Дидактические игры
методическая разработка

Большаков Юрий Робертович

Дидактические игры на занятиях шахматами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_sbornik_po_shahmatam.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА»

СБОРНИК

дидактических  игр  

для  занятий  по  шахматам.

Составитель  

педагог  доп. образования

Большаков Юрий Робертович

Нижневартовск, 2017

Дидактические  игры  на  занятиях  по  шахматам.

«Над  головой!»

Простой  вариант: на  скорость, по  команде  ведущего, поднять  над  головой,  например – слона, коня  или  любую  фигуру.

Усложнённый  вариант: поднять  над  головой  фигуру, которая, например -  ходит  только  по  диагонали; какая  фигура  мечтает  стать  ферзём  и  так  дальше.

«Волшебный  мешочек»

В  непрозрачный  мешочек  по  очереди  прячутся  шахматные  фигуры. Ребёнку  предлагается, с  закрытыми  глазами на  ощуп достать  фигуру  и  узнать  её.

«Шахматный  теремок»

Деревянная  шахматная  доска  представляется  как  «теремок». Сюда, следуя  сказочному  сюжету, по  очереди  забегут  шесть  разных  белых  фигур: от  пешки  до  короля. Король  может  забраться  на  «теремок»  и  уронить  его, а  остальные  фигуры  помогут  «теремок»  «построить» - поднять.

«Шахматный  колобок»

Посадили  «репку» - клубок. Около  него  ребёнок  по  росту  выстраивает  белые  или  чёрные  фигуры, поясняя: «дед» - это  король, «бабка» - ферзь, «внучка» - слон, «Жучка» - конь, «кошка» - ладья, «мышка» - пешка.

«Большая  и  маленькая»

Поставьте  перед  ребёнком  шесть  разных  шахматных  фигур. Попросите  выбрать  самую  высокую, назвать  её, отставить  в  сторону. Потом  ребёнок  выделит  самую  высокую  из  оставшихся  фигур  и  т. д.

«Запретная  фигура»

Все  шахматные  фигуры  поставить  в  один  ряд. По  просьбе  ведущего  ребёнок  будет  показывать   называемые  фигуры, кроме  «запретной», которая  выбирается  заранее. Вместо    названия  «запретной»  фигуры  надо  сказать  «секрет».

«Угадай-ка»

Ведущий  загадывает  какую-нибудь  шахматную  фигуру  и  прячет  её. Предлагает  ребёнку  догадаться, что  это  за  фигура. Ребёнок  может  называть  наводящие  вопросы, ответами  на  которые  могут  быть  ответы: «да»  или  «нет».

«Что  общего?»

Возьмите  две  любые  шахматные  фигуры  и  спросите: «Чем  они  похожи? Чем  отличаются?» (цветом, формой и т.д.)

 «Белые  и  чёрные»

В  беспорядке  на  столе  на  столе  стоят  по  шесть  фигур. Начиная  игру, ведущий  отставляет  в  сторону  одну  из  фигур, называя  её  и  цвет. Например: «Белый  ферзь». Ребёнок  продолжает  игру  и  должен  выбрать  шахматную  фигуру  иного  названия  и  цвета  (таково  условие), обязательно  называя  её.

«Куча  мала»

Все  шахматные  фигуры  лежат  в  куче. Ведущий  закрывает  глаза, берёт  какую-нибудь  из  фигур  и  ощупывает  её. Выбрᮉнную  шахматную  фигуру  он  умышленно  называет  неправильно, открывает  глаза  и  спрашивает  детей: «Так?» Дети  поправляют  ведущего. Затем  меняются  местами.

«Школа»

Переверните  шахматную  доску  клетками  вниз, в  углубления  поставьте  шахматные  фигуры  и  скажите  ребёнку: «Это  ваши  ученики. Как  зовут  этого  ученика?.. А  этого?...»

«Цвет»

Попросите  детей  поставить  в  ряд  все  белые  или  все  чёрные  шахматные  фигуры.

«Ряд»

Предложить  детям  поставить  в  один  ряд  пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.

«По  росту»

Предложите  детям  по  росту  расставить  шесть  разных  шахматных  фигур  одного  цвета, называя  эти  фигуры.

«Догонялки»

Выбирается  одна  из  белых  фигур, например  пешки, имитируется  её  бег  по  столу. После  этого  предложите  ребёнку  выбрать  и  назвать  какую-нибудь  чёрную  фигуру  и  пуститься  ей  вдогонку  за  фигурой.

«Прятки»

Спрячьте  в  комнате  несколько  шахматных  фигур. Ребёнок  должен  найти  их  и  назвать.

«На  стуле»

Поставить  стул, на  него  поставить  фигуру. По  разные  стороны  от  стула, но  на  равном  расстоянии  от  него  стоят  дети. По  команде  дети  бегут  к  стулу. Тот, кто  первым  схватит  шахматную  фигуру, должен  назвать  её.

«Пирамида»

Предложить  детям  на  белую  ладью  поставить  чёрную, затем  снова  белую  и  чёрную, а  на  самый  верх  белую  пешку. Спросите  у  детей, нельзя  ли  построить  пирамиду  из  других  фигур.

«Убери  такую  же»

Все  шахматные  фигуры  стоят  или  лежат  на  столе. Уберите  одну  из  фигур  в  коробку. Попросите  назвать  эту  фигуру  и  положить  в  коробку  аналогичную  шахматную  фигуру  и  т.д.

«Полна  горница»

Полный  набор  шахматных  фигур  располагается  на  столе. Рядом  клетками  вниз  лежит  раскрытая  шахматная  доска  (или  коробка  для  фигур). Предложите  взять  одну  из  шахматных  фигур, назвать  её  и  уложить  «спать»  в  коробку  или  шахматную  доску.

«На  одну  клетку»

В  этой  игре  делают  по  очереди  ход  фигурой, например  ладьёй, но  только  на  соседнее  поле, в  случае  ладьи  по  вертикали  или  горизонтали. Дети  учатся  ставить  фигуру  аккуратно  в  середину  клетки.

 «Через  клетку»

В  этой  игре  фигура  должна  всегда  перепрыгивать  через  одну  клетку.

«Через  две  клетки»

В  этой  игре  дети  ходят  фигурой  по  очереди  через  две  клетки.

«Большой  прыжок»

Проводится  аналогично  как  предыдущие  игры, но  фигура  перепрыгивает  через  3,4,5,6  полей.

«Задача  направления»

Ребёнку  задаётся  направление  фигуры  и  количество  полей, на  которое  она  пойдёт. Например: «Ладья  идёт  налево  на  одно  поле». Ребёнок  делает  этот  ход  и  задаёт  задание  следующему  игроку.

 «Поворот»

После  каждого  хода  ведущего, ребёнок  следующим  ходом  делает  поворот  фигурой  в  противоположном  направлении.  

«Длинный  ход»

Ребёнку  предлагается  сделать  ход  фигурой  из  какого-нибудь  конкретного  положения  на  максимальное  количество  клеток.

 «Туда-сюда»

Ведущий  делает  ход  фигурой, ребёнок  должен  вернуть  её  назад.

«Ладья  против  ладьи»

На  шахматной  доске  стоят  одна  белая  и  одна  чёрная  ладьи, находясь  в  углах  противоположных  по  диагонали. Задача, двигаясь  поочередно  по  доске, поймать  ладью  соперника.

«По  всем  углам»

Поставьте  ладью  или  ферзя  в  один  из  углов  шахматной  доски. Ребёнок  должен  «пробежаться»  фигурой  по  всем  угловым  клеткам  и  вернуться  на  исходное  поле.

«Игра  на  уничтожение»

Педагог  с  ребёнком  или  двое  детей  играют  на  шахматной  доске  ограниченным  числом  фигур.

«Прямо  и  наискосок»

Эта  игра  для  ферзя. Ведущий  ходит  с  ребёнком  попеременно – то  по  линии, то  по  диагонали. Или  задаются  конкретные  направления  движения  ферзя, например, говорят: «Прямо», «Налево  по  прямой», «Направо  вниз  по  диагонали».

«Чемпион»

Белая  пешка  стоит  на  любом  поле  второй  горизонтали. Ведущий  с  ребёнком  по  очереди  ходят  этой  пешкой. Выигрывает  тот, кто  передвинет  белую  пешку  на  восьмую  горизонталь.

«Кто  первый?»

На  второй  горизонтали  две  белые  пешки. Одной  из  них  будет  играть  ребёнок, второй – ведущий. Начинает  ребёнок. Выигрывает  тот, чья  пешка  первой  достигнет  последней  горизонтали.

«На  второй  и  третьей» 

Расположить  одну  из  белых  пешек  на  второй  горизонтали, другую – на  иной  вертикали  на  третьей  горизонтали. Игра  протекает  аналогично  игре  «Кто  первый?»

«Войско  из  мешочка»

Все  фигуры  находятся  в  непрозрачном  мешочке. Ребёнок  вынимает  фигуру  из  мешочка, называет  её  и  правильно  ставит  на  шахматную  доску. В  конце  игры  все  шахматные  фигуры  стоят  на  своих  местах.

 «Весь  отряд – восемь  в  ряд»

Предложите  детям  поставить  все  белые  пешки  на  второй  горизонтали.

«Соседи»

Детям  показываются  две  фигуры  и  спрашивается: «Стоят  ли  они  рядом  в  начальной  позиции?» Просят  назвать  соседей  этой  фигуры.

«Кто  быстрее?»

Все  шахматные  фигуры  покоятся  на  столе. Предложите  ребёнку  посостязаться:

  • кто  быстрее  соберёт  в  определённом  месте  две-три  одинаковые  шахматные  фигуры.  
  • обозначит  линии: горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • выстроить  фигуры  в  начальной  позиции.

«Игра  на  уничтожение»

В  игре  у  ребёнка  формируется  внутренний  план  действий, развивается  аналитико-синтетическая  функция  мышления  и  др. Педагог  играет  с  учениками  ограниченным  числом  фигур (чаще  всего  фигура  против  фигуры). Выигрывает  тот, кто  побьёт  все  фигуры  противника.

«Один  в  поле  воин»

Белая  фигура  должна  побить  все  чёрные  фигуры, расположенные  на  шахматной  доске, уничтожая  каждым  ходом  по  фигуре (чёрные  фигуры  считаются  заколдованными, неподвижными)

«Лабиринт»

Белая  фигура  должна  достичь  определённой  клетки  шахматной  доски, не  становясь  на  «заминированные»  поля  и  не  перепрыгивая  их.

«Перехитри  часовых»

Белая  фигура  должна  достичь  определённой  клетки  шахматной  доски,  не «заминированные»  поля  и  на  поля, находящиеся  под  ударом  чёрных  фигур.

«Кратчайший  путь»

За  минимальное  число  ходов  белая  фигура  должна  достичь  определённой  клетки  шахматной  доски.

«Сними  часовых»

Белая  фигура  должна  побить  все  чёрные  фигуры; избирается  такой  маршрут  передвижения  по  шахматной  доске, чтобы  белая  фигура  ни  разу  не  оказалась  под  ударом  чёрных  фигур.

«Захват  контрольного  поля»

Игра  фигурой  против  фигуры  ведётся  не  с  целью  уничтожения, а  с  целью  установить  свою  фигуру  на  определённое  поле. При  этом  запрещается  ставить  фигуры  на клетки, находящиеся  под  ударом  фигуры  противника.

«Защита  контрольного  поля»

Эт亶  игра  подобна  предыдущей,  но  при  точной  игре  обеих  сторон  не  имеет  победителя.

 

«Атака  неприятельской  фигуры»

Белая  фигура  должна  за  один  ход  напасть  на  чёрную  фигуру, но  так, чтобы  не  оказаться  под  боем.

«Двойной  удар»

Белой  фигурой  надо  напасть  одновременно  на  две  чёрные  фигуры.

«Взятие»

Из  нескольких  возможных  взятий  надо  выбрать  лучшее – побить  незащищённую  фигуру.

«Защита»

Здесь  нужно  одной  белой  фигурой  защитить  другую, стоящую  под  боем.

«Выиграй  фигуру»

Белые  должны  сделать  такой  ход, чтобы  при  любом  ответе  чёрных  они  проиграли  одну  из  своих  фигур.

«Ограничение  подвижности»

Это  разновидность  «игры  на  уничтожение», но  с  «заминированными  полями». Выигрывает  тот, кто  побьёт  все  фигуры  противника.

«Шах  или  не  шах»

Приводится  ряд  положений, в  которых  ученики  должны  определить: стоит  ли  король  под  шахом  или  нет.

«Дай  шах»

Требуется  объявить  шах  неприятельскому  королю.

«Пять  шагов»

Каждой  из  пяти  белых  фигур  нужно  объявить  шах  чёрному  королю.

«Защита  от  шаха»

Белый  король  должен  защититься  от  шаха.

«Мат  или  не  мат»

Приводится  ряд  положений, в  которых  ученики  должны  определить: дан  ли  мат  чёрному  королю.

«Первый  шах»

Игра  проводится    всеми  фигурами  из  начального  положения. Выигрывает  тот, кто  объявит  первый  шах.

«Рокировка»

Ученики  должны  определить, можно  ли  рокироваться  в  тех  или  иных  случаях.

«Два  хода»

Для  того  чтобы  ученик  научился  создавать  и  реализовывать  угрозы, он  играет  с  педагогом  следующим  образом:  на  каждый  ход  учителя  ученик  отвечает  двумя  своими  ходами.

«Назови  вертикаль»

Педагог  показ  одну  из  вертикалей, ученики  должны  назвать  её (например: «Вертикаль «с»). Так  школьники  называют  все  вертикали. Затем  педагог  спрашивает: «На  какой  вертикали  в  начальной  позиции  стоят  короли? ферзи? королевские  слоны? ферзевые  ладьи?» и  т.п.

«Назови  горизонталь»

Это  задание  подобно  предыдущему, но  дети  выявляют  горизонталь (например: «Вторая  горизонталь»).

«Назови  диагональ»

А  здесь  определяется  диагональ  (например: «Диагональ  е1 – а5»).

«Какого  цвета  поле»

Педагог  называет  какое-либо  поле  и  просит  определить  его  цвет.

«Кто  быстрее»

К  доске  вызываются  два  ученика, педагог  предлагает  им  найти  на  демонстрационной  доске  определённое  поле. Выигрывает  тот, кто  сделает  это  быстрее.

«Вижу  цель»

Педагог  задумывает  одно  из  полей  и  предлагает  ребятам  угадать  его. Педагог  уточняет  ответы  детей.

«Обе  армии  равны»

Педагог  ставит  на  столе  от  одной  до  четырёх  фигур  и  просит  ребят  расположить  на  своих  шахматных  досках  другие  наборы  фигур  так, чтобы  суммы  очков  в  армиях  педагога  и  ребёнка  были  равны.

 «Кто  сильнее»

Педагог  показывает  детям  две  фигуры  и  спрашивает: «Какая  фигура  сильнее? На  сколько  очков?»

«Защита»

В  учебных  положениях  требуется  найти  ход, позволяющий  сохранить  материальное  равенство.

«Выигрыш  материала»

Педагог  расставляет  на  демонстрационной  доске  учебные  положения, в  которых  белые  должны  достичь  материального  перевеса.

«Шах  или  мат»

Шах  или  мат  чёрному  королю?

«Мат  или  пат»

Нужно  определить, мат  или  пат  на  шахматной  доске.

«Мат  в  один  ход»

Требуется  объявить  мат  в  один  ход  чёрному  королю.

«На  крайнюю  линию»

Белыми  надо  сделать  такой  ход, чтобы  чёрный  король  отступил  на  одну  из  крайних  вертикалей  или  горизонталей.

«В  угол»

Требуется  сделать  такой  ход, чтобы  черным  пришлось  отойти  королём  на  угловое  поле.

«Ограниченный  король»

Надо  сделать  ход, после  которого  у  чёрного  короля  останется  наименьшее  количество   для  отдыха.

Дидактические  игры  по  шахматам

 для  внеклассных  мероприятий  и  перемен.

«Лови – не  лови»

Для  игры  нужен  мяч. Ребёнку  кидается  мячи  задаётся  вопрос, связанные  с  начальным  положением, о  том  как  ходят  фигуры, термины  и  др. Если  ребёнок  согласен  с  утверждением, то  он  ловит  мяч, если  нет, то  нет.

«Шахматные  классики»

На  асфальте  нарисован  фрагмент  шахматной  доски  «две  клетки  на  восемь»  и  играют  на  нём  как  в  обычные  классики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы.  Поэтому наиболее подходи...

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век

Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация  и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...