики, как науки. 3 периода развития генетики. Вклад русских и зарубежных ученых в развитие генетики. Современный этап развития генетики, научные достижения и перспективы развития.

3.    Методы генетического анализа

Генетический анализ – основной метод генетики. Специфика работ Г.Менделя. Законы наследования. Моно-, ди- и поигибридное скрещивание. Закон «чистоты гамет». Взаимодействие аллельных генов. Анализирующее и возвратное скрещивание.

Практические работы. Решение задач по законам наследования. Генетический анализ гибридов первого и второго поколения при моно- и дигибридном скрещивании.

4.       Взаимодействие генов

Типы взаимодействия генов. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарное действие генов и типы расщепления. Доминантный и рецессивный эпистаз. Кумулятивная и некумулятивная полимерия. Модифицирующее действие генов. Плейотропия. Качественные и количественные признаки.

Практические работы. Эксперименты по взаимодействию генов на дрозофиле. Биометрические методы в генетических исследованиях. Решение задач.

5.     Сцепленное наследование и рекомбинации

Явление сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана. Закономерности неполного сцепления генов. Перекрест хромосом (кроссинговер) и его цитологическое доказательство. Генетические доказательства линейного расположения генов в группе сцепления. Генетические карты высших организмов.

Практические работы. Определение положения гена в группе сцепления. Решение генетических задач.

6.     Мутации у высших организмов

Комбинативная и мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Множественный аллелизм. Индуцированный мутационный процесс.

7.     Цитоплазматическая наследственность

Роль ядра и цитоплазмы в наследственности. Органеллы клеток, имеющие самостоятельно реплицирующуюся ДНК. Пластидная наследственность. Митохондриальная наследственность. Явление цитоплазматической мужской стерильности.

8.     Медицинская генетика

Человек – как генетический объект исследований. Методы генетики человека. Хромосомы человека в норме и патологии. Генные болезни человека – фенилкетонурия, муковисцидоз и их молекулярные механизмы. Хромосомные абберации у человека- синдром Дауна. Болезни с наследственным предрасположением. Медико-генетические консультации.

Практические работы. Генеалогический метод в генетике человека. Принципы оценки степени риска при аутосомно-доминантном, аутосомно-рецессивном и сцепленном с полом наследовании. Решение задач на медико-генетическое консультирование.

9.     Генетика пола

Роль хромосом в определении пола. Генетические и физиологические особенности половых хромосом. Теории определения пола – балансовая и физиологическая. Переопределение пола.

Практическая работа. Анализ родословных с различными типами наследования. Решение генетических задач.

10.     Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Оценка индивидуальных достижений.

Содержание темы

Срок проведения

Ответственные

Примечание

Заседание №1

Предмет и задачи генетики

История развития генетики

сентябрь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №2

Закономерности моногибридного скрещивания. 1 и 2 законы Г. Менделя

Статистическая природа закономерностей наследования.

Генетические задачи

Моногибридное скрещивание.

октябрь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №3

Закономерности наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании.

Анализирующее скрещивание.

Нарушение закона независимого распределения

Генетические задачи

Взаимодействие генов.

ноябрь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №4

Деление клетки.

Параллелизм в поведении генов и хромосом при образовании гамет.

декабрь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №5

Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование.

Перекомбинация генов, лежащих в одной хромосоме.

Генетические задачи

Наследование признаков сцепленных с полом.

Сцепленное наследование и кроссинговер.

январь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №6

Генетические карты.

Генетические задачи

Построение генетической карты.

Круглый стол на тему: «Вопросы о хорошей и плохой наследственности»

февраль

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №7

Гены и ферменты.

Поиски вещества наследственности.

Строение, химический состав и синтез нуклеиновых кислот в клетке.

март

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №8

Код наследственности. Понятие о гене.

Цитоплазматическая наследственность.

апрель

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №9

Хромосомные типы определения пола.

Сцепленное наследование генов.

Генетические задачи

Определение положения гена в группе сцепления.

май

Е.В.Хартова

Члены кружка

Заседание №10

Подведение итогов за год.

Оценка индивидуальных достижений студентов.

июнь

Е.В.Хартова

Члены кружка

Литература:

Основная.

  1. Учебник «Генетика человека с основами медицинской генетики» Э.Д.Рубан                                                                                                                                    «Феникс»Ростов-на-Дону ,2018г.

Дополнительная:

  1. Акуленко Л.В., Угарова С.Д., «Медицинская генетика». Учебник для медицинских учреждений, М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011г. Для специальностей «Сестринское дело», «Акушерство», «Лечебное дело»;
  2. Гайнутдинов И.К., Рубан Э.Д. «Медицинская генетика» Ростов-на-Дону «Феникс», 2009г.;
  3. Под ред. Академии РАМН Бочкова Н.П., «Медицинская генетика», М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010г.;
  4. Макконки Э. «Геном человека». Перевод с английского Хромова -Борисова Н.Н., М.: - Техносфера, 2008г.
  5. Бочков Н.П., «Клиническая генетика» - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006г.;

      6.Курчанов Н.А., «Генетика человека с основами медицинской генетики», руководство    для самоподготовки, М.: - АКАДЕМИЯ, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Юный информатик"

Кружок проводится 1 час в неделю для 8-11 классов....

План работы кружка "Путешествие в мир растений"

В соответствии с новыми стандартами в основной школе значительно сокращено время на изучение растений.  Курс «Путешествие в мир растений» содержит знания, вызывающий познавательный интерес ...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....